Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:31, реферат
Спортивная тренировка рассматривается как процесс, способствующий росту спортивных достижений на основе повышения работоспособности организма, совершенствования физических, морально-воле¬вых качеств, овладения техникой и тактикой лыжного спорта.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Содержание тренировки 4
2 Направленность тренировочного процесса 6
3 Средства тренировки 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Содержание
тренировки
2 Направленность
тренировочного процесса
3 Средства тренировки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Спортивная тренировка рассматривается как процесс, способствующий росту спортивных достижений на основе повышения работоспособности организма, совершенствования физических, морально-волевых качеств, овладения техникой и тактикой лыжного спорта. Спортивная тренировка является педагогическим процессом, решающим одновременно задачу формирования черт советского гражданина. Необходимым условием тренировки являются использование гигиенических мероприятий, соблюдение строгого режима, применение врачебно-педагогического контроля и самоконтроля.
Каждый
вид лыжного спорта имеет свою
частную методику тренировки, но существуют
и единые для всех видов лыжного спорта
методические положения, которые рассматриваются
как основы методики тренировки в лыжном
спорте. К общим основам относятся: содержание
тренировки, периодизация тренировки
в годичном цикле, направленность тренировочного
процесса; средства и методы тренировки;
определение понятий объема и интенсивности;
методы восстановления; организация тренировочных
занятий; планирование и учет учебно-тренировочного
процесса.
1
СОДЕРЖЕНИЕ ТРЕНИРОВКИ
1. Нагрузка. Проявляется в процессе физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки. Все эти виды подготовки реализуются, в определенной связи и последовательности в соответствии с дидактическими принципами и установившимися закономерностями теории физического воспитания.
Физическая подготовка является главным компонентом для создания тренированности и направлена на развитие функциональных возможностей организма спортсмена.
Техническая подготовка является главным компонентом для овладения техникой и направлена на совершенствование мастерства в широком диапазоне.
Тактическая подготовка заключается в приобретении теоретических знаний и практическом их применении на соревнованиях для искусного ведения спортивной борьбы.
Психологическая подготовка направлена на воспитание психических качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления да соревнованиях и формирования моральных качеств.
Теоретическая подготовка заключается в изучении теории и методики своего вида спорта, что необходимо для сознательного отношения к учебно-тренировочному процессу, участия в соревнованиях и ведения самоконтроля. Все виды подготовки в своей совокупности дают большую нагрузку как в практическом, так и в теоретическом отношении.
2. Контроль. При выполнении больших нагрузок крайне необходим контроль. Он дает возможность определить степень усталости после занятий. В процессе тренировки пользуются различными видами контроля: педагогическим, врачебным и самоконтролем.
Педагогический контроль занимает ведущее место в системе контроля, он охватывает все стороны жизни и быта спортсмена.
Врачебный контроль является самым ответственным контролем, поскольку только врач может правильно оценить состояние здоровья спортсмена.
Самоконтроль позволяет самому спортсмену судить по субъективным и объективным показателям о состоянии своего здоровья и самочувствия, воспитывать сознательное отношение к тренировочному процессу.
3. Восстановление является необходимой составной частью содержания тренировки и включает в себя педагогические, гигиенические, физиотерапевтические и фармакологические средства.
Педагогические средства заключаются в правильном построении учебно-тренировочного процесса в годичном цикле, анализе дневников самоконтроля, учете требований врача, контроле за выполнением спортсменом установленного режима.
Гигиенические средства состоят из правильного чередования тренировок, отдыха и производственной работы, соблюдений режима дня, питания, закаливания.
Физиотерапевтические средства включают различные формы массажа, электростимуляцию, вдыхание газовых смесей, различные системы душа и бань.
Фармакологические средства представляют собой различные безвредные для здоровья препараты в виде напитков, таблеток и пищевых продуктов, являющихся стимуляторами.
Все средства восстановления не в одинаковой мере используются тренирующимися спортсменами. Чем выше квалификация лыжника, тем шире диапазон применяемых средств восстановления.
4.
Соревнования рассматриваются как подведение
итогов тренировки, в ходе которых формируется
личность спортсмена. Каждое соревнование
оставляет тренировочный эффект и должно
способствовать лучшему выступлению спортсмена
на предстоящих соревнованиях.
2
НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПРОЦЕССА
Организация и методика проведения тренировочного процесса должна быть направлена на то, чтобы в каждом годичном цикле тренировки рационально использовать нагрузки, восстановление и контроль за достижением максимального тренировочного эффекта.
Степень
высокой тренированности
Обычная степень тренированности — состояние слегка повышенной работоспособности организма; в этом состоянии лыжник находится весной в период отдыха.
Повышенная степень тренированности — состояние подготовленности организма, когда к нему можно предъявлять повышенные требования без ущерба для здоровья. В таком состоянии лыжник выступает на менее ответственных соревнованиях и подготавливается к более ответственным. Такое состояние подготовленности организма может сохраняться длительное время.
Высшая степень тренированности — состояние наибольшей работоспособности организма. В этот период лыжник отлично владеет техникой и тактикой, его нервная система подготовлена к спортивной борьбе. Такое состояние нельзя рассматривать как случайное или удачное сочетание ряда обстоятельств, это закономерный итог хорошо спланированной тренировочной работы. Переход от одной степени тренированности к другой связан с изменением кривой нагрузки; наиболее высокая степень работоспособности должна быть достигнута к периоду ответственных соревнований.
Рост спортивных результатов является основным показателем тренированности. Этот рост должен наблюдаться не только в избранном виде лыжного спорта, но и в других физических упражнениях (беге, ходьбе и т. п.). Показателями тренированности могут быть и отдельные специальные упражнения, развивающие определенные качества.’ В спортивной практике большая роль в определении состояния тренированности принадлежит врачебному контролю, посредством которого определяется общее состояние здоровья лыжников и устанавливаются функциональные изменения как отдельных органов, так и всего организма в целом. Важная роль в оценке тренированности принадлежит также самоконтролю. Тренер, сопоставляя свои наблюдения за поведением тренирующегося с данными врачебного контроля, самоконтроля и спортивными результатами, определяет степень тренированности спортсмена.
Повышение
тренированности достигается
Непрерывное необоснованное увеличение нагрузки от одного тренировочного занятия к другому может привести к переутомлению. Тренировки с повышенной нагрузкой следует чередовать с тренировками, в которых бы закреплялась и поддерживалась достигнутая работоспособность. Нередко бывает необходимым предоставить лыжнику отдых от тренировок. Но это не должно снизить достигнутую тренированность. Отдых должен повысить желание к дальнейшим занятиям. Особенно это необходимо при первых симптомах перетренированности. Отдых между тренировками не должен быть длительным, так как достигнутая работоспособность через 4—5 дней может снизиться.
Перетренированность наступает в результате неправильно спланированных и проводимых тренировок. Это приводит к нарушению функционального состояния организма: снижение координации движений, апатия, плохой сон, потеря аппетита, снижение веса, повышение потливости, снижение возбудимости симпатической нервной системы, повышение кровяного давления.
Перетренированный лыжник нередко ошибается, принимая начинающуюся апатию за душевное спокойствие, и бывает удивлен плохими результатами. Причину своей неудачи он видит в плохой погоде, неудачной смазке лыж и т.п. Другие теряют уверенность в себе за много дней до соревнования. Эта начальная стадия перетренированности характеризуется неясным ощущением усталости, вялостью, ослаблением желания тренироваться, замедлением реакции, некоторым расстройством координации движений, понижением работоспособности, ухудшением спортивных результатов. Если в этом состоянии лыжник продолжает тренироваться с прежней интенсивностью, то появляются более тревожные симптомы: отвращение к тренировке, заметное снижение спортивных результатов, бессонница или беспокойный сон, учащение дыхания, потеря аппетита, снижение веса. Дневник самоконтроля позволяет лыжнику и тренеру обнаружить признаки перетренированности и немедленно изменить режим тренировки.
При
появлении признаков
Причины, вызывающие перетренированность, следующие: в подготовительном периоде — перенапряжение организма в результате злоупотребления скоростными тренировками, мало внимания уделялось тренировкам на выносливость, недостаточная продолжительность подготовительного периода; в соревновательном периоде — неправильное сочетание различных по характеру нагрузок и нерациональная их последовательность, увлечение тренировками на выносливость или скорость и нерациональное их использование без достаточного учета индивидуальных особенностей спортсмена (возраст, функциональные возможности организма и т. п.), однообразное проведение тренировок с большим объемом работы, что не обеспечивает приспособления организма к разносторонним физическим напряжениям; неправильное чередование отдыха с нагрузкой, выступление лыжника в соревнованиях в болезненном состоянии или после перенесенного заболевания, длительные перерывы в тренировках, участие в соревнованиях недостаточно подготовленного лыжника, ошибки в методике тренировки после соревнований (недостаточный отдых, неиспользование активного отдыха).
При перетренированности различают три степени изменений в организме лыжника.
Первая степень характеризуется отсутствием роста спортивных результатов, ухудшается работоспособность, что особенно проявляется при кратковременных интенсивных физических напряжениях.
Вторая степень характеризуется снижением спортивных результатов, наблюдается непостоянство субъективных симптомов, ухудшается работоспособность, особенно при интенсивных физических напряжениях, а также при длительной работе умеренной мощности.
Третья степень характеризуется снижением общей спортивной работоспособности и наблюдаются нарушения’ функционального и органического характера.
Для
ликвидации перетренированности первой
степени достаточно изменить режим
тренировки, и через 15-20 дней наступит
полное восстановление организма. Выход
из второй степени перетренированности
заканчивается полным восстановлением
организма после двухмесячного лечения
и отдыха от специальной тренировки в
течение 2-3 недель. Третья степень перетренированности
требует более продолжительного лечения,
после которого не всегда удается восстановить
спортивную работоспособность. Поэтому
очень важно своевременно предупредить
перетренированность во избежание более
тяжелого заболевания.