Методика тренировки общей и специальной выносливости пловца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:34, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования. Объектом нашего исследования является состояние показателей скоростно-силовых качеств пловцов 8-12-ти лет.
Предмет исследования. В работе изучалась эффективность применения методики развития скоростно-силовых качеств пловцов, на суше или в воде, и влияние этих упражнений на спортивный результат.
Гипотеза исследования. В данной работе мы исходили из предположения о том, что применение специально-подготовительных упражнений пловцов в воде или на суше, окажутся различными, что скажется на показателях скоростно-силовой подготовки.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ САШКА.docx

— 98.90 Кб (Скачать файл)

Переменный непрерывный метод.

Этот метод отличается от регламентированного равномерного периодическим изменением интенсивности непрерывно выполняемой работы, характерной например, для спортивных и подвижных игр, единоборств. В лёгкой атлетике такая работа называется «фортлек» («игра скоростей»). В ней в процессе длительного бега на местности (кросс) выполняются ускорения на отрезках от 100 до 500 метров. Такая работа переменной мощности характерна для бега по холмам, или на лыжах по сильно пересечённой местности. Поэтому её широко используют в своих тренировках лыжники и бегуны на средние и длинные дистанции. Она заметно увеличивает напряжённость вегетативных реакций организма, периодически вызывая максимальную активизацию аэробного метаболизма с одновременным возрастанием анаэробных процессов. Организм при этом работает в смешанном аэробно-анаэробном режиме. В связи с этим, колебания скоростей или интенсивности упражнений не должны быть большими, чтобы не нарушался преимущественно аэробный характер нагрузки.

Переменный непрерывный метод предназначен для развития как специальной, так и общей выносливости и рекомендуется для хорошо подготовленных людей. Он позволяет развивать аэробные возможности, способности организма переносить гипоксические состояния и кислородные «долги», периодически возникающие в ходе выполнения ускорений и устраняемые при последующем снижении интенсивности упражнения, приучает занимающихся «терпеть», т.е. воспитывает волевые качества.

Соревновательный метод.

Контрольный (соревновательный) метод состоит в однократном или повторном выполнении тестов для оценки выносливости. Интенсивность выполнения не всегда может быть максимальной, так как существуют и «непредельные» тесты. Уровень развития выносливости наиболее достоверно определяется по результатам участия в спортивных соревнованиях или контрольных проверках.

Начиная работу по развитию и совершенствованию своей выносливости, необходимо придерживаться определённой логики построения тренировки, так как нерациональное сочетание в занятиях нагрузок различной физиологической направленности может привести не к улучшению, а, наоборот, к снижению тренированности.

На начальном этапе необходимо сосредоточить внимание на развитии аэробных возможностей одновременно с совершенствованием функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением опорно-двигательного аппарата, т.е. на развитии общей выносливости. Эта задача методически не очень сложная, но требует для своего решения определённых волевых усилий, постепенности усложнения требований, последовательности применения средства и систематичности тренировок.

На втором этапе необходимо увеличить объём нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, применяя для этого непрерывную равномерную работу в форме темпового бега, кросса, плавания и т.д. в широком диапазоне скоростей до субкритической включительно, а также различную непрерывную переменную работу, в том числе, и в форме круговой тренировки.

На третьем этапе, в случаях, когда предъявляются повышенные требования к профессионально-прикладной физической подготовке, необходимо увеличить объёмы тренировочных нагрузок за счёт применения более интенсивных упражнений, выполняемых методами интервальной и повторной работы в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах, и избирательно воздействуя на отдельные компоненты специфической выносливости.

 Методика развития общей (аэробной) выносливости.

Целенаправленную работу над развитием общей выносливости удобнее всего выполнять в утренние часы на физической зарядке. Такая работа должна быть «фоном», на который накладываются все остальные объёмы специальных упражнений.

При решении задачи развития общей выносливости, наиболее приемлемым для всех категорий занимающихся, самым простым и доступным упражнением, является бег трусцой. При этом не надо спешить увеличивать скорость бега. Сначала надо освоить необходимый объём нагрузки, и лишь затем постепенно поднимать скорость бега. Прирост скорости бега должен стать следствием увеличения функциональных возможностей.

На следующем этапе рекомендуется, в зависимости от самочувствия и подготовленности, ежедневное непрерывное пробегание 5-6 км в равномерном темпе со скоростью от 6,5 до 4,5 минут на один километр.

Методика развития выносливости к скоростной работе.

Под скоростной выносливостью понимается способность к поддержанию предельной и околопредельной быстроты движений в течение определённого времени без снижения эффективности профессиональных действий. Для «базовой» подготовки логика тренировочного процесса остаётся прежней: развитие общей выносливости и разносторонняя скоростно-силовая подготовка. По мере решения этой задачи, тренировочный процесс должен всё более специализироваться. В чём же заключается эта специализация? Она состоит в увеличении доли специализированных упражнений, по своим основным параметрам соответствующим трудовой деятельности, и в избирательном совершенствовании отдельных компонентов профессиональной работоспособности.

Как известно, существуют три источника энергии: фосфагенный (алактатный), гликолитический анаэробный и аэробный, которые оцениваются по трем параметрам: мощности, емкости и эффективности источника энергии. На эффективность использования энергии влияют технико-тактическая и психологическая подготовленность и прочие факторы, которые пока еще трудно учесть на количественном уровне и которые могут оказывать заметное влияние на физиологические показатели выносливости.

Для развития скоростной выносливости необходимы, прежде всего, соответствующий уровень развития силы, быстроты и гибкости работающих мышц, а также мощность фосфагенной (система быстрого реагирования) системы энергообеспечения. Увеличение алактатной анаэробной ёмкости приводит к увеличению продолжительности выполняемой работы с максимальной мощностью без включения анаэробного гликолиза, а совершенствование двигательных навыков, техники профессиональных действий – к экономии энерготрат и повышению эффективности использования энергетического потенциала. Одним из примеров упражнений такой направленности является бег на короткие (спринтерские) дистанции – 100 и 200 метров. Выносливость спринтерского типа совершенствуется уже при выполнении самых коротких (до 30 м) отрезков бега при отработке старта и стартового разгона, а также при быстром преодолении более длинных отрезков дистанции – 100-300 м.

 

1.3 Методологические основы применения контрольных тестов для оценки специальной выносливости пловцов

 

В процессе многолетней тренировки пловца в результате его естественного (в связи с юным возрастом) развития и использования специально направленной системы тренировочных упражнений происходит совершенствование функций организма, способствующих формированию основных его качеств. Как известно, в основе выносливости лежат свойства организма, которые противодействуют возникновению утомления, развивающегося в результате накопления продуктов распада в организме (мышцах и других органах и тканях, участвующих в обеспечении мышечной деятельности]. Оценку специальной выносливости пловца осуществляют с помощью специально разработанных контрольных упражнений. При этом учитывают, что в развитии выносливости пловца наряду с его технико-тактическими и силовыми данными, морфологическими, психологическими, психофизиологическими и другими особенностями большую роль играют возможности сердечнососудистой, системы и энергетические возможности, в связи с чем при оценке специальной выносливости особое значение придают реакции сердечнососудистой системы и тех показателей, которые дают представление об уровне развития системы энергообеспечения /1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12/.

В силу специфики спортивной деятельности пловцов приспособительные реакции физиологических систем в условиях водной среды имеют ряд особенностей, выделяющих их среди представите лей других циклических видов спорта /4,5,13,14/. Высокая плотность и теплопроводность водной среды приводят к тому, что на каждый метр пути во время плавания расходуется в 5-10 раз больше энергии, чем, например, при ходьбе и беге с такой же скоростью. Этим же объясняется очень низкий коэффициент полезного действия у пловцов по сравнению с представителями других видов спорта. При плавании на определенную дистанцию требуется значительно больше времени, чем на преодоление такой же дистанции в бете (например, при проплывании дистанции 100 м почти в 5 раз). Интенсивность окислительных процессов в организме пря пребывании спортсмена в воде в несколько раз повышается, что приводит к дополнительной потере энергии. На величину расхода энергии оказывает влияние температура воды, особенности телосложения пловца, его плавучесть, легкость костного скелета, обтекаемость тела, уровень технического мастерства, функциональное состояние и другие факторы.

С другой стороны, водная среда в определенной степени облегчает деятельность сердечнососудистой системы и по морфофункциональным показателям сердца пловцы имеют значительные отличия от других спортсменов. В горизонтальном положении пловцу не приходится преодолевать гидростатическое давление крови. Глубокое дыхание во время плавания, участие в работе крупных мышечных групп и их ритмическая деятельность, отсутствие значительных статических усилий, давление воды на венозные сосуды, благоприятствующее возврату венозной крови в сердце, являются факторами, способствующими увеличению сердечного выброса. При горизонтальном положении тела систолический объем крови несколько больше, чем при вертикальном и в положении сидя, поэтому увеличение его у пловцов происходит в меньшей степени, чем у бегунов, прыгунов, гребцов и других спортсменов при той же мощности и величине работы. У пловцов наблюдается так же меньшее повышение ЧСС, тогда как артериовенозная разница кислорода у них обычно больше. В целом, у них возникают менее значительные сдвиги показателей сердечнососудистой системы в сторону повышения по сравнению со спортсменами других циклических видов спорта. Вместе с тем в плавании как виде спорта, связанном с выносливостью, спортивные достижения в значительной степени зависят от производительности аппарата кровообращения.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что исследование специальной выносливости пловцов, включая изучение функционального состояния сердечнососудистой системы и аппарата энергообеспечения, нужно проводить в специальных для них условиях, т.е. в воде.

Многолетние собственные исследования и анализ литераторы, посвященной теоретическим и практическим аспектам подготовки пловцов, позволили авторам рекомендовать следующие вида контрольных тренировочных серий в воде.

I. Контрольное тренировочные серии для оценки уровня развития аэробных возможностей организма прямым методам т.е. методом определения максимального потребления кислорода с помощью газометрии (плавательный тест в гидроканале).

2.Контрольные тренировочные серии  для оценки анаэробных гликолитических  возможностей организма (плавательные  тесты контрольные соревнования).

3. Контрольные тренировочные серии  для оценки анаэробного креатин-фосфатного  механизма (короткие плавательные  тесты)

4.Контрольные тренировочные серии, выполняемые в аэробной и смешанной  зонах мощности, для оценки степени  экономичности физиологических  функций организма.

Тренировочные серии в зависимости от задач тренировки могут выполняться следующим образом.

1. Прямая серия - повторно проплываются  отрезки с равномерной скоростью  и постоянными паузами отдыха. Этот тип тренировки - основной  в интервальном методе

2. Серия сокращающихся отрезков - длина проплываемых отрезков  сокращается, а скорость повышается. Такие серии уравнений приносят  большой тренировочный эффект, если  выполняются в режиме повторной  работы. Для стайеров и "средневиков" они включаются в тренировку  в период высокоинтенсивных нагрузок. Для спринтеров их можно рекомендовать  на любом этапе подготовки, в  том числе в предсоревновательном  и соревновательном периодах.

3. Модулирующая серия - тренировка  проводится по типу пробных  повторений с интервалом в 5-15 с. Первый отрезок равен половине  соревновательной дистанции, второй  отрезок должен быть короче  предыдущего или иметь такую  же длину. Общее время всей  серии должно быть близким  к тому результату который  спортсмен показывает на основной  дистанции. Эта серия применяется  для выработки темпа в период  интенсивных нагрузок (в этом  случае она помогает развитию  качества выносливости) и в фазе "сужения" нагрузок.

4. Смешанная серия - длина отрезков, преодолеваемых пловцом, постоянна, а скорость постепенно увеличивается  на каждом очередном отрезке. Данная серия рекомендуется в  качестве теста, позволяющего судить  об уровне тренированности спортсмена.

Смешанная серия - это плавательные тесты 1x800 м, 1 400 м, 2x200 м, 4x100 м или тест "горка", при котором Длина проплываемых отрезков сначала от повторения к повторению увеличивается, затем уменьшается (100,200,400,800,1000 м и наоборот). Серия применяется в качестве средства, способствующего ускорению восстановительных процессов в организме в тренировках с высокими нагрузками.

5.Прогрессирующая серия - длина  отрезков, преодолеваемых пловцом, постоянна, а скорость постепенно  увеличивается на каждом очередном  отрезке. Данную серию рекомендуется использовать в качестве теста, позволяющего сделать заключение о состоянии тренированности спортсмена.

6. Переменная прогрессирующе-регрессирующая  серия (тест 20x50 м) - плавание с различной скоростью. Применяется в период "сужения" тренировочных нагрузок.

7.Серия дробных повторений - небольшое  число повторяющихся отрезков (от 4 до 8) по 50 м с короткими интервалами отдыха (от 10 до 30 с), скорость выше соревновательной. После серии следует длительный отдых (15-20 мин), после чего серия вновь повторяется 3 раза с промежутками между повторениями в 5 мин. Рекомендуется для спортсменов, специализирующихся в плавании на дистанции 100 и 200 м. Серия развивает скоростные качества и выносливость.

Комплексная оценка по результатам любого тестирования выносится на основании оценки величины проделанной работы (скорости плавания, времени плавания на определенной скорости, времени выполнения плавательного теста или преодоления заданной дистанции, мощности выполненной работы) и реакции физиологических систем организма. Из медико-биологических показателей наиболее часто регистрируют ЧСС (методом телеметрической пульсометрии или пальпаторным путём), уровень артериального давления, географические показатели, электрокардиограмму, параметры газообмена, кислотно-щелочное состояние (КШС) крови, содержание молочной кислоты, мочевины, сахара в крови и некоторые другие.

Для разработки принципов оценки медико-биологических показателей, используемых при тестировании пловца, важное значение приобретают исследования, позволяющие выявить зависимость между этими показателями и длиной дистанции, которую проплывает пловец, видом плавательного теста, возрастно-половыми особенностями пловца, его квалификацией и т.д.

Для выяснения зависимости изменений КЩС крови от длины дистанции были проведены исследования на группе пловцов кролистов (10 мужчин, 12 женщин) в возрасте 14-17 лет с квалификацией "мастер спорта" и "кандидат в мастера спорта", В условиях контрольных соревнований они проплывали дистанции 50, 100,200,400 и 800 м кролем на груди. Наибольшие изменения КНС возникали на дистанциях 100 и 200 м, причем на второй дистанции они были несколько больше.

Информация о работе Методика тренировки общей и специальной выносливости пловца