Мониторинг физического развития и функционального состояния организма юношей-борцов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:44, дипломная работа

Краткое описание

Борьба – один из древнейших и популярнейших видов спорта, занимает почетное место в системе физического воспитания, являясь средством всестороннего физического развития людей, укрепления их здоровья, подготовки к высокопроизводительному труду. В борьбе особенно ярко проявляются и воспитываются такие физические качества, как сила, выносливость, быстрота, ловкость и другие. Физические качества развиваются в течение планомерных, систематических и целеустремленных занятий физической культурой и спортом.

Содержание

Введе-ние……………………………………………………………………….. 6
1 Возрастные морфофункциональные и педагогические аспекты спортивной борь-бы……………………………………………………………………...
10
1.1 Анатомо-физиологическая и психологическая характеристика спортсменов юношеского возраста…………………………………...........
13
1.2 Теоретические основы занятий спортивной борьбой в юношеском возрас-те………………………………………………………………………
22
1.3 Методология оценки физического развития и функционального состояния организма…………………………………………………………..
32
2 Материал и методы исследования…………………………………………. 39
3 Мониторинг морфофункционального состояния организма юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска………………………………………………
44
3.1 Оценка физического развития юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Са-ранска…………………………………………………………………….......
47
3.2 Оценка функционального состояния организма юношей-борцов ДЮСШ № 4 г. Саранска…………………………………………………….
52
3.3 Обсуждение полученных результатов………………………………… 53
Заключение…………………………………………………………………...... 58
Список использованных источников………………………………………… 60

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Гурьев.doc

— 564.50 Кб (Скачать файл)

Частота дыхания (ЧД) у юношей составляет в среднем 18–20 в минуту. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) нарастает с 1900 см3 в 12 лет до 2700 см3 в   15 лет и 3521 см3 в 17 лет.

При занятиях спортом дыхательная система обеспечивает повышенный приток кислорода к тканям и органам. Так, если жизненная емкость легких у нетренированных юношей составляет в среднем 2–2,5 л, то после годичной тренировки эта величина у 14–15-летних спортсменов достигает 3,5 л.

Особенности нервной системы и психики.

В нервной системе юного спортсмена происходят значительные сдвиги. Происходит энергичное структурное формирование нервных клеток коры, развитие ассоциативных волокон, осуществляющих связь отдельных областей коры между собой. Все более совершенствуется протекание основных нервных процессов. Усиливается внутреннее торможение, контроль над эмоциями, но возбуждение продолжает оставаться доминирующим. Происходит развитие и усложнение второй сигнальной системы. Проявляется стремление к сложным видам труда.

Нервная система юношей отличается неустойчивостью. Несмотря на увеличивающуюся с возрастом подчиняемость чувств и других сторон психической деятельности человека сдерживающему и направляющему руководству интеллекта, у юношей все еще отличается относительное преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения, преобладание чувств над разумом. Неустойчивостью нервной системы юношей объясняется их быстрая утомляемость, чрезмерная неуравновешенность, а нередко и потеря интересов к спорту, которым они еще недавно занимались с большим энтузиазмом.

В этом возрасте происходит процесс так называемого психического возмужания, юношам хочется, чтобы их уже не считали детьми, они стремятся ко всему героическому и мужественному, стараются во всем походить на взрослых. В связи с этим отмечается огромная склонность к переоценке своих сил и возможностей, и, в частности, к злоупотреблению в занятиях спортом, что может принести им вместо пользы вред [36, с. 73].

Особенности эндокринной системы.

Половое созревание подростков начинается у мальчиков в 12–14 лет и длится 2–3 года. В 15–16 лет происходит усиленное развитие эндокринной системы, оказывающей влияние на функции головного мозга. Усиливается и деятельность половых желез, а также щитовидной железы, гормоны которой являются фактором роста.

Возрастание интенсивности прироста мышечной массы связано с усилением секреции андрогенов коры надпочечников в подростковом и юношеском возрасте.

Всем педагогам-тренерам, ведущим работу с юношами, необходимо поддерживать строгий контакт с врачом и при наличии разобранных нарушений учитывать их в учебно-тренировочной работе.

Морфофункциональные особенности организма борца.

Для борцов характерны большие поперечные размеры, значительные величины обхватов грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени и относительная коротконогость.

Борцы в большинстве своем имеют широкие плечи и разную (в зависимости от весовой категории) длину ног. Представители наилегчайшего веса отличаются от неспортивных людей более короткими ногами, борцы легчайшего и полулегкого веса имеют ноги средней длины, представители остальных весовых категорий – длинноногие. У всех борцов, исключая тяжеловесов, узкий таз. По сравнению с неспортивными людьми у них короткие руки, что можно объяснить законами механики: относительная сила обратно пропорциональна длине плеча рычага, то есть чем длиннее руки, тем большую силу нужно приложить, что практически невыгодно. Поэтому в борьбе происходит отбор короткоруких [37, с. 231].

Накопленные данные свидетельствуют о том, что большой рост тела положительно влияет на достижения борцов. Высокорослые атлеты имеют значительные потенциальные возможности. Это, видимо, можно объяснить тем, что потребление кислорода пропорционально поверхности тела. Особые преимущества могут иметь высокорослые атлеты тяжелой весовой категории, вес тела которых, как известно, не ограничен. Атлеты-гиганты отличаются своеобразием технического арсенала благодаря длинным рычагам, значительной мышечной силе и массе тела. Но и в других весовых категориях средняя длина тела у выдающихся борцов обычно больше, чем у менее квалифицированных спортсменов [38, с. 31].

У борцов скелетные мышцы гипертрофированы, симметрично развиты силы левой и правой половины тела, также пропорционально соотношение силы мышц-сгибателей и разгибателей.

Процентное содержание мышечной массы у всех борцов почти одинаково (48 %), жировой – увеличивается в ряду весовых категорий от легких (8,8 %) к тяжелым (15,15 %), а костной, незначительно варьируя, резко уменьшается – от 15,98 % у легковесов до 12,4 % у тяжеловесов. Соответственно этому удельный вес тела наибольший в легких категориях и наименьший – в тяжелых.

Частота дыхания во время борьбы достигает 40–50 раз в 1 минуту. При этом ритм дыхания непостоянен: в моменты статических напряжений оно реже, а после схваток – чаще. Хорошо тренированные борцы могут регулировать дыхание. Общий кислородный запрос у борцов составляет около 16–17 л, потребление кислорода – 1,8–2 л. После схватки наблюдается кислородный долг, равный 25–43 % кислородного запроса [40, с. 117].

ЧСС у борцов достигает во время схваток 170–200 уд/мин. Артериальное (систолическое) давление повышается до 160–180 мм рт. ст.

У квалифицированных борцов объем сердца составляет 719–1248 см3 в зависимости от роста и веса спортсмена. Концентрация сахара в крови повышена, а содержание молочной кислоты составляет 100–130 мг %.

Во время борьбы резко увеличивается потоотделение, что приводит к большим потерям воды и снижению веса тела. В моче после схваток повышается содержание недоокисленных продуктов обмена, иногда появляется белок.

Особенности занятий борьбой с юношами.

При занятии спортивной борьбой необходимо учитывать и знать следующие положения:

– К 13–15 годам у детей заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора, которое особенно интенсивно происходит в возрасте     7–12 лет. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные способности (качества): быстрота, сила выносливость, ловкость и гибкость. Совершенствование указанных способностей происходит неравномерно. Прежде всего, развиваются такие двигательные способности, как быстрота и координация движений (ловкость).

– Быстрота характеризуется тремя относительно самостоятельными показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции (простой и сложной) и частотой движений (ритмом). Скорость одиночного движения достигает уровня взрослого к 13–14 годам. Время простой двигательной реакции, которая обусловлена скоростью физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате, к уровню взрослого, подходит примерно в этом же возрасте. Произвольная максимальная частота движений увеличивается с 7 до 13 лет. При этом надо помнить, что скоростные качества человека зависят от наследственных и средовых факторов.

– До 13–14 лет завершается в основном развитие координационных способностей (ловкости), которое связано со способностью детей и подростков, осуществлять точные, координированные и быстрые движения. Следовательно, ловкость связана, во-первых, с пространственной точностью движений, во-вторых, с временной и, в-третьих, с быстротой решения сложных двигательных задач. Спортивная тренировка оказывает существенное влияние на развитие ловкости у 15–16-летних спортсменов, точность движений в два раза выше, чем у нетренированных подростков того же возраста. По мнению В. С. Фарфеля (1962), дети 6–7 лет не в состоянии совершать тонкие точные движения в предельно короткое время. Затем постепенно развивается пространственная точность движений, а за ней временная. Наконец, в последнюю очередь совершенствуется способность быстро решать двигательные задачи в различных ситуациях. Координационные способности продолжают улучшаться до                     17 лет [35, с. 11].

– Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно интенсивно сила увеличивается с 10–12 до 13–14 лет.

– Позже других физических качеств развивается выносливость, характеризующая тем временем, в течение которого сохраняется достаточный уровень работоспособности организма. Выносливость детей дошкольного возраста находится на низком уровне, особенно к статической работе. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается с 11–12 лет. В этом возрасте нарастает и выносливость к статическим нагрузкам. В целом, к 17–19 годам выносливость школьников составляет около 85 % уровня взрослого. Своего максимального уровня она достигает к 15–30 годам [10, с. 193].

– Несмотря на то, что движения дошкольника плохо координированы и неловки, дети способны овладевать относительно сложными движениями.

– Совершенствование двигательной активности и координации движений тесно связано с развитием нервной системы, поэтому всякая задержка в развитии движений должна насторожить тренера. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к врачам и проверить функциональное состояние нервной системы воспитуемых. В подростковом возрасте координация движений вследствие гормональных перестроек в организме несколько нарушается. Однако это временное явление, которое обычно после 15 лет бесследно исчезает. Общее формирование всех координационных механизмов заканчивается в подростковом возрасте, а к 18–25 годам они полностью соответствуют уровню взрослого человека. Возраст 18–30 лет считают «золотым» в развитии моторики человека, это возраст расцвета его двигательных способностей [26, с. 115].

– У юных борцов наблюдается бурный рост тела в длину (до 10 см в год). Окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей в этом возрасте не заканчивается. Поэтому следует очень осторожно применять упражнения для развития силы и гибкости, чтобы не помешать росту костей.

– В занятиях с подростками и юношами надо также учитывать особенности сердечно-сосудистой системы. В частности, в этом возрасте наблюдается относительно замедленное увеличение просвета артерий, деятельность сердца и сосудов недостаточно регулируется со стороны головного мозга. У подростков и юношей отмечается увеличение кровяного давления. При чрезмерной нагрузке у юных борцов могут появиться аритмия и головокружение [25, с. 352].

Юные спортсмены склонны переоценивать свои возможности, браться за выполнение упражнений, которые не соответствуют их физическому развитию, поэтому тренеру необходимо строго контролировать их деятельность.

 

 

    1. Теоретические основы занятий спортивной борьбой

в юношеском возрасте

 

Подготовить высококвалифицированных борцов значительно легче из спортсменов, начавших заниматься борьбой с подросткового и юношеского возраста (причем тенденция к «омоложению» продолжается), чем из тех, кто приходит в спортивную секцию, будучи взрослым [11, с. 17]. Это объясняется следующими причинами:

1. По сравнению с взрослыми, они имеют меньшее количество устойчивых двигательных навыков, которые мешают усваивать своеобразные приемы и движения борьбы.

2. Они обладают большей подражательной способностью, чем взрослые, более впечатлительны, а, следовательно, и более восприимчивы.

3. Именно в подростковом  и юношеском возрасте в наибольшей  степени проявляются такие ценные необходимые борцам качества, как гибкость, быстрота, ловкость и смышленость.

При этом важно помнить, что растущий организм – не организм взрослого в миниатюре, поэтому необходим совсем другой подход к учебно-тренировочному процессу, нежели со взрослыми спортсменами.

Учебно-тренировочная работа с юношами может быть успешной лишь в том случае, если тренер хорошо знает возрастные особенности юных борцов и учитывает эти особенности на тренировочных занятиях. В зависимости от возраста занимающихся подбираются упражнения, различные по степени трудности и величине нагрузки, а также по самому характеру и методам выполнения.

Тренировка юных спортсменов подчинена общим закономерностям обучения и воспитания. Поэтому, осуществляя ее, необходимо руководствоваться общими педагогическими принципами, отражающими эти закономерности с учетом возрастных особенностей физического воспитания. К ним относятся принципы всесторонности, сознательности и активности, постепенности, повторности, наглядности, индивидуализации.

Наряду с этим спортивной тренировке, как особой форме воспитания, свойственны и такие закономерности, которые отсутствуют в других формах воспитания. Они находят свое отражение в следующих принципах спортивной тренировки [2, с. 5]:

– единство общей и специальной подготовки спортсмена;

– непрерывность тренировочного процесса;

– постепенное и максимальное увеличение тренировочных нагрузок;

– волнообразное изменение тренировочных нагрузок;

– цикличность тренировочного процесса.

Для достижения высоких спортивных результатов первостепенное значение имеет соответствующий уровень физической подготовки занимающихся. Поэтому ведущее место в тренировке занимает физическая подготовка, проводимая в единстве с процессом совершенствования техники.

Информация о работе Мониторинг физического развития и функционального состояния организма юношей-борцов