Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:37, доклад

Краткое описание

Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности.
Ребенок еще не родился, а его будущее развитие уже взаимосвязано с двигательной активностью. Потребность в движении является характерной особенностью растущего организма.
К сожалению, взрослый человек ощущает значительно меньшую потребность в движениях, чем ребенок. Но движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и сна улавливается организмом, вызывая целый комплекс тягостных ощущений.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по дисциплине «Физическая культура».docx

— 52.14 Кб (Скачать файл)

     − двигательную  активность и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

     − обучение  студентов методам самоконтроля  за состоянием организма с  целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

 

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 КАК СРЕДСТВА АКТИВНОГО ОТДЫХА

     Различают  отдых пассивный и активный, связанный  с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М. Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других

лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

     Этот принцип  стал основой организации отдыха  и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные

самостоятельные занятия  физическими упражнениями в общем  режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

 

 «Малые формы» физической культуры

  в режиме учебного труда студентов

 

     К «малым  формам» физической культуры  в режиме учебного труда студентов  относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты).

     Утренняя гигиеническая  гимнастика (УГГ) является наименее  сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро

удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

     Ежедневная  УГГ, дополненная водными процедурами,  – эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

     Физкультурная  пауза является действенной и  доступной формой. Она призвана  решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

     Многочисленные  исследования свидетельствуют о  том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2–3 часа после завершения учебных занятий работоспособность

восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается её снижение.

     С учётом  динамики работоспособности студентов  в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после четырёх часов занятий и продолжительностью пять мин. – после каждых двух часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

     Исследования  показывают, что эффективность влияния  физкультурной паузы проявляется при 10-минутном её проведении в повышении работоспособности на 5 … 9%, при пятиминутном – на 2,5 … 6%.

     Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны одна – три мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.

     В этих условиях  полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из пяти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц-антогонистов, мышц-сгибателей и разгибателей конечностей и туловища (рис. 7).

     При продолжительной  напряжённой умственной работе  рекомендуется через каждые 30 – 60 мин. Использовать позотонические упражнения, через каждые два часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

     Использование  «малых форм» физической культуры  в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

 

 


Информация о работе Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями