Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:04, курсовая работа
Цель исследования состоит изучении особенностей физического воспитания детей старшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста;
2. Выяснить особенности физического развития детей старшего школьного возраста и влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся;
Введение ………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания учащихся
старшего школьного возраста ……………………………………………..5
1.1. Социально-педагогическое значение и задачи физического
воспитания детей школьного возраста …………………….……..5
1.2. Общая характеристика направлений физического
воспитания и образования школьников ………………………..10
Глава 2. Методические основы физического воспитания учащихся
старшего школьного возраста ……………………………………………14
2.1. Особенности физического развития детей старшего
школьного возраста и влияние занятий физическими
упражнениями на организм занимающихся ………………..…...14
2.2. Средства организации физического воспитания
учащихся старшего школьного возраста..…………………….....18
2.3. Формы организации физического воспитания в школе …...23
2.4. Особенности методики физического воспитания учащихся
старшего школьного возраста………………………………………27
Заключение ………………………………………………………………...33
Список использованных источников ……………………………..……...35
При занятиях физическими упражнениями положительные эмоции влияют на нервно-психический тонус, что, в свою очередь, влияет на ЧСС. У подростков, занимающихся физическими упражнениями, наблюдается урежение пульса в покое, т.к. в результате тренировок идет привыкание, адаптация организма к физическим нагрузкам, соответственно и глубина дыхания в покое будет больше, а её частота реже, что говорит об увеличении ЖЕЛ. Развивается психомоторная функция (быстрота и точность движения). Как правило, занимающиеся спортом, опережают своих ровесников в физическом развитии.
2.2. Средства
организации физического воспит
Основные средства физического воспитания представлены в программах образовательных учреждений. Большое разнообразие физических упражнений предусматривает их использование с учетом тех основных положений, которые отражены в общих принципах отечественной системы физического воспитания [30, c.173].
Принцип всестороннего развития личности предусматривает применение таких средств, которые обеспечивают эффект наибольшего всестороннего физического развития (пропорциональное развитие всех частей тела, основных мышечных групп и физических качеств).
Принцип связи физического воспитания с трудовой и военной практикой ориентирует на использование в физическом воспитании детей школьного возраста таких средств, которые наиболее эффективно готовят их к предстоящей трудовой и военной деятельности. К ним относятся прежде всего жизненно важные, в особенности прикладные упражнения.
Принцип оздоровительной направленности предусматривает применение средств, обладающих наибольшей оздоровительной, гигиенической и профилактической полезностью, т.е. эффективных для укрепления здоровья и обеспечения нормального функционирования всех систем организма. Такими средствами являются прежде всего циклические упражнения, а также оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы [30, c.174].
Средствами физического воспитания детей школьного возраста являются физические упражнения, соответствующий режим дня и использование естественных факторов природы.
Основным средством физического воспитания в школе являются физические упражнения [13, c.45].
Физические упражнения разрешают задачи, связанные с формированием двигательных умений и навыков учащихся, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание. Движения, применяемые в практической работе по физическому воспитанию а школе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость (в пределах, допускаемых особенностями возраста) и укрепляют навыки правильного выполнения таких естественных движений человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, лазанье и др. Большое значение для правильного применения физических упражнений имеет выбор упражнений и методика их проведения [13, c.46].
Большое значение в физическом воспитании детей имеет твердый распорядок дня, который оказывает существенное влияние на нервную систему и деятельность всего организма школьников. Правильно организованный и неуклонно проводимый режим дня развивает, укрепляет и закаляет организм, повышает его устойчивость к заболеваниям, улучшает работоспособность, дисциплинирует и организует детей. В режиме дня школьника предусматриваются: сон, питание, учеба в школе, приготовление уроков дома, пребывание на свежем воздухе, домашний труд, занятия любимым делом, участие во внеклассной, внешкольной работе, выполнение правил личной гигиены. В режиме обязательно должны быть такие активные виды занятий детей, как зарядка, игры, спортивные развлечения.
Важными средствами физического воспитания, позволяющими оптимизировать воздействия физических упражнений на организм человека, являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями [30, c.186].
Закаливание солнцем, воздухом, водой оказывает благоприятное влияние на физическое развитие, здоровье, общую работоспособность растущего организма.
Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, выделяют: оптимальное чередование различных видов деятельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, режимов сна, питания); соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, инвентаря и т.д.).[30, c.187]
Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений [30, c.190].
Программа физической активности детей старшего школьного возраста весьма насыщенна и разнообразна. Наиболее целесообразными средствами физического воспитания в этот период являются [30, c.201]:
Гимнастические и акробатические упражнения:
1) обще-развивающие упражнения без предметов на месте и в движении;
2) обще-развивающие упражнения с предметами: юноши — с набивными мячами 3—5 кг, гантелями до 8 кг, гирями 16 и 24 кг; упражнения на тренажерах; девушки — с обручами, булавами, скакалкой, большими мячами;
3) упражнения на параллельных брусьях и перекладине (юноши), упражнения на бревне и разновысоких брусьях (девушки);
4) опорные прыжки через гимнастического коня;
5) акробатические упражнения: юноши — длинный кувырок через препятствие высотой до 90 см, стойка на руках, переворот боком с места и с разбега: девушки — сед углом, стоика на лопатках, «мост», кувырки вперед и назад;
6) ритмическая гимнастика;
7) эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и др.
Гимнастические и акробатические упражнения, включенные в программу старших классов, занимают до 30% учебного времени, их отличает большая избирательная направленность, и нацелены они прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц, координационных способностей и гибкости.
Гимнастические упражнения для юношей имеют большое прикладное значение для их подготовки к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Для девушек практическая значимость упражнений заключается в том, что они направлены на воспитание грациозности, красоты движений и способствуют развитию мышечных групп, играющих большую роль в выполнении функции материнства [30, c.201].
Легкоатлетические упражнения:
1) беговые упражнения;
2) бег с ускорением;
3) бег с высокого и низкого старта до 40 м;
4) бег на 60 и 100 м с максимальной скоростью;
5) эстафетный бег;
6) бег в равномерном и переменном темпе: юноши — 20—25 мин; девушки — 15—20 мин;
7) кросс: юноши — 3—5 км, девушки — 2—3 км;
8) прыжки в длину с 13—15 шагов разбега;
9) прыжки в высоту с 9—10 шагов разбега;
10) метание малого мяча и гранаты в цель с расстояния 18—20 м (юноши) и 12—14 м (девушки) и на дальность с разбега;
11) челночный бег 10x10 м (юноши) и др.
Лыжная подготовка:
1) повторное прохождение отрезков: для развития скорости: юноши — 150—200 м, девушки — 100—150 м; для развития скоростной выносливости: юноши — 300—600 м; девушки — 300—450 м;
2) эстафеты на отрезках от 50 до 200 м; 3) прохождение учебных дистанций: 5 км (юноши), 3 км (девушки) и др.
Спортивные игры. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч (гандбол), волейбол, футбол (для юношей).
Регулярное использование спортивных игр в старших классах значительно повышает интерес к занятиям физической культурой.
Плавание:
1) повторное проплывание отрезков 25—100 м;
2) плавание в умеренном и переменном темпе до 600 м (для развития выносливости);
3) игры и эстафеты на воде и др.
Элементы единоборств:
1) силовые упражнения и единоборства в парах;
2) подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» и т.д.;
3) приемы самостраховки;
4) приемы борьбы лежа и стоя;
5) учебные схватки.
Наряду с юношами элементы единоборств могут осваивать и девушки, проявившие к этому интерес [30, c.202].
Физическая подготовленность. Юноши и девушки старшего школьного возраста должны показывать результаты не ниже показателей среднего уровня развития основных физических качеств [см. Приложение].
2.3. Формы организации физического воспитания в школе
В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями.
1. Урок физической
культуры. Основной формой занятий физическими
упражнениями в школе является урок физической
культуры. По сравнению с другими формами
физического воспитания урок физической
культуры имеет ряд преимуществ, так как
он [30, c.206]:
а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;
б) проводится на базе научно обоснованной
государственной
программы, рассчитанной на длительные
сроки обучения;
в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
г) содействует всестороннему и гармоничному
физическому
совершенствованию всех учащихся вне
зависимости от их двигательных способностей,
спортивных результатов, распределения
на медицинские группы и т.д.
Уроки физической культуры в общеобразовательной школ проводятся 2 раза в неделю по 40—45 мин каждый. Их основное содержание — двигательная деятельность.
2. Физкультурно-
К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относят несколько разновидностей (форм) занятий [30, c.206].
Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель — способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся первых уроках. Основа гимнастики до занятий — это комплекс из 7—9 физических упражнений динамического характера, действующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6—7 мин (в младших классах — не более 5—6 мин). Комплексы упражнений обновляются через 2—3 недели, т.е. 2—3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом вооздухе, а при неблагоприятной погоде — в помещении (в проветренных коридорах, рекреациях). Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в данном классе.
Физкультминутки и физкультпаузы на уроках. Их цель — снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3—5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4—6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1—2 мин.
В старших классах проводятся физкультпаузы во время занятий в учебно-производственных мастерских (на уроках труда).
Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию [30, c.207].
Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час) направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья; закаливание организма учащихся; повышение уровня физической и умственной работоспособности; поддержание ее устойчивости на протяжении всего учебного года; совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры; формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Информация о работе Основы физического воспитания учащихся старшего школьного возраста