Методика тренировки общей и специальной выносливости пловца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:34, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования. Объектом нашего исследования является состояние показателей скоростно-силовых качеств пловцов 8-12-ти лет.
Предмет исследования. В работе изучалась эффективность применения методики развития скоростно-силовых качеств пловцов, на суше или в воде, и влияние этих упражнений на спортивный результат.
Гипотеза исследования. В данной работе мы исходили из предположения о том, что применение специально-подготовительных упражнений пловцов в воде или на суше, окажутся различными, что скажется на показателях скоростно-силовой подготовки.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ САШКА.docx

— 98.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика тренировки общей и специальной выносливости пловца

 

Введение

 

С первых лет независимости в нашей Республике уделяется большое внимание развитию детского спорта, улучшению физического состояния населения, строительству новых спортивных объектов и реконструкции спортивных площадок, бассейнов, стадионов.

На этом фоне специалисты нашей республики в области спорта должны прилагать много усилий по улучшению работы с детьми и населением.

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, виды плавания.

Выносливость – важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения – сердечнососудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.

Выносливость – это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. А уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость. Это качество необходимо при длительном беге, ходьбе на лыжах и при выполнении более кратковременных упражнений скоростного и силового характера.

Учитывая то, какое огромное значение имеет выносливость для здоровья, физического развития, трудовой деятельности и успешной воинской службы, актуальность данной темы вне всяких сомнений.

Актуальность – выбранного направления исследования определяется тем, что в существующей литературе имеются крайне скупые сведения, отражающие состояние проблемы.

Поэтому определение разнообразных сторон проведения занятий по плаванию в спортивной школе с использованием наиболее информативных тестов контроля занимающихся имеет большое теоретическое и практическое значение. На выяснение этих положений у пловцов и направлена дипломная работа, что определяет её актуальность.

Научная новизна исследования

В данной дипломной работе предпринята попытка в определенной мере восполнить существующие пробелы, изложить теоретические и методические основы воспитания общей и специальной выносливости пловца.

Во – первых – последние 10 лет в современном плавании много что изменилось. И те теории и методики которые были передовыми например: в 90-е годы прошлого столетия, сегодня уже устарели и не так актуальны и приемлемы.

Во – вторых – спорт носит оздоровительный характер. Для того, чтобы быть здоровым нужно регулярно заниматься физической культурой и спортом. С детских лет юные спортсмены закаливают свой организм, делая его сильным и выносливым.

Хорошая физическая форма спортсмена – залог его здоровья.

Цель настоящей работы – это воспитание общей и специальной выносливости пловца.

Перед работой были поставлены следующие задачи:

  1. На основе изучения источников литературы и опыта практики выявить анализ проведения тренировок по плаванию в спортивной школе, подобрать тесты для определения уровня их подготовленности, а так же оценить пригодность этих тестов.
  2. Определить уровень подготовленности пловцов.
  3. Исследовать влияние структуры и методики анализа проведения занятий по плаванию в спортивной школе с помощью педагогических воздействий тренера- преподавателя с учетом его знаний и умений.

Методика исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  1. Опрос и изучение документов, в ходе которых систематизировались данные педагогических обследований и выявлялись тесты, используемые для контроля анализа воспитания общей и специальной выносливости пловца.
  2. Педагогические наблюдения, в ходе которых производилась оценка структуры и методики подготовки у занимающихся плаванием.
  3. Статистические методы.

Предмет исследования – воспитание общей и специальной выносливости пловца.

Объект исследования – занимающиеся плаванием в группе УТГ в СДЮСШОР № 23 г. Намангана.

Организация исследования

Экспериментальная часть исследования проводилась в два этапа. На первом этапе, в подготовительном периоде, определяется уровень развития подготовки занимающихся плаванием. На втором этапе, в соревновательном периоде, исследовалось влияние расширенного применения подготовки занимающихся на их результативность.

Испытуемыми являлись спортсмены СДЮСШОР № 23 г. Намангана.

Определение надежности тестов проводилось путем двойного тестирования.

В результате выполненных исследований повысились некоторые показатели в воспитании общей и специальной выносливости пловца.

Практическая значимость данной темы заключается в том, что плавание несколько изменилась и поэтому необходимо несколько изменить и процесс подготовки занимающихся плаванием.

 

Глава 1. Обзор литературы

 

1.1 Выносливость: характеристика и методика её развития, виды спорта Выносливость, как физическое качество

 

В теории и методике физической культуры выносливость определяют, как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Поэтому выносливость проявляется в двух основных формах:

1) В продолжительности работы  на заданном уровне мощности  до появления первых признаков выраженного утомления.

2) В скорости снижения работоспособности  при наступлении утомления.

Приступая к тренировке, важно уяснить задачи, последовательно решая которые, можно развивать и поддерживать свою профессиональную работоспособность. Эти задачи заключаются в целенаправленном воздействии средствами физической подготовки на всю совокупность факторов, обеспечивающих необходимый уровень развития работоспособности и имеющих специфические особенности в каждом виде профессиональной деятельности. Решаются они в процессе специальной и общефизической подготовки. Поэтому различают специальную и общую выносливость.

 

1.1.1 Специальная выносливость

Специальная выносливость – это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносливость – сложное, многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов. Для каждой профессии или групп сходных профессий могут быть свои сочетания этих компонентов.

Выделяют несколько видов проявления специальной выносливости: к сложно-координированной, силовой, скоростно-силовой и гликометической анаэробной работе; статическую выносливость, связанную с длительным пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или ограниченного пространства; выносливость к продолжительному выполнению работы умеренной и малой мощности; к длительной работе переменной мощности; а также к работе в условиях гипоксии (недостатка кислорода); сенсорную выносливость – способность быстро и точно реагировать на внешнее воздействие среды без снижения эффективности профессиональных действий в условиях физической перегрузки или утомления сенсорных систем организма. Сенсорная выносливость зависит от устойчивости и надёжности функционирования анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного, слухового.

 

1.1.2 Общая выносливость

Под общей выносливостью понимается совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.

Физиологической основой общей выносливости для большинства современных видов профессиональной деятельности являются аэробные способности, они относительно мало специфичны и мало зависят от вида выполняемых упражнений. Поэтому, например, если вы в беге или плавании сумеете повысить свой аэробные возможности, то это улучшение скажется и на выполнение упражнений в других видах деятельности, например, в лыжах, гребле, езде на велосипеде и других. Чем ниже мощность выполняемой работы и больше количество участвующих в ней мышц, тем в меньшей степени её результативность будет зависеть от совершенства двигательного навыка и больше – от аэробных возможностей. Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе такой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью.

Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности. За счёт высокой мощности и устойчивости аэробных процессов быстрее восстанавливаются внутримышечные энергоресурсы и компенсируются неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма в процессе самой работы, обеспечивается переносимость высоких объемов интенсивных силовых, скоростно-силовых физических нагрузок и координационно-сложных двигательных действий, ускоряется течение восстановительных процессов в периоды между тренировками.

Общая выносливость необходима каждому спортсмену, как прочный фундамент, база, на большом фоне которой можно переходить к любому другому виду деятельности более узконаправленной.

 

1.1.3 Другие виды выносливости

В зависимости от количества участвующих в работе мышц, различают также глобальную (при участии в ней более ѕ мышц тела), региональную (если задействовано от ј до ѕ мышечной массы) и локальную (менее ј ) выносливость.

Глобальная работа вызывает наибольшее усиление деятельности кардиореспираторных систем организма, в её энергетическом обеспечении больше доля аэробных процессов.

Региональная работа приводит к менее выраженным метаболическим сдвигам в организме, в её обеспечении возрастает доля анаэробных процессов.

Локальная работа не связана со значительными изменениями состояния организма в целом, но в работающих мышцах происходит существенное истощение энергетических субстратов, приводящее к локальному мышечному утомлению. Чем локальнее мышечная работа, тем больше в ней доля анаэробных процессов энергообеспечения при одинаковом объеме внешне выполненной физической работы. Такой вид выносливости характерен для выполнения большинства трудовых операций современных профессий.

Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интервальные, а также контрольный (или соревновательный) методы тренировки. Каждый из методов имеет свой особенности и используется для совершенствования тех или иных компонентов выносливости в зависимости от параметров применяемых упражнений. Варьируя видом упражнения (ходьба, бег, лыжи, плавание, упражнения с отягощением или на снарядах, тренажёрах и т.д.), их продолжительностью и интенсивностью (скоростью движений, мощностью работы, величиной отягощений), количеством повторений упражнения, а также продолжительностью и характером отдыха (или восстановительных интервалов), можно менять физиологическую направленность выполняемой работы.

Равномерный непрерывный метод.

Равномерный непрерывный метод заключается в однократном равномерном выполнении упражнений малой и умеренной мощности продолжительностью от 15 – 30 минут и до 1 – 3 часов, то есть в диапазоне скоростей от обычной ходьбы до темпового кроссового бега и аналогичных по интенсивности других видов упражнений. Этим методом развивают аэробные способности. В такой работе необходимый для достижения соответствующего адаптационного эффекта объём тренировочной нагрузки должен быть не менее 30 минут. Слабо-подготовленные люди такую нагрузку сразу выдержать не могут, поэтому они должны постепенно увеличивать продолжительность тренировочной работы без наращивания её интенсивности. После примерно 3-х минутного периода врабатывания устанавливается стационарный уровень потребления кислорода. Увеличивая интенсивность работы (или скорость передвижения), интенсифицируют аэробные процессы в мышцах. Чем выше скорость, тем больше активизируются анаэробные процессы и сильнее выражены реакции вегетативных систем обеспечения такой работы, а уровень потребления кислорода поднимается до 80 – 95 % от максимума, но не достигает своих «критических» значений. Это достаточно напряжённая для организма работа, требующая значительной напряжённости в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, проявления волевых усилий. При этом частота сердечных сокращений достигает 130-160 уд/мин, объём лёгочной вентиляции – 160-190 литров/мин, давление в первые 3-4 минуты возрастает до 180-200 мм.рт.ст., а затем стабилизируется примерно на уровне 140-160.

Изменяя интенсивность (скорость передвижения), воздействуют на разные компоненты аэробных способностей. Например, медленный бег на скорости анаэробного порога применяется как «базовая» нагрузка для развития аэробных возможностей, восстановления после больших объёмов более интенсивных нагрузок, поддержания ранее достигнутого уровня общей выносливости.

Информация о работе Методика тренировки общей и специальной выносливости пловца