Основы физического воспитания учащихся старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит изучении особенностей физического воспитания детей старшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста;
2. Выяснить особенности физического развития детей старшего школьного возраста и влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся;

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания учащихся
старшего школьного возраста ……………………………………………..5
1.1. Социально-педагогическое значение и задачи физического
воспитания детей школьного возраста …………………….……..5
1.2. Общая характеристика направлений физического
воспитания и образования школьников ………………………..10
Глава 2. Методические основы физического воспитания учащихся
старшего школьного возраста ……………………………………………14
2.1. Особенности физического развития детей старшего
школьного возраста и влияние занятий физическими
упражнениями на организм занимающихся ………………..…...14
2.2. Средства организации физического воспитания
учащихся старшего школьного возраста..…………………….....18
2.3. Формы организации физического воспитания в школе …...23
2.4. Особенности методики физического воспитания учащихся
старшего школьного возраста………………………………………27
Заключение ………………………………………………………………...33
Список использованных источников ……………………………..……...35

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_2.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Физкультурные занятия в группах продленного дня проводятся, как правило, на свежем воздухе. Они не регламентируются так строго по структуре и времени, как уроки физической культуры. Распределение времени выполнения различных упражнений и игр зависит от климатических условий, материальной базы, подготовленности детей. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть — подготовительная (10—15 мин). Состоит из построения, разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих или подготовительных упражнений. Вторая часть — основная (от 30 до 60 мин, в зависимости от общего времени занятия). Она содержит в себе подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а также самостоятельную двигательную деятельность (игры, физические упражнения). Третья часть — заключительная (5—7 мин). В основном направлена на организованное окончание занятий, включает общее построение, спокойную ходьбу, малоинтенсивные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятия обеспечивается постепенное нарастание физической нагрузки в начале его и постепенное снижение к концу. Организация физкультурных занятий возлагается на воспитателей групп продленного дня [30, c.207].

3. Внеклассные  формы организации занятий. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:

1) спортивные секции по видам спорта;

2) секции общей физической подготовки;

3) секции ритмической и атлетической  гимнастики;

4) школьные соревнования;

5) туристские походы и слеты;

6) праздники физической культуры;

7) дни здоровья, плавания и т.д. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы:

а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»;

б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта;

в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых.

Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола, и интересов школьников.

 

 

 

2.4. Особенности методики физического воспитания учащихся старшего школьного возраста

 

Формирование физической культуры личности старшеклассников осуществляется на основе принципов, отражающих идейные основы системы воспитания и образования, к которым относятся общие принципы системы физического воспитания – принцип всестороннего развития личности, принцип оздоровительной направленности, принцип прикладности и общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения целенаправленного всестороннего гармонического развития человека и связи воспитательного процесса с практической жизнью общества [18, c.52].

Технология формирования физической культуры личности старшеклассников обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач [30, c.200]:

  1. содействие гармоничному физическому развитию, выработка умении использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостоять стрессам; формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;
  2. приобретение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений при менять их в различных по сложности условиях;
  3. дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способности к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
  4. формирование знаний: о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке; о значении занятий физическими упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе в армии;
  5. закрепление навыков в систематичных и регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта;
  6. формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
  7. дальнейшее содействие в развитии психических свойств и качеств личности и обучение основам психической регуляции.

В старших классах общеобразовательной школы (10-11 классы) базовыми видами продолжают оставаться - легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, спортивные единоборства, плавание, прикладные и зимние виды спорта. При этом продолжается работа по совершенствованию техники. Например в легкой атлетике - длительного и спринтерского бега, прыжков в длину и высоту с разбега, легкоатлетических метаний и др. В спортивных играх идет углубление изучения одной из игр (по выбору учащегося), где закрепляются и совершенствуются изученные ранее элементы техники и навыки (перемещений, поворотов, остановок), ловля, передача, падения, броски, а также защитные действия. При этом одновременно усложняется набор технико-тактических взаимодействий в падении и защите, а также процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов и воспитания нравственных и волевых качеств [1, c.145].

Гимнастические упражнения, включаемые в программу для старших школьников, носят характер прикладности и направлены на развитие таких качеств как силы, скоростной и силовой выносливости различных мышечных групп. Программный материал этой возрастной группы учащихся включает также широкий спектр упражнений на развитие координационных способностей и гибкости. Для школьников 10-11 классов, особенно девушек, арсенал гимнастических упражнений имеет большое прикладное значение, в смысле подготовки их к трудовой деятельности, а юношей к службе в Вооруженных силах страны. При соответствующих условиях в общеобразовательных школах ставится и такая задача - закрепление пройденного материала в младших классах, а также в навыках уверенного и длительного плавания в глубокой воде. Наряду с этим могут включаться элементы и прикладного плавания, а также освоения и углубления использования процедур закаливания, с целью поддержания крепкого здоровья.

Составляющие вариативной части программы по физическому воспитанию старших школьников распределяют исходя из условий их проведения куда могут войти национальные виды спорта, а также единоборства, имеющие большое прикладное значение в самостоятельной жизни человека.

В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологическне и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки.

В смысле физиологической целесообразности построение урока по физической культуре в старших классах должно быть с учетом индивидуальных особенностей индивида, которые развиты и сформированы к этому возрасту, с учетом склонности и интереса занимающегося. При этом необходимо помнить, что формирование всех органов и систем в юношеском возрасте еще не закончено [7, c.257].

Постепенность увеличения тренировочной нагрузки - важнейший фактор достижения положительного физиологического эффекта для растущего организма.

Степень физиологического воздействия физических упражнений на организм юноши и девушки во многом определяется двигательной (моторной) активностью (плотностью) урока. Повышение последней, увеличивает как эффективность в воспитании физических качеств, так и в обучении двигательным действиям.

Для успешной физической работоспособности юношей и девушек их оптимальной физкультурной деятельности и, в первую очередь, к динамической циклической работе субмаксимальной и умеренной мощности, большое значение имеет не только аэробная (при относительном достатке кислорода в ходе выполнения работы), но и анаэробная производительность организма (способность выполнять работу при недостаточном снабжении организма кислородом).

Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек [30, c.202].

При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках.

В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической и др.). Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестроения и согласование двигательных действий, способности произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.

На занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные способности, а также упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки (техника) и физические качества.

Интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а соревновательного — увеличивается [30, c.203].

В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности.

Прохождение и освоение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков.

В процессе физического воспитания используются интегрированные формы, средства и методы физического, нравственного, трудового, эстетического, интеллектуального воспитания старшеклассников на уроках физической культуры, массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях, составляющих технологическую схему данной нами системы (рис.1) [18, c.50].

 

Рис. 1. Технологическая схема формирования физической культуры личности старшеклассников

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

Целью физического образования выступает формирование физической культуры личности, определяемой как единство ценностных ориентации, потребностно-мотивационной сферы, базовых и специальных знаний о грамотном использовании физических упражнений в условиях оздоровительной и спортивной тренировки, в жизнедеятельности в целом. В процессе физического образования осуществляется воздействие не только на двигательные способности человека, но и на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование социально-психологических проявлений.

Основная целевая установка физического образования обеспечивается единством и преемственностью содержания, определяется конкретными критериями эффективности физического  процесса. Естественно, что цель физического образования выражается также в достижении определенного уровня физической активности. Данная индивидуальная практическая деятельность содержит в себе реализацию двигательных возможностей и качеств, а также совокупность умений и навыков, обладаемых личностью.

В старших классах общеобразовательной школы (10-11 классы) базовыми видами продолжают оставаться - легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, спортивные единоборства, плавание, прикладные и зимние виды спорта. При этом продолжается работа по совершенствованию техники.

Гимнастические упражнения, включаемые в программу для старших школьников, носят характер прикладности и направлены на развитие таких качеств как силы, скоростной и силовой выносливости различных мышечных групп. Программный материал этой возрастной группы учащихся включает также широкий спектр упражнений на развитие координационных способностей и гибкости.

Старшие школьники при хорошем состоянии здоровья могут быть допущены к занятиям практически любым видом спорта. Ограничения в нагрузках для них лишь могут составлять очень длительные интервалы циклической работы, связанной с высоким показателем развития выносливости. Таким образом, при выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре и спорту необходимо учитывать физиологические особенности и педагогические аспекты возрастных групп школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Ашмарин,   Б.А. Теория и  методики  физического воспитания:  Учебник  для  студентов фак. физ. культуры / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, 3.Н. Вяткина   и   др.;   Под   ред.   Б.А. Ашмарина. — М.:   Просвещение, 1990.—287с.
  2. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. – 1991. - № 7. – С.21-25.
  3. Бойченко, С.Д., Бельский, И.В. Классическая теория физической культуры: Введение. Методология. Следствия. / С.Д. Бойченко, И.В. Бельский. – Мн.: Лазурак, 2002. – 312с.
  4. Вайнбаум, Д. Дозирование физических нагрузок школьников. / Д. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 1991. - 64с.
  5. Вилькин, Я.Р., Калевец, Т.М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту. / Я.Р. Вилькин. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 173с.
  6. Волков, В.Ю., Ланев, Ю.С., Петленко, В.П. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни / Под общ. ред. Д.Н. Давиденко. – СПб.: СПбГТУ, 2001. – 230 с.
  7. Захаров, Е.Н., Карасев, А.В., Сафонов, АА. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 386с.
  8. Иванков, Ч.Т. Теоретические основы методики физического воспитания / Ч.Т. Иванков. – М.: ИСАН, 2000. – 352 с.
  9. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека: учеб. для вузов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
  10. Коряковский, И.М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно – учебных заведений. / И.М. Коряковский. – М.: Физкультура и спорт, 1998. - 271с.
  11. Кудрявцев, М.Д. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 7. - С. 51-54.
  12. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. / Л.И. Лубышева. – М.: ГЦИФК, 1992. – 157с.
  13. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. – 1997. - № 6. – С.12-15.
  14. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры: учеб. пособие для студентов. ВУЗов / А.М. Максименко. – М.: Типография 4-й филиал Воениздата. – 2001. – 320 с.
  15. Матвеев, А.П., Мельников С.Б. Методика ФВ с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. Институтов и учащихся пед. Училищ. / А.П. Матвеев, С.Б.  Мельников. – М.: Просвещение, 1991.- 191с.
  16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физ. культуры. / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт. 1991. - 543с.
  17. Методика физического воспитания учащихся 10—11 классов. Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. — М.: Физкультура и спорт, 1997. – 154с.
  18. Михайлова, Е.Л. Физкультурное воспитание учащихся старших классов в процессе формирования физической культуры личности / Е.Л. Михайлова // Гражданская позиция, духовность и патриотизм молодежи – будущее России: материалы регион. науч.-практ. конф. (г.Тобольск, 19 апреля 2005 г.). – Тобольск, 2005. – С.49-51.
  19. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов пед.вузов: в 3 кн./ Р.С.Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие основы психологии. – 687 стр.
  20. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
  21. Решетняков Н.Р., Кислицин Ю.Л. Физическая культура. Учебное пособие для  студентов  средних спец-х учреждений./ Н.Р.  Решетняков. - М.: Академия, 1998. – 459c.
  22. Сальников, В. А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 7. - С. 2-9
  23. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. / Э.Я.  Степаненкова.– М.: Академия, 2001.-368с
  24. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464с.
  25. Теория и организация адаптивной физической культуры /Под ред. профессора С.П. Евсеева. Т. 1 - М.: Советский спорт. - 2002 - 447с.
  26. Уроки физической культуры в 9-10 классах средней школы / под ред. Г.П. Богданова. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.
  27. Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства. / Под общей редакцией Е.Я. Безносикова. - Мн.: Полымя, 1988. - 75с.
  28. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учеб.- метод. пособие / Под ред. Л. В. Баль, С. В. Барканова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, – 192 с.
  29. Фурманов, А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура: Учебник для студентов вузов. - Мн.: Тесей, 2003 - 528с.
  30. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480с.
  31. Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры. Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. - М.: Советский спорт, - 2001 - 152с.

Информация о работе Основы физического воспитания учащихся старшего школьного возраста