Многообразие форм физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:43, реферат

Краткое описание

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.

Содержание

1. Введение…………………………………………………….……2
2. Формы физического воспитания студентов…………………...3
2.1 Урочные формы……………………………….......………….....3
2.2 Спортивные тренировки………………………………………11
2.3 Формы самостоятельных занятий…………………………….14
3. Заключение……………………………………………………..21
4. Список использованной литературы……………………….....22

Вложенные файлы: 1 файл

Многообразие основних форм физ воспитания студентов.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

5. В период  экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более 2 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60 - 70% от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег).

Таким образом, направленность занятий физическими упражнениями в период сессии может быть по своему характеру как оздоровительно-профилактической (в основном для не спортсменов), так и поддерживающей (преимущественно для спортсменов). В рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется следующая исходно-ориентировочная схема планирования занятий по физическому воспитанию:     

- понедельник  - занятия физическими упражнениями  с целью активизации психофизического  состояния организма студента;     

- среда - занятия физическими  упражнениями для поддержания  работоспособности;     

- пятница (или  суббота) - занятия физическими упражнениями  с целью снятия недельного  кумулятивного утомления.

Следует отметить, что только систематическое использование  разнообразных средств физического воспитания создает объективные условия для оптимального проявления умственной работоспособности.

При построении учебно-тренировочного занятия обычно его разделяют на четыре части: вводную, подготовительную, основную, заключительную.

Во вводной  части необходимо создать рабочую  обстановку, поставить перед занимающимися  задачи, создать четкое представление  о содержании основной части. Продолжительность  вводной части около 5 мин.

Подготовительная  часть занятия включает общую  и специальную разминку. Задача общей разминки - активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечнососудистой и дыхательной систем. Обычно для этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания).

Основная часть  занятий бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на 3000 - 5000 м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол). В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям).

Основная трудность при  проведении сложной основной части  занятий заключается в том, чтобы  определить порядок выполнения разнородных  упражнений. Рекомендуется в самом  начале основной части разучивать технику физических упражнений большей координационной сложности. Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в следующем порядке: упражнения на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия на выносливость. Основная часть занимает в среднем 70% времени.

В  заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.

При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной  работы, определяются задания для  самостоятельной подготовки и др.

Спортивные  тренировки

Возрастные особенности  студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий позволяют им заниматься различными видами спорта.

Организационные особенности  занятий спортом студентами:

• доступность  и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура»;

• возможность  заниматься спортом в свободное  от учебных академических занятий  время в вузовских спортивных секциях, а также самостоятельно;

• возможность  систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранным видам спорта).

Спорт в элективном курсе физического воспитания студентов - эта та часть преимущественно практических занятий учебной дисциплины «Физическая культура», в которой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа предложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть включены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п.

Мотивация выбора того или другого вида спорта у  каждого студента, конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а я выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскетбольным» ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании.

Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых случаях такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей физической подготовки (например, у мужчин бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекладине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обязателен для других. Подобная практика часто носит вынужденный характер - из-за ограниченности мест занятий и других причин.

Спорт в свободное  время - неотъемлемая часть физического  воспитания студентов. Такие занятия  проходят на самодеятельной основе, без  каких-либо условий и ограничений  для студентов.

В свободное  время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамодельный, мотоспорт). Эти секции организуются и финансируются в вузах ректоратом, общественными организациями, коммерческими структурами, спонсорами. Инициаторами организации таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще ёго выступают сами студенты.

Самостоятельные занятия - одна из форм спортивной подготовки. В некоторых видах спорта такая  подготовка позволяет значительно сократить временные затраты на организованные тренировочные занятия проводить их в наиболее удобное время. Самостоятельная спортивная подготовка не исключает возможность участия во внутривузовских и вневузовских студенческих соревнованиях.

Термин «тренировка» происходит от английского слова  означающего упражнение. Долгое время  это значение вкладывали и в понятие  «спортивная тренировка», понимая  под этим термином повторное выполнение спортивного упражнения с целью  достижения наиболее высокого результата.

Постепенно  содержание понятия «спортивная  тренировка» расширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике  и развитие его физических способностей.

Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязанием, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.

В содержание спортивной тренировки входят различные стороны  подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая  и психическая. В тренировочной  и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей.

В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:

1) освоение техники  и тактики избранной спортивной дисциплины;

2) совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов;

3) воспитание  необходимых моральных и волевых качеств;

4) обеспечение  необходимого уровня специальной  психической подготовленности;

5) приобретение  теоретических знаний и практического  опыта, необходимых для успешной  тренировочной и соревновательной  деятельности.

 

Формы самостоятельных занятий

Формы самостоятельных  занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами. Существует три формы  самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные  тренировочные занятия.

Утренняя  гигиеническая, гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна.

В комплексы  утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для  всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой).

При составлении  комплексов и их выполнении рекомендуется  физическую нагрузку на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К  окончанию выполнения комплекса  упражнений нагрузка снижается и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.

Увеличение  и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует  начинать в медленном темпе и  с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних  величин.

Между сериями  из 2—3 упражнений (а при силовых  — после каждого) выполняется  упражнение на расслабление или медленный  бег (20-30 с).

Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение их интенсивности и объема, обеспечивается: изменением исходных положений (например, наклоны туловища вперед — вниз, не сгибая ног в коленях, с доставанием руками пола легче делать в исходном положении «ноги врозь» и труднее делать в исходном положении «ноги вместе»); изменением амплитуды движений; ускорением или замедлением темпа; увеличением или уменьшением числа повторений упражнений; включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп; увеличением или сокращением пауз для отдыха.

Утренняя гигиеническая  гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5—7 мин) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

Упражнения  в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10— 15 мин через каждые 1—1,5 ч работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.

Физические  упражнения нужно проводить в  хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3—5 человек и более. Групповая тренировка более, эффективна, чем индивидуальная. Самостоятельные индивидуальные занятия на местности или в лесу вне населенных пунктов во избежание несчастных случаев не допускаются. Выезд или выход для тренировок за пределы населенного пункта может проводиться группами из 3—5 человек и более. При этом должны быть приняты все необходимые меры предосторожности по профилактике спортивных травм, обморожения и т.д. Не допускается также отставание от группы отдельных занимающихся.

Существует  значительное разнообразие форм для  проведения самостоятельных тренировок. Выбор формы зависит от ряда причин объективных и субъективных. Среди объективных причин можно выделить следующие - место жительства (город, деревня), наличие соответствующей спортивной базы (оборудования, инвентаря), климатические условия и т.п.

К субъективным причинам следует отнести индивидуальную склонность занимающихся (тип нервной системы), наличие предварительной подготовки, пол человека, состояние здоровья и т.д.

Рассмотрим  наиболее часто встречающиеся формы  занятий и охарактеризуем их.

ОФП

Классический  пример организации самостоятельных занятий по принципу ОФП. Группы ОФП существуют при все[ стадионах, плавательных бассейнах и др. Схема занятий следующая: от 10-15 до 30 мин общеразвивающие упражнения (ОРУ) и беговые упражнения, затем плавание 20-30 мин или игры. Как правило, в волейбол до 40 мин.

С точки зрения повышения двигательной активности, использования различных средств  занятия в таких группах позволяют  повысить уровень здоровья и работоспособности.

К недостаткам  занятий в таких группах следует  отнести существенную текучесть состава, что вынуждает инструктора, проводящего занятия придерживаться сравнительно небольших нагрузок. Группы формируются как правило по возрастному принципу, но практический опыт свидетельствует что, как правило, в эти группы приходят мужчины и женщины, близкие к пенсионному возрасту.

Информация о работе Многообразие форм физического воспитания