Основы физического воспитания учащихся старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит изучении особенностей физического воспитания детей старшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста;
2. Выяснить особенности физического развития детей старшего школьного возраста и влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся;

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания учащихся
старшего школьного возраста ……………………………………………..5
1.1. Социально-педагогическое значение и задачи физического
воспитания детей школьного возраста …………………….……..5
1.2. Общая характеристика направлений физического
воспитания и образования школьников ………………………..10
Глава 2. Методические основы физического воспитания учащихся
старшего школьного возраста ……………………………………………14
2.1. Особенности физического развития детей старшего
школьного возраста и влияние занятий физическими
упражнениями на организм занимающихся ………………..…...14
2.2. Средства организации физического воспитания
учащихся старшего школьного возраста..…………………….....18
2.3. Формы организации физического воспитания в школе …...23
2.4. Особенности методики физического воспитания учащихся
старшего школьного возраста………………………………………27
Заключение ………………………………………………………………...33
Список использованных источников ……………………………..……...35

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_2.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

 

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

Физическое воспитание — основа спортивных достижений, здоровья и правильного физического развития. В детском саду мы видим потенциал для воспитания здоровой и успешной личности, раскрытия способностей каждого ребенка и задатков наших будущих олимпийцев [5, c.15].

Современные программы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы акцентированы преимущественно на формировании двигательной культуры с приоритетом развития двигательных качеств и обучения двигательным умениям [8, c.2]. Являясь важными аспектами физического воспитания, указанные направления не позволяют в полном объеме решать те задачи, которые стоят перед школьным физическим воспитанием. Вместе с тем анализ показал, что ряд существенных компонентов физического воспитания не учитывается или учитывается в незначительной степени [8, c.2]. К таким компонентам можно отнести знания в области теории и методики физического воспитания, личной гигиены, психологии и физиологии двигательной деятельности, формирование мотивации к занятиям физической культурой, индивидуальные показатели личности учащихся [8, c.2]. В ряду индивидуальных показателей особое место занимают личностные характеристики: система стремлений, желаний, целей, которые формируются во взаимодействии с биологическими склонностями и особенностями формирующей среды.

Для реализации основных задач физического воспитания учащихся общеобразовательной школы была выдвинута концепция "эффективного управления", основанная на следующих принципах [8, c.3]:

- учащийся представляет собой  индивидуальность, ориентированную  на групповое поведение и включенную в его контекст;

- жесткая иерархи подчиненности  и авторитетные подходы к учебному  процессу несовместимы с природой  ребенка, его свободой;

- в учебно-воспитательном процессе  следует в большей степени  ориентироваться на индивидуальные  психофизиологические показатели, чем на конечный результат приобретения знаний, умений и навыков.

Существенным аспектом учебного процесса по физическому воспитанию является картина того, как ребенок оценивает этот учебный процесс и свое место в нем. Следует отметить, что понятие учебного процесса в различных теориях используется в предельно широком смысле. Под него подводятся практически все педагогические действия, различающиеся как по форме, так и по содержанию. В специальной литературе оценка эффективности деятельности ребенка в учебном процессе традиционно оценивается с точки зрения уровня сформированности знаний по физической культуре, двигательных навыков и умений. Раскрытие субъективных, смысловых сторон формирования учебного процесса физического воспитания позволяет по-новому подойти к проблеме качества учебного процесса и его оценки. Необходимость превращения учебы в ведущую потребность ребенка означает, что учение правомерно рассматривать не только с позиций эффективности сформированности различных показателей, но и с его личностных сторон. На основе анализа исследований процесса учения мы пришли к выводу, что при оценке эффективности учения имеет смысл говорить о его субъективном, эмоционально-личностном плане. На основании теоретического исследования удалось выявить показатели, способствующие увеличению эффективности учебной деятельности по физическому воспитанию [8, c.3]:

- общественно значимый результат, способствующий формированию чувства  гордости и своей социальной  значимости;

- творческий процесс учебы, то есть включение элементов проблемности, выбора, разнообразия, свободы, хорошего микроклимата в коллективе, адекватного стиля руководства;

- саморегуляция деятельности, предполагающая  учет особенностей включения  ребенка в процесс достижения  основных целей физического воспитания;

- полноценная мотивация ребенка, основанная на деятельности, раскрывающей  учение как реализацию его  сущностных сил и способностей, как творческий процесс.

В этой связи важно использование различных аспектов деятельностного подхода [1], спецификой которого является активное, творческое, сознательное применение способностей. Даже несложна деятельность, если она не организована самим ребенком, становится причиной перенапряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методические основы  физического воспитания учащихся старшего школьного возраста

 

2.1. Особенности физического  развития детей старшего школьного  возраста и влияние занятий  физическими упражнениями на  организм занимающихся

 

Организм школьников имеет свои анатомические, физиологические и психологические особенности. Их необходимо знать и учитывать в процессе занятий физическими упражнениями.

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (Х—XI классы). Этот возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10—12 см и тяжелее на 5— 8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек [30, c.198].

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мыши правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц [19, c.263].

У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.

Сердце юношей на 10—15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6—8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.

В 15—17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и диффренцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом [30, c.199].

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.

В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными труппами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей (табл. 1-3).

Таблица 1

Темпы прироста различных физических способностей у детей старшего школьного возраста (%)

 

Физические способности

 

Среднегодовой прирост

Общий прирост

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Скоростные

1,5

0,2

3,1

0,5

Силовые

14,0

9,0

28,0

18,0

Общая выносливость

2,1

0,7

6,4

2,1

Скоростная выносливость

2,1

-0,6

6,3

-1,8

Силовая выносливость

8,5

-2,0

26,7

-6,0


Таблица 2

Показатели снижения темпов прироста активной и пассивной гибкости у юношей и девушек 15—17 лет (%)

 

Суставы

 

 

Гибкость

активная

пассивная

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных

-2,1

-2,1

-2,0

-2,0

Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах

-7,8

-2,4

-2,6

-2,1

Подвижность различных отелов позвоночного столба:

— тазобедренный сустав при сгибании туловища

— нижнегрудной поясничный отдел

— верхнегрудной отдел

— шейный отдел

 

 

 

-9,5

-14,3

-20,0

-18,7

 

 

 

-4,1

-10,3

-4,2

-9,3


 

Тем не менее, в этот возрастной период сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и направленно (см. табл. 3) [30, c.200].

Таблица 3

Прирост показателей кондиционных и координационных способностей у школьников 15—17 лет в ходе целенаправленных воздействий (%)

Физические способности

Прирост

Юноши

Девушки

Силовые

Скоростные 

Выносливость

Гибкость 

Координационные:

— в беге

— прыжках

— акробатических упражнениях

— метаниях на дальность

— метаниях на меткость

— спортивно-игровых двигательных действиях

40,0-110,0 9,0-17,8 24,3-120,0

10,0-50,0

 

6.0-10,8 10,5-13,7

6,7-8,2

33,4-42,8

49,7-90,0

22,6-35,8

36,0-54,0

5,6-16,2

9.0-80,0

20,0-70,0

 

4,5-8.0

4,8-9,6

11,1-13,2

13,7-22,4

62,0-81,4

36,2-48,4


 

Между развитием двигательных качеств и формированием двигательных навыков существует тесная связь. Освоение новых движений сопровождается совершенствованием двигательных качеств. Различные движения избирательно воздействуют на двигательный аппарат человека, поэтому отдельные мышцы и мышечные группы развиваются неравномерно.

Занятия физическими упражнениями ускоряет развитие двигательных качеств, но прирост их в различные возрастные периоды неодинаков.

Систематические занятия физическими упражнениями повышают приспособительные реакции организма, обуславливают его правильное функционирование. Реакции на физические нагрузки не проходят бесследно: они сопровождаются специфическими следовыми сдвигами (трофические процессы), на базе которых происходит увеличение структурных, энергетических, следовательно, и функциональных ресурсов организма. Это является важным фактором повышения надежного функционирования физиологических систем организма, что, естественно, приобретает особенно большое значение в ходе развития возрастных изменений. Обеспечивается структурно-функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Увеличивается функциональный резерв, приспособление к нагрузкам, ускоряется восстановление. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма сил для выполнения последующей работы, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность, т.е. увеличивается время работы и сокращается время врабатывания [10, c.69].

Информация о работе Основы физического воспитания учащихся старшего школьного возраста