Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: формирование интереса у детей дошкольного возраста к народным подвижным играм.
Задачи данной работы:
1. Изучить психолога – педагогическую литературу по проблеме формирование интереса у детей дошкольного возраста к народным подвижным играм в различных формах.
2. Рассмотреть различные формы народных подвижных игр.
Введение 3
Глава 1. Народные подвижные игры 5
1.1. Понятия народных подвижных игр 5
1.2. Значение игр для всестороннего развития детей 12
1.3.Оценка народных подвижных игр педагогической наукой 16
1.4. Классификация народных подвижных игр 18
Глава 2. Методика проведения народных подвижных игр 27
2.1. Подбор игр 27
2.2. Время проведения народных подвижных игр 29
2.3. Подготовка к проведению игр 34
Глава 3. Экспериментальная часть 37
3.1. Констатирующий эксперимент 37
3.2. Формирующий эксперимент 40
3.3. Контрольный эксперимент 42
Заключение 44
Список используемой литературы 45
Для заболевания нервной системы рекомендованы: упражнения на выносливость; ритмическая гимнастика (А.И. Бурениной); прикладные упражнения; игровая форма проведения занятий; различные виды психогимнастики; упражнения на релаксацию. Нежелательно: двигательные парадоксы, сложно – координированные движения и упражнения например, (равновесие на скамейке); ограничивается время подвижных игр, требующих высокого эмоционального напряжения (игры соревнования). Детям с заболеваниями органов дыхания рекомендовано: Ходьба по ровной поверхности в медленном темпе, дозированный равномерный медленный бег, плавание, ОРУ на все группы мышц, особенно на плечевой пояс, спину и нижние конечности; круговые вращения в плечевом суставе, боксирование попеременные выпады с покачиванием; упражнения на развития диафрагмального дыхания. Нежелательно: Упражнения с задержкой дыхания, резкими изменениями темпа и положения тела, длительным статическим напряжением; бег на длинные дистанции; ограничиваются прыжки, силовые упражнения, нежелательно участие в играх соревновательного характера.
Во время практики мы заметили, что воспитатели не включают в свои занятия народные подвижные игры. Анализируя просмотренные планы воспитательной работы, мы увидели, что в планах воспитательной работы нет системы народных подвижных игр, но они планируются эпизодически.
Проводя наблюдения за детьми, мы выяснили, что интерес к игре у детей был очень снижен. Дети не реагировали на сигналы воспитателя, плохо координировали свои движения, часто требовалась помощь воспитателя, необходим был показ упражнений. Игры проводились разноплановые: сюжетные игры. Игры этого вида строились на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни профессиях (летчик, пожарный, шофер); средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет); явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.
Также мы проводили бессюжетные игры типа: ловишек, перебежек, они очень близки к сюжетным в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Анализируя беседу с детьми, мы выяснили, что дети знают очень мало игр всего 2-3 (русские) игры. Это такие игры как. «Зайка беленький сидит», «У медведя во бору». Это обусловлено тем, что на начало года у детей проходит адаптация, дети в детский сад пришли из семьи, они еще очень робки, не умеют действовать в коллективе, физическая подготовленность низкая. Мы провели анализ детей см. приложение № 1.
Для того чтобы дети знали больше игр и для развития интереса к ним, мы провели работу с родителями. Дали рекомендации чтобы по больше читали детям сказки разных народов мира. Чаще играли с детьми дома, на свежем воздухе. Ведь через эти игры дети могут увидеть традиции, обычаи разных народов. Кроме того, в этих играх есть сюжет. А если есть сюжет, то дети будут играть с большим интересом и выполнять определенные действия и задания. Исходя из анализа результатов констатирующего эксперимента, мы сформулировали следующие задачи формирующего эксперимента.
3.2. Формирующий эксперимент.
Задачи:
Для реализации задач нами был разработан перспективный план.
Месяц |
Народные игры |
Национальность |
Январь |
Пчелки и ласточка |
Русская |
Кошка и мышка |
Литовская | |
Февраль |
Гуси |
Русская |
Рыбаки и рыбки |
Сибирь, Дальний Восток | |
Март |
Лови мяч |
Русская |
Лисичка и курочки |
Татарская | |
Апрель |
Найди свой домик |
Русская |
Птичка |
Литовская | |
Май |
Полярная сова и евражки |
Сибирь, Дальний Восток |
Угадай и догони |
Татарская |
Выбирая игры разных народов мы руководствовались следующими принципами:
Все игры были подобраны, следуя рекомендациям врача и подготовленности детей данной группы. Работа над каждой игрой строилась по такому алгоритму. Прежде чем познакомить детей с играми других народов, детям читали потешки, стихотворения, рассказы, проводились беседы с детьми для закрепления занятий.
Так же расширяя кругозор детей, мы взаимодействовали и с другими видами деятельности. Например, проведя игру «Птичка» на занятии по лепке мы лепили корм для птички, после игры «Гуси» на занятии по развитию речи разучивали песенку «Два гуся» и т.д. Помимо подвижных игр мы проводили игровые упражнения с несложными заданиями, простые игры спокойного характера. Не исключались народные подвижные игры и в дни, когда были музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирались подвижные игры с менее активными действиями. Проводилась индивидуальная работа с детьми, которые нуждаются в дополнительных занятиях.
Дети в этом возрасте, как правило, любят играть одни, поэтому наши игры были направлены на то, чтобы дети играли коллективом. Поставленные задачи мы осуществляли постепенно. В этой работе мы опирались на принцип систем проведения народных подвижных игр. Если в начале года дети знали недостаточно игр, то сейчас они могут назвать 4-5 игр. С небольшой помощью воспитателя дети могут рассказать сюжет этих игр. Интерес у детей к играм возрос. Дети играют с удовольствием, внимательно слушают слова песенки и выполняют движения в соответствии с тексом. Особенно детям нравятся сюжетные игры.
В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, они увлекаются ею. Но не все шло гладко во время эксперимента. Например: очень трудно было привлечь детей к бессюжетным играм. В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами. Нам приходилось повторять одну игру 3-4 раза, чтобы дети могли усвоить правила игры, развивать у детей самостоятельность. Постепенно мы усложняли игры.
Как только малыши научились ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, мы во время игры меняли направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучали выполнять элементарное правило - двигаться, не наталкиваясь друг на друга. Учили детей бежать к своему домику, такому же по цвету какой у него в руке мячик, или туда где звенит колокольчик. Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения на слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия. Мы придумывали разные атрибуты, для поощрения детей. Все это доставляло детям большую радость, и они старались правильнее выполнять движения.
Эксперимент показал, не только то, что проводя народные подвижные игры, совершенствуются физические качества, но развивается у детей интерес к ним. Дети получают огромное удовольствие, играя в подвижные игры. У детей развивается образное мышление, самостоятельность, укрепляется здоровье. И если в дальнейшем продолжать эту работу, то ребенок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения. Глядя на результаты нашего эксперимента, можно сказать, что уровень развития детей и интереса у них к народным подвижным играм возрос.
3.3. Контрольный эксперимент
В конце нашей работы
мы провели контрольный
1. Дети стали знать больше игр.
2. Возрос интерес к народным подвижным играм.
3. Дети с удовольствием стали играть в подвижные игры как сюжетного, так и бессюжетного характера.
И так мы экспериментально доказали, что:
1. Четкая система народных подвижных игр способствует воспитанию интереса у детей, к подвижным играм.
2. Четко продуманная система методических приемов помогает эффективному проведению подвижных игр.
3. Обогащаются знания
по содержанию народных
Проделанная нами работа будет продолжаться, будем дальше развивать интерес у детей к играм. Будем приобщать родителей к совместному проведению народных подвижных игр. Совместно с родителями будем развивать игровой опыт детей. Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Заключение
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Итак, народные игры в
комплексе с другими
Список используемой литературы
1. Богуславская З.М., Смирнов Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 2007.
2. Детские подвижные игры народов СССР. М., 1993.
3. Игры и упражнения в обучении дошкольников. Минск, 1995.
4. Леннет Г. Игры и упражнения для детей дошкольного возраста. М., 1997.
5. Литвинова И.Н. Детские народные подвижные игры. М., 1995.
6. Терехова Н.Т. Работоспособность и утомляемость детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду. // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. М., 2006.
7. Говорова Р. Игры и упражнения для умственного развития у детей.// Дошкольное воспитание. 1998, № 1.
8. Игра в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.// Советская педагогика. 2003, № 4.
9. Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание. 2008, № 4.
10. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998, № 11.
11. Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры// Начальная школа. 1999, № 5.
12. Миленко В.П. Нужно ли учить детей играть// Дошкольное воспитание. 2005, № 4.
13. Петрова В. Игра.// Дошкольное воспитание. 1993, № 3.
14. Павлова Л. Значение подвижных игр в физическом развитии дошкольника.// Дошкольное воспитание. 2007, № 4.
15. Смирнова Е. Игры развивающие мышление. Вопросы теории.// Дошкольное воспитание. 2002, №8.
16. Тимофеева Е.А. 'Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста' - Москва: Просвещение, 2006.
17. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании – М., 1997.