Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:44, дипломная работа
Борьба – один из древнейших и популярнейших видов спорта, занимает почетное место в системе физического воспитания, являясь средством всестороннего физического развития людей, укрепления их здоровья, подготовки к высокопроизводительному труду. В борьбе особенно ярко проявляются и воспитываются такие физические качества, как сила, выносливость, быстрота, ловкость и другие. Физические качества развиваются в течение планомерных, систематических и целеустремленных занятий физической культурой и спортом.
Введе-ние……………………………………………………………………….. 6
1 Возрастные морфофункциональные и педагогические аспекты спортивной борь-бы……………………………………………………………………...
10
1.1 Анатомо-физиологическая и психологическая характеристика спортсменов юношеского возраста…………………………………...........
13
1.2 Теоретические основы занятий спортивной борьбой в юношеском возрас-те………………………………………………………………………
22
1.3 Методология оценки физического развития и функционального состояния организма…………………………………………………………..
32
2 Материал и методы исследования…………………………………………. 39
3 Мониторинг морфофункционального состояния организма юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска………………………………………………
44
3.1 Оценка физического развития юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Са-ранска…………………………………………………………………….......
47
3.2 Оценка функционального состояния организма юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска…………………………………………………….
52
3.3 Обсуждение полученных результатов………………………………… 53
Заключение…………………………………………………………………...... 58
Список использованных источников………………………………………… 60
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет физической культуры
Кафедра биологии и спортивной медицины
УТВЕРЖДАЮ
И. о. зав. кафедрой
доктор биол. наук, проф.
___________О. С. Шубина
«_____»__________2012 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА
ЮНОШЕЙ-БОРЦОВ
Автор дипломной работы ______________________________
Обозначение дипломной работы ДР-02080256-050720.65-03-13
Специальность 050720.65 «Физическая культура»
Руководитель работы
канд. биол. наук, доцент ______________________________
Нормоконтролер
канд. биол. наук, доцент ______________________________
Рецензент
канд. биол. наук, доцент ______________________________
Саранск 2013
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет физической культуры
Кафедра биологии и спортивной медицины
УТВЕРЖДАЮ
И. о. зав. кафедрой
доктор биол. наук, проф.
___________О. С. Шубина
«_____»__________2012 г.
ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
Студент
1 Тема: Мониторинг физического развития и функционального состояния организма юношей-борцов.
Утверждена по МордГПИ № 707 от 11.06.2012 г.
2 Срок представления к защите: 26.12.2012 г.
3 Исходные данные для дипломной работы: статьи, материалы сборников научных трудов, монографические исследования по теоретическим основам спортивной борьбы, учебники и учебные пособия, справочники, материалы собственных экспериментальных данных.
4 Содержание дипломной работы
4.1 Введение
4.2 Возрастные морфофункциональные и педагогические аспекты спортивной борьбы
4.2.1 Анатомо-физиологическая и психологическая характеристика спортсменов юношеского возраста
4.2.2 Теоретические основы занятий спортивной борьбой в юношеском возрасте
4.2.3 Методология оценки физического развития и функционального состояния организма
4.3 Материал и методы исследования
4.4 Мониторинг морфофункционального состояния организма юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска
4.4.1 Оценка физического развития юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска
4.4.2 Оценка функционального состояния организма юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска
4.4.3 Обсуждение полученных результатов
4.5 Заключение
4.6 Список использованных источников
Руководитель работы
канд. биол. наук, доцент________________________
Задание принял к исполнению____________________
Реферат
Дипломная работа содержит 66 страниц, 42 использованных источника.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, АНТРОПОМЕТРИЯ, ФИЗИОМЕТРИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, АДАПТАЦИЯ, МОНИТОРИНГ, СПОРТИВНАЯ БОРЬБА, ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ.
Объект исследования – уровень физического развития и функционального состояния юношей-борцов; предмет – влияние занятий спортивной борьбой на формирование уровня здоровья спортсменов юношеского возраста.
Цель работы – разработать, обосновать и организовать проведение комплексного мониторинга за состоянием юных спортсменов детско-юношеской спортивной школы № 4 г. Саранска, специализирующихся в борьбе.
В процессе работы использовались методы традиционного общенаучного анализа и синтеза литературных источников, эксперимента, сравнительного анализа полученных данных.
В результате работы исследованы антропофизиометрические данные, уровень физического развития и функционального состояния организма, общая работоспособность и адаптационные возможности кардиореспираторной системы юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска, занимающихся в секции самбо.
Данные мониторинга указывают на тактическую направленность тренировочного процесса и пренебрежение средствами общей и специальной физической подготовки, направленными на формирование выносливости и силовых качеств у тренирующихся. Об этом свидетельствуют низкие функциональные показатели (жизненная емкость легких, мышечная сила) у подавляющего большинства юных спортсменов. Выявлены и проанализированы слабые стороны подготовки каждого спортсмена, показатели, попадающие в группу риска. Обоснована необходимость постоянного мониторирования (в отличие от взрослых) уровня физического развития и функционального состояния спортсменов детского и юношеского возраста в связи с возрастными особенностями их организма с целью сохранения и укрепления здоровья.
Степень внедрения – частичная.
Область применения – использование в практике преподавания элективных курсов «Спортивная антропология», «Спортивная генетика», и других на факультете физической культуры; применение тренерами по спортивной борьбе с целью оптимизации и индивидуализации тренировочного процесса, сохранения и укрепления здоровья юных борцов.
Эффективность – повышение качества знаний будущих спортивных педагогов, тренеров и учащихся по данной теме, возможность применения их на практике.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
6 |
1 Возрастные морфофункциональные
и педагогические аспекты спортивной
борьбы……………………………………………………………… |
10 |
1.1 Анатомо-физиологическая и психологическая характеристика
спортсменов юношеского возраста…………………………………......... |
13 |
1.2 Теоретические основы занятий
спортивной борьбой в юношеском возрасте………………………………………………………… |
22 |
1.3 Методология оценки физического
развития и функционального состояния
организма……………………………………………………… |
32 |
2 Материал и методы исследования…………………………………………. |
39 |
3 Мониторинг морфофункционального состояния организма юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска……………………………………………… |
44 |
3.1 Оценка физического развития
юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска………………………………………………………… |
47 |
3.2 Оценка функционального состояния организма юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска……………………………………………………. |
52 |
3.3 Обсуждение полученных результатов………………………………… |
53 |
Заключение…………………………………………………… |
58 |
Список использованных источников………………………………………… |
60 |
Введение
Борьба – один из древнейших и популярнейших видов спорта, занимает почетное место в системе физического воспитания, являясь средством всестороннего физического развития людей, укрепления их здоровья, подготовки к высокопроизводительному труду. В борьбе особенно ярко проявляются и воспитываются такие физические качества, как сила, выносливость, быстрота, ловкость и другие. Физические качества развиваются в течение планомерных, систематических и целеустремленных занятий физической культурой и спортом.
Длительное время считалось, что занятия борьбой оказывают вредное влияние на юношеский организм. Практический опыт тренеров и последующие научно-исследовательские работы показали, что занятия данным видом спорта положительно воздействуют на молодой организм [42, с. 7].
Основными учебными заведениями, где подросткам и юношам можно заниматься борьбой, являются детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), педагоги которых активно используют разработанные методические материалы, программы и учебную литературу по юношескому спорту для проведения планового учебно-тренировочного процесса.
Методология спортивной борьбы изучена вполне подробно. Теорией и методикой юношеского спорта предусмотрено на начальных этапах спортивного совершенствования использование значительного объема тренировочных средств общей направленности. Такая необходимость вызвана, в первую очередь, возрастными особенностями активного биологического и психического развития юношей, а также решением задачи формирования прочного фундамента для полноценного накопления технико-тактического арсенала в дальнейшем.
Однако в современной практике подготовки юных спортсменов имеет место применение большого объема специальных тренировочных и соревновательных средств, что в конечном итоге не редко приводит к серьезным срывам в состоянии здоровья, их однобокой технической и функциональной подготовленности, психическим срывам. Поэтому, применение максимальных и продолжительных силовых нагрузок, их ограниченность и кратковременность должны соответствовать особенностям юношеского организма.
Предотвращению воздействия на растущий организм детей и подростков негативных факторов в процессе спортивной подготовки способствует своевременное использование средств контроля, причем их эффективность зависит от оперативности и полноты информации об уровне тренированности объекта воздействия.
Необходимо отметить, что решение указанной задачи должно осуществляться с обязательной оценкой уровня физического развития организма, функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, что в целом может охарактеризовать здоровье юного спортсмена.
За необходимость применения комплексного подхода в процессе осуществления контролирующих действий выступает ряд авторов, имеющих значительный практический опыт спортивной подготовки борцов. Однако, отсутствие должного финансирования отрасли и недостаток времени у тренеров и их подопечных приводит к тому, что полный объем информации о состоянии юного спортсмена педагог может получить только 1–2 раза в год, в период обязательного медицинского осмотра [41, с. 319].
Имеющиеся результаты исследований способствуют решению указанной задачи в процессе подготовки высококвалифицированных борцов, в то время как детско-юношеский спорт нуждается в научно обоснованных технологиях осуществления комплексного контроля и оценки подготовленности борцов на начальном и предварительном базовом этапах многолетнего спортивного совершенствования.
Одной из основных задач детско-юношеского спорта является сохранение и укрепление состояния здоровья, которое характеризуется физическим, психическим и социальным благополучием тренируемого. Кроме этого, необходимо создать все условия для всестороннего физического совершенствования юного спортсмена, что является залогом успешного развития специальных способностей и функциональных возможностей организма, отвечающих специфике избранного вида спорта.
Следовательно, средства контроля, используемые для получения информации о состоянии юного борца, эффективного планирования и выбора стратегии тренировочного процесса, должны отражать уровень физического развития и функционального состояния организма. При этом показатели должны быть информативными и в то же время технически несложными, а получение и обработка результатов не должны требовать больших финансовых и временных затрат.
Объектом исследования стали уровень физического развития и функционального состояния юношей-борцов.
Предметом исследования было влияние занятий спортивной борьбой на формирование уровня здоровья спортсменов юношеского возраста.
Цель работы – разработать, обосновать и организовать проведение комплексного мониторинга за состоянием юных спортсменов детско-юношеской спортивной школы № 4 г. Саранска, специализирующихся в борьбе.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены и решались следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ и обобщить опыт спортивной практики по использованию средств мониторинга морфофункционального состояния организма борцов в процессе управления тренировочным процессом.
2. Изучить особенности и определить направленность мероприятий, способствующих получению полного объема информации о состоянии юных спортсменов.