Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: формирование интереса у детей дошкольного возраста к народным подвижным играм.
Задачи данной работы:
1. Изучить психолога – педагогическую литературу по проблеме формирование интереса у детей дошкольного возраста к народным подвижным играм в различных формах.
2. Рассмотреть различные формы народных подвижных игр.
Введение 3
Глава 1. Народные подвижные игры 5
1.1. Понятия народных подвижных игр 5
1.2. Значение игр для всестороннего развития детей 12
1.3.Оценка народных подвижных игр педагогической наукой 16
1.4. Классификация народных подвижных игр 18
Глава 2. Методика проведения народных подвижных игр 27
2.1. Подбор игр 27
2.2. Время проведения народных подвижных игр 29
2.3. Подготовка к проведению игр 34
Глава 3. Экспериментальная часть 37
3.1. Констатирующий эксперимент 37
3.2. Формирующий эксперимент 40
3.3. Контрольный эксперимент 42
Заключение 44
Список используемой литературы 45
<1>. Тимофеева Е.А. 'Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста' - Москва: Просвещение, 2006.
масса детей является зрителями. Игры – забавы на вечерах досуга и праздниках – веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им много радости, но в, то, же время они требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Хотя подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнения не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически правильно организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания.
В физическом воспитании дошкольников важно обеспечить понимание и воспроизведение ими движений. Особенности физического и психического развития младших дошкольников заставляют широко использовать с этой целью приемы обучения, основанные на имитации, образности, сюжетности заданий.
По существу в игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, а выполнением им двигательных заданий.
Многие упражнения имеют сюжетный характер, т. е. в них вносится элемент игры (например, «По мостику», «Через ручеек»). Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному и точному их выполнению <1>.
Во время таких упражнений у воспитателя есть возможность проследить за каждым ребенком и, если у кого – то упражнение не получилось, предложить проделать его повторно. Следовательно, в игровых упражнениях в отличие от подвижных игр более определенно выступают задачи прямого обучения. В этом их особая ценность при развитии движений у детей.
<1>. Игры и упражнения в обучении дошкольников. Минск, 1995.
Игровые упражнения можно использовать на занятиях по физической культуре и, особенно при проведении индивидуальной работы по развитию движений вне занятий, как с отдельными детьми, так и с небольшими группами.
Из всего многообразия подвижных игр наибольшее применение в педагогическом процессе младших возрастных групп детского сада имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета, типа ловишек и игры забавы. Бессюжетные с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами («Бабки», «Кегли», «Кольцеброс», «Серсо» и т. д.) еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте игры с элементами спортивных игр (волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис, футбол, хоккей). Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми <1>.
Игры с ходьбой и бегом
Во время ходьбы у детей наблюдается параллельная постановка стоп и наступание всей ступней с неполным перекатом с пятки на носок. Колени у детей 2-3 лет при ходьбе согнуты, дети недостаточно выносят ноги вперед, длина шагов у них неравномерна, темп движений неустойчив. Согласованность движений ног и рук при ходьбе в этом возрасте развита плохо.
Для устранения всех этих недостатков детям необходимо упражняться в разных вариантах ходьбы: ходить в заданном направлении, быстро или медленно перешагивать через палку, веревку и др.
Для бега детей от 2 до 3 лет, так же как и для ходьбы, характерны некоторые особенности: мелкий семенящий шаг, полусогнутые в коленях ноги, отсутствие у многих детей фазы «полета». Однако координация движения рук и ног при беге у детей к третьему году лучше, чем при ходьбе. Бег в этом
<1>. Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание. 2008, № 4
возрасте мало ритмичен, сопровождается добавочными движениями рук и туловища для поддержки равновесия.
Игры с ползанием и лазанием
Воспитателям следует развивать лазание и ползание, вовлекая в работу крупные мышцы групп, и создавать необходимые для этого условия. Дети ползают с большим удовольствием, уверенно и быстро. Некоторые из них во время ползания попеременно передвигают руки и ноги, другие – выносят вперед одновременно обе руки и, опершись на них, затем подтягиваются к рукам одновременно обе ноги. Несколько более сложным для детей раннего возраста является лазание. Дети 3 лет лазают неуверенно, приставляя одну ногу к другой. Пользоваться при лазании чередующимся шагом они привыкают постепенно. Умение правильно ползать и лазать следует совершенствовать, проводя постепенно усложняющие упражнения на полу, лесенке.
Упражнение в ползании и лазании, как и во всех других видах основных движений, чрезвычайно полезны, так как развивают ловкость, силу, формируют и совершенствуют навыки. Движения ползания и лазания основаны на работе крупных мышечных групп туловища, рук и ног. Они вызывают повышение активности всех физиологических функций детского организма.
Игры с бросанием и ловлей
Для овладения навыком метания необходимы глазомер, сила, ловкость, согласовывать движения рук, ног, туловища. У детей раннего возраста эти качества недостаточно развиты. Исходная поза при броске у детей безразличная, они не всегда стремятся оттолкнуть предмет при броске в заданном направлении. Однако метание в цель не представляет большого интереса для детей, они плохо справляются с выполнением действия, оно им быстро надоедает. Вместо того, чтобы постараться попасть мешочком в цель с заданного расстояния, дети, как правило, дети стремятся подойти к цели ближе. Поэтому в играх – упражнениях дети должны бросать, перебрасывать. Эти действия будут подготавливать детей к метанию <1>.
<1>. Богуславская З.М., Смирнов Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 2007.
Глава 2. Методика проведения подвижных игр
2.1. Подбор игр
Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.
Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Трудность подвижных игр для детей от 2 до 4 лет неодинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями. Например, игры с метанием и прыжками более сложны для детей этого возраста, чем основанные на ходьбе, ползании и беге. Еще сложнее игры, построенные на сочетании нескольких видов движений (бег и прыжки, ходьба и перешагивания и т. д.). Поэтому следует так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Предположим, детей упражняют в равновесии (русская народная игра «По ровненькой дорожке»). Сначала им предлагают ходить, сохраняя равновесие, между двумя линиями (по дорожке), затем по доске, лежащей на полу, по скамье, по наклонной доске, по доске, приподнятой горизонтально, по узкой рейке скамьи и т. д. Усложнить задание можно и изменяя характер движений – пройти быстро, пробежать, пройти на носочках бесшумно, приняв определенное положение рук (в стороны, за голову), и т. п. Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений <1>.
Итак, первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр,– соответствие содержания игровых действий, правил воз-
<1>. Смирнова Е. Игры развивающие мышление. Вопросы теории.// Дошкольное воспитание. 2002, №8.
растным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.
Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.
В работе с малышами рекомендуется использовать и игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», и др.).
Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре дается ходьба группой, в другой – ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Так же можно разнообразить и бег. Дети могут бегать в одном направлении, врассыпную, убегать от ловящего на свои места и т. п. Выполнение движений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации движений малышей, ориентировки их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности <1>.
Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Так, если перед воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более
<1>. Литвинова И.Н.
Детские народные подвижные
всего подойдут игры сюжетные, такие как «Гуси-лебеди», «Филин и пташки». Если же ставится задача по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае больше всего подойдут игровые упражнения «По тропинке», «Через ручеек» и др.
Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. В разных детских учреждениях он может быть различным. Часть детей в начале года впервые приходит в детский сад. У таких детей еще нет навыка совместных действий в группе сверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к режиму. По своему двигательному опыту эти дети отличаются от детей, ранее посещавших ясельные группы. Поэтому в начале года надо организовывать игровые упражнения для небольшого числа детей также подвижные игры, более простые по содержанию и не требующие четкого согласования движений играющих <1>.
Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания («Где звенит колокольчик?», «Пройди тихо» и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот» и др.).
Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.
При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.
2.2. Время проведения народных подвижных игр
Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятель-
<1>. Говорова Р. Игры и упражнения для умственного развития у детей.// Дошкольное воспитание. 1998, № 1.
но. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.
Воспитатель может провести игры с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми детьми индивидуально. Народная подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года и в первой и во второй младших группах, когда в коллективе много новых детей. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей. Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака.
Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка <1>.
Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей.
На утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы.
При подборе игр учитываются предшествующие занятия. Так, после занятий по родному языку, рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры.
Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.