Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях волейболом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:40, дипломная работа

Краткое описание

Важное место в системе физического воспитания занимает волейбол. Преимущества этой общедоступной спортивной игры – в простоте оборудования мест занятий, в зрелищности и эмоциональности, в красоте и обилии тактических игровых вариантов. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, проявления смелости и сообразительности.

Содержание

Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях волейболом»………………...


6
1.1. Историография проблемы…………………………………….
6
1.2. Психологическая и анатомо-физиологическая характеристика мальчиков 10 – 12 лет………………………

9
1.3. Особенности проведения секционных занятий по волейболу с мальчиками 10 – 12 лет…………………………

13
1.4. Методика обучения подачи мяча в научно-педагогической литературе……………………………………………………..
Выводы по главе I………………………………………………………...

24
30
Глава II. Опытно-экспериментальная (практическая) работа по теме: «Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях по волейболу»…………………………………….

31
2.1. Цель, задачи, основные этапы исследования……………….
31
2.2. Диагностический этап……………………………………….. 32
2.3 Основной этап………………………………………………… 34
2.4 Итоговый этап………………………………………………… 37
Выводы по главе II…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР МВВ.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

      Самостоятельная работа учащихся – это чаще всего выполнение домашнего задания. Они носят чаще всего индивидуальный характер и направлены на устранение недостатков физической подготовки, на совершенствование техники игровых приемов, на изучение необходимого материала по рекомендуемой литературе, на участие в организации и проведении соревнований. Помимо улучшения физической и технической подготовки учащихся, также задания развивают активность и самостоятельность учащихся считает В. А. Гончаров [7].

      Г. П. Коремвская дает такую характеристику работы с группами начальной подготовки (10 – 12 лет):

      Группы  начальной подготовки комплектуются  из числа учащихся образовательных школ, практически здоровых и желающих заниматься волейболом по результатам отбора.

Задачи:

  1. Содействовать укреплению здоровья, правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовки.
  2. Развивать быстроту, ловкость, гибкость, скоростно-силовые качества.
    1. Обучить основам техники перемещений и стоек, подач, приема, нападающих ударов и блокированию.
    1. Обучить основам тактических действий в нападении и защите.
    2. Приучить к игровым и соревновательным условиям.
  1. Обеспечить выполнение нормативных требований программы по видам подготовки.
    1. Привить стойкий интерес к занятиям волейболом.

     Основной  принцип учебно-тренировочной программы  – универсальные постановки задач, выборе средств и методов их отношению  ко всем занимающимся.

      Основная направленность – обучающая.

      Основной  показатель работы – выполнение в  конце программных требований по всем видам подготовки.

      За  основу планирования принят семидневный  цикл. Основные построения в таком  микроцикле: первые 2 года – тренировочные  дни чередуются с днем активного отдыха, а на третий год – после двух тренировочных дней день активного отдыха и даже – 2 тренировочных дня / 2 дня отдыха. На основе такого микроцикла и строится распределение поурочного материала. Эффективность подготовки во многом зависит от структуры тренировочных занятий, выбора средств и методов. По направленности практические занятия делятся на: однонаправленные (занятия, посвящающиеся одному из видов подготовки), комбинированные (материал из двух – трех видов подготовки), целостно - игровые (используются методы сопряжения воздействия, взаимосвязь фрагментов игры, двухсторонние, по упрощенным правилам), контрольные. Теоретические занятия – беседы и как отдельные занятия.

      Физическая  подготовка слагается из общей и  специальной подготовки. Между ними существует тесная связь.

      Общая физическая подготовка направлена на развитие основных двигательных качеств  – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а так же на обогащение юных волейболистов разнообразными двигательными навыками. Средства общей физической подготовки подбираются с учетом возраста занимающихся и специфики волейбола.

      В процессе общей физической подготовки особое внимание уделяется развитию таких физических качеств, которые  недостаточно развиваются специальными упражнениями и упражнениями по технике и тактике из-за их узко-специфической направленности. Успешное решение задач общей физической подготовки является залогом эффективного обучения тактике и тактике игры.

      Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств и способностей, специфичных для игры в волейбол. Задачи ее непосредственно связаны с обучением детей технике и тактике игры.

      Основным  средством специальной физической подготовки являются специальные (подготовительные) упражнения. Одни упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой (укрепление кистей, увеличение их подвижности, скорости сокращения мышц и т. д.), другие направлены на формирование тактических умений (развитие быстроты реакции и ориентировки, быстроты перемещения и т. п.).

      Систематическое применение подготовительных упражнений ускоряет процесс обучения техническим  приемам волейболом и создает  предпосылки для формирования более  прочных двигательных навыков.

      На  начальном этапе обучения (первый год занятий) преимущественно применяются подготовительные упражнения для обучения передачам и подачам мяча, поскольку обучение технике начинается именно с этих приемов.

      Эти подготовительные упражнения, используемые на всем протяжении обучения, способствуют совершенному овладению передачам и подачам мяча, что обеспечивает успешное ведение двусторонней игры в волейбол и лучшее усвоение остального учебного материала.

      В возрасте 10 – 12 лет особое значение приобретают укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию занимающихся, обучение их изучению важным двигательным умениям и навыкам.

      В задачи специальной подготовки по волейболу  входят:

      1. разносторонняя физическая подготовка, в первую очередь развитие  основных двигательных качеств,  преимущественно быстроты и ловкости, расширение двигательного опыта занимающихся;

      2. развитие физических способностей, специфичных для игры в волейбол;

      3. обучение основным техническим  приемам;

      4. обучение индивидуальным, групповым  и командным тактическим действиям  в нападении и защите.

      Задачи  эти изменяются в зависимости  от этапов учебно-тренировочного процесса и от возрастной группы.

      Организация учебно-тренировочной работы с детьми 10 – 12 лет имеет некоторые отличия  по сравнению с организацией работы со старшими школьниками.

      Во-первых, интересы у старших школьников более  стойкие и их желание заниматься волейболом обоснование именно этими  интересами. У детей 10 – 14 лет и  особенно 10 – 12 лет интересы менее  устойчивы, их желание заниматься волейболом больше основывается на стихийной тяге к занятиям спортивного характера, чем на прочном интересе к занятиям именно волейболом. Поэтому, в этом возрасте, особенно на начальном этапе обучения, очень важно заинтересовать ребят занятиями, привить им любовь к волейболу.

      Большое значение имеет правильное комплектование учебных групп, и в особенности первоначальный отбор занимающихся в детскую группу. Отбор детей по результатам наблюдений за ними в игре в волейбол не может быть приемлем для возраста 10 – 12 лет, и, пожалуй, даже для более старшего возраста.

      Центральное место в проблеме отбора занимает определение способностей к успешному  овладению навыками игры в волейбол, т. е. надо выявить уровень способностей играть в волейбол, т. е. надо выявить  уровень способностей играть в волейбол, а не ориентироваться на тот уровень навыков игры, который дети в данный момент имеют. Однако, известно, что способности человека развиваются в той деятельности, в которой они применяются. Поэтому, судить о способностях детей играть в волейбол, можно только начав их обучать игре. Здесь основным показателям будет то, как быстро занимающиеся овладевают техникой игры, тактическими действиями и т. д.

      В процессе наименования учебных групп  можно выделить три этапа.

      На  первом этапе проводится большая  адаптационная работа с целью вызвать у детей интерес к занятиям волейболом, каждый кандидат подвергается тщательному изучению (состояние здоровья, условия жизни).

      Второй  этап представляет собой систему  испытаний (тестов) и наблюдений с  целью получить данные, по которым можно было бы судить о способностях к успешному овладению навыками игры в волейбол.

      На  третьем этапе в процессе обучения детей технике и тактике игры проверяется, насколько быстро происходит овладение техническими приемами и  тактическими действиями. Это один из основных показателей способностей к успешному овладению навыками игры в волейбол.

      С самого начала обучения необходимо создать  у детей прочный интерес к  занятиям. Обычно тренеры, чтобы заинтересовать детей, проводят уже на первых занятиях двусторонние игры в волейбол. Однако это не дает данного эффекта. Дети не имея определенной технической подготовки, не получают от игры удовольствие и нередко после таких занятий покидают отделение волейбола.

      Поэтому рекомендуется в начале в занятия  вводить больше интересных подвижных игр, эстафет, и тогда дети, привлеченные самой формой проведения занятий, будут с охотой посещать их.

      Планирование  учебно-тренировочной работы для  подростков 11–12лет имеет существенные отличия, что вытекает из основных задач  учебно-воспитательной работы с этим количеством занимающихся. Так у взрослых преобладает совершенствование в технике и тактике, и подготовка организма к высоким нагрузкам, характерным для основного периода тренировки, который насыщен напряженными соревнованиями. У мальчиков 10 – 12 лет преимущественное значение имеет обучение техническим приемам и тактическим действиям.

      В работе с детьми 10 – 12 лет периодизация как таковая теряет свой смысл, все  внимание в работе с детьми 10 – 12 лет должно быть направлено на разностороннюю физическую подготовку, обучение техническим приемам игры и тактическим действиям.

      Общая цель тренировки на этапе начального обучения – всесторонние и системно готовить юных спортсменов к раскрытию своих физических возможностей, обучать их основам техническим и тактическим навыкам, воспитывать морально-волевые качества, любовь к здоровому образу жизни, прививать интерес к самостоятельным занятиям физкультурой.

      В тренировке начинающих особенно важно  создать основу для развития общей  спортивной работоспособности.

      Общие развивающие упражнения должны составлять значимую долю всего объема тренировочных  средств. Главные в физической подготовке – развитие физических способностей (быстроты, силы, гибкости, координационных  качеств).

      У юных спортсменов необходимо развивать способности восприятия и наблюдения. Важно, чтобы дети с самого начала осознанно вникали в процесс тренировки, с большей заинтересованностью и точно обоснованной мотивацией, творчески участвовали в подготовке к соревнованиям, - считает А. Н. Приходько.

      В процессе обучение игровым приемом  В. А. Гомолазов рекомендует сосредоточивать  внимание на овладении основами техники (ИП, перемещение, прыжки, передачи), на точной координации движений и лишь после этого переходить к совершенствованию  техники на фоне повышенных нагрузок.

      Для повышения точности занятий и  эффективного освоения техническими приемами на занятиях с детьми рекомендуется  индивидуальная работа с мячом, упражнения в парах, тройках.

      Разучивание игрового приема начинают с имитации, после чего с целью закрепления техники рекомендуется многократное повторение упражнения ими задания. По мере овладения простейшими игровыми приемами (для закрепления) их включают в учебные игры, одновременно сообщая сведения о расстановке игроков на площадке, об элементах тактики и правил игры.

      Многолетняя практика дает основание авторам  отнестись с некоторым сомнением  к целесообразности применения групповых  упражнений с несколькими мячами в сочетании с перемещениями. Гораздо большой эффект в обучении и совершенствовании передач дают украшение с одним мячом в парах, т. к. специфика волейбола требует сосредоточения внимания на мяче, а не рассеивание его. В случаях, когда занимающийся вынужден в равной мере обращать внимание на несколько объектов, в значительной мере затрудняется овладение правильными основами техники игрового приема. Более того, желание выполнить упражнение приводит к неуместной торопливости и ошибкам в технике.

      Вряд  ли целесообразно так же на занятиях с детьми использовать вспомогательные  снаряды (держатели мяча, лапы для блокирования, катапульты и т. д.). В этих случаях большой эффект дают упражнения с использованием только мячей, сетки, стенки зала. Бесцельно потраченное время на изготовление снарядов, на обучение нападающему удару по неподвижному мячу и зарядку катапульту можно использовать с большей пользой и для бьющего и для несущего, которые потом все равно будут обучаться удару по мячу после передачи партнера.

      Наибольший  эффект в обучении дают упражнения в парах, где партнеры поочередно меняют функции (основные и вспомогательные), где можно упражняться в передачах, нападающему удару и защитных действиях или в их сочетаниях. В дальнейшем (при овладении техникой) количество упражняющихся можно увеличить до трех (удар, прием, передача). Увеличение занимающихся с одним мячом до четырех человек и более снижает эффективность упражнений, так как уменьшается точность занятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях волейболом