Основы здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 03:23, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является: выявление основных принципов введения здорового образа жизни. Задача- призвать к введению здорового образа жизни.
В основе любого образа, жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социальные принципы; образ жизни должен быть эстетичным, нрав­ственным, волевым, самоограничительным.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………….2 стр.
II. Основная часть:
глава 1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ……................4 стр.
1.1. Культура питания………………………………………………………..4 стр.
1.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Режим труда и отдыха, хороший сон – составляющие здорового образа жизни……………………………………………………………………...7 стр.
глава 2. ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЗАКАЛИВАНИЯ ОРГАНИЗМА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА…………………………………....14 стр
2.1. Двигательная активность и здоровье человека..............................14 стр
2.2. Закаливание и профилактика простудных заболеваний…………..16 стр
глава 3. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ. ПРФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК………………………………………………………..18 стр
3.1. Понятие о вредных привычках………………………………………….18 стр
3.2. Никотиновая зависимость……………………………………………….19 стр
3.3. Алкоголизм и пьянство……………………………………………….....23 стр
3.4. Наркомания……………………………………………………………….24 стр
III. Заключение……………………………………………………………....25 стр
IV. Список использованной литературы…………………………………..27 стр

Вложенные файлы: 1 файл

сам суруйдум ОЗОЖ.doc

— 64.90 Кб (Скачать файл)


 

 

 

ЯКУТСКИЙ ЭКОНОМИКО – ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Кафедра «История, философия, основы профсоюзного движения»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

ТЕМА: «Основы здорового образа жизни».

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  

Выполнил:   

студент 1 курса

                                                                                                                         Группы:

Ю-11

 

Ксенофонтов

Альберт Семенович

                                                                                                                     Проверил:

 

 

 

Якутск 2011

1

 

ПЛАН РАБОТЫ:

I.          Введение………………………………………………………………….2 стр.

II.       Основная часть:

глава 1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ……................4 стр.

1.1. Культура питания………………………………………………………..4 стр.

1.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Режим труда и отдыха, хороший сон – составляющие здорового образа жизни……………………………………………………………………...7 стр.

глава 2. ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЗАКАЛИВАНИЯ ОРГАНИЗМА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА…………………………………....14 стр

2.1.           Двигательная активность и здоровье человека..............................14 стр

2.2.           Закаливание и профилактика простудных заболеваний…………..16 стр

глава 3. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ. ПРФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК………………………………………………………..18 стр

3.1. Понятие о вредных привычках………………………………………….18 стр

3.2. Никотиновая зависимость……………………………………………….19 стр

3.3. Алкоголизм и пьянство……………………………………………….....23 стр

3.4. Наркомания……………………………………………………………….24 стр

III.    Заключение……………………………………………………………....25 стр

IV.     Список использованной литературы…………………………………..27 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Введение.

 

       Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни. В нашей повседневной жизни введение здорового образа жизни стала актуальным вопросом. Есть люди, которые стремительно придерживаются к здоровому образу жизни, также есть люди которые не понимают надобности вести такой образ жизни. Именно это проблема привела меня к выбору данной темы.

        Здоровый образ жизни — главный фактор здоровья. По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от  образа жизни человека, на 20-23% —от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды (эколо­гии) и на 8-12% — от работы национальной системы здравоо­хранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека  зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

        Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

        Целью моей работы является: выявление основных принципов введения здорового образа жизни. Задача- призвать к введению здорового образа жизни.

        В основе любого образа, жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социальные принципы; образ жизни должен быть эстетичным, нрав­ственным, волевым, самоограничительным.                           

3

 

        В основу данной классификации положен принцип единст­ва индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов.

     

      Среди основных составляющих здорового образа жизни можно выделить:

      Умеренное и сбалансированное питание;

      Режим дня с учётом динамики индивидуальных биологических ритмов;

      Достаточная двигательная активность;

      Закаливание;

      Личная гигиена;

      Грамотное экологическое поведение;

      Психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

      Сексуальное воспитание;

      Отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков);

      Безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравлений.

      Человек имеет право на здоровье. Права человека тесно связаны с его ответственностью. К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более двух третей населения страны не занимаются спортом, до 30% населения имеют избыточный вес, около 70 млн. человек курят.

       В ряде стран ответственность по отношению к своему здоровью поощряется государством и фирмами, где трудится человек. Предусмотрены, например, доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса, регулярно занимается физкультурой. И эти деньги возвращаются с лихвой, так как улучшаются отношения людей в

4

 

коллективе. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас.

      Чтобы быть ответственным, нужно знать, что имеют в виду, когда говорят о здоровом образе жизни.

 

 

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ.

Культура питания.

      Важная составляющая здорового образа жизни - питание. Питание, которое обеспечивает полноценное развитие, называют рациональным (от латинских слов «ратио» - расчет, мера и «ратионалис» - разумный, целесообразный, обоснованный).

     На протяжении многовековой эволюции важнейшие системы жизнеобеспечения организма человека формировались под влиянием таких факторов, как тяжёлый физический труд и недоедание. Сегодня в экономически  развитых странах в жизни человека существенную роль играют факторы совершенно противоположного характера – недостаточная мускульная и двигательная активность (гиподинамия), избыточное питание, а также психоэмоциональные перегрузки. Наша нервная система подвергается постоянной, усиливающейся год от года «бомбардировке» как здоровыми, возбуждающими эмоциями, так и отрицательными. Все это предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его физическому и психическому здоровью.

      Возникла своеобразная биосоциальная аритмия – рассогласованность природных и социальных ритмов жизни человека. Это и составляет основную проблему образа жизни современного человека.

      Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Здоровое питание – важнейшее условие долголетия.

       Культура питания включает в себя не только отношение к пище, но и ее состав.

5

 

       Во все периоды развития человечества характер питания определяли экономические возможности, наличие пищевых ресурсов, климат и национальные традиции. Биологические особенности организма человека остались прежними, а условия жизни и питания существенно изменились.

     Меню современного человека включает главным образом специально выращенные растения и продукты животного происхождения. В пище редко возросло количество животных белков по сравнению с растительными.

    Большинство населения 60-70 лет назад употребляло «живые» продукты, полученные от своего собственного хозяйства или от природы. Теперь  три четверти мяса и молока, две трети яиц, все зерно промышленно перерабатывается. Вместо плодов и ягод мы используем рафинированный сахар, на наших столах прочное место заняли белый хлеб и другие высококалорийные мучные продукты, в которых отсутствует большая часть биологически активных веществ.

      В рацион современного человека входит большое число продуктов, относительно дешевых, но содержащих много углеводов. В первую очередь это мучные изделия – макароны, хлеб. Человек недополучает большое количество природных биологических веществ, которые удаляются из исходных продуктов при их переработке. Безвредно ли это? Оказывается, это понижает сопротивляемость организма, приводит к разным болезням. Несбалансированное употребление пищевых продуктов ведет к росту заболеваний, вызванных нарушением обмена веществ, к болезням сердца и сосудов.

      Культура питания – это и оптимальное для человека количество съедаемой пищи.Может ли человек определить, сколько ему нужно есть? Главное правило – соответствие количества и калорийности пищи энергетическим затратам и физиологическим потребностям вашего организма.

      Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15–20% из белков, на 20-30% - из жиров, одна треть которых должна быть твердыми или животного

6

 

  присхождения. Оставшиеся 50-55% должны приходиться на углеводы, содержащиеся во фруктах, овощах, злаках, орехах.

     Здоровое питание – это ограничение жиров и соли, значительное увеличение в рационе доли фруктов и овощей, круп, изделий из муки грубого помола. Источником белка должны служить бобовые, нежирные молочные продукты, рыба или постное мясо.

     Для культуры питания имеет значение способ обработки пищи. Овощи не должны подвергаться длительной кулинарной обработке, так как при этом разрушаются витамины, содержащиеся в продуктах. Из масел предпочтительнее кукурузное, оливковое и подсолнечное. Желательно также употреблять хлеб из муки грубого помола, не очищенный до конца (нерафинированный) сахар.

 

     Основные принципы рационального питания:

      Умеренность;

      Сбалансированность;

      Четырехразовый прием пищи;

      Разнообразие;

      Биологическая полноценность.

     Умеренность – исключение переедания при обеспесении потребности организма в калориях в соответствии с затратами энергии.

     Сбалансированность – удовлетворение потребностей организма в незаменимых, жизненно важных веществах, присутствие которых в пище созгает оптимальные условия для обмена веществ с окружающей средой.

     Четырехразовое питание предполагает равномерное потребление пищи небольшими порциями.

     Разнообразие – в пище должен присутствовать большой набор биологически активных веществ, так как каждый продукт содержит определенную часть веществ, которые не встречаются в других продуктах.

 

7

 

     Полноценность – ежедневное, систематическое потребление свежих овощей и фруктов, особенно зелени.

     Многочисленные факты подтверждают, что многие серьезные заболевания, в том числе и сердечно-сосудистые, начинаются в детстве. Поэтому требование рационального питания относится и к школьникам.

 

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА, ХОРОШИЙ СОН – СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

 

           Русский физиолог И. П. Павлов утверждал, что в жизни человека нет ничего властного, чем ритм. В 1729г. французский астроном де Мэран обнаружил, что листья растений в течение суток совершают периодически повторяющиеся ритмичные движения. Позднее были изучены разные ритмы, свойственные живым организмам. Было обнаружено более 300 физиологических процессов организма, которые повторяются с периодом в 20-28 часов.

      Периодически повторяющиеся изменения биологических процессов и явлений в живых организмах назвали биологическими ритмами. Большинство ритмов формируется в процессе индивидуального развития.

 

Основные ритмы жизнедеятельности человека.

Наименование ритма

Период, сек

α-ритмы мозга

0,07

β-ритмы мозга

0,03

δ-ритмы мозга

0,3

Глотательные движения

4,0

Сердечный цикл

0,8

Вдох-выдох

6,0

«голодная» моторика желудка

40-60 мин

Средняя частота импульсов по двигательным нервным волокнам

0,02

Средняя частота биотоков мышц

0,03

Информация о работе Основы здорового образа жизни