Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях волейболом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:40, дипломная работа

Краткое описание

Важное место в системе физического воспитания занимает волейбол. Преимущества этой общедоступной спортивной игры – в простоте оборудования мест занятий, в зрелищности и эмоциональности, в красоте и обилии тактических игровых вариантов. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, проявления смелости и сообразительности.

Содержание

Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме: «Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях волейболом»………………...


6
1.1. Историография проблемы…………………………………….
6
1.2. Психологическая и анатомо-физиологическая характеристика мальчиков 10 – 12 лет………………………

9
1.3. Особенности проведения секционных занятий по волейболу с мальчиками 10 – 12 лет…………………………

13
1.4. Методика обучения подачи мяча в научно-педагогической литературе……………………………………………………..
Выводы по главе I………………………………………………………...

24
30
Глава II. Опытно-экспериментальная (практическая) работа по теме: «Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях по волейболу»…………………………………….

31
2.1. Цель, задачи, основные этапы исследования……………….
31
2.2. Диагностический этап……………………………………….. 32
2.3 Основной этап………………………………………………… 34
2.4 Итоговый этап………………………………………………… 37
Выводы по главе II…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР МВВ.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

      Этапы исследования:

  1. диагностический этап;
  2. основной этап;
  3. итоговый этап.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2Диагностический  этап.

     Опытно-экспериментальная  работа проводилась на базе МОУ СОШ  №8 г. Черняховска. Чтобы изучить  состояние проблемы в школах нашего города, нами было проведено анкетирование учителей физической культуры. Анкетирование включало следующие вопросы:

    1. ведется ли секционная работа по волейболу?
    2. какой возраст у занимающихся в секции волейбола?
    3. какой подаче уделяется больше внимания?
    4. какие проблемы в обучении подачи есть?
    5. какую задачу при обучении подачи нужно решить в первую очередь?

         а) учить ударному движению  по мячу

         б) учить правильному исходному  положению

         в) сформировать интерес у занимающихся  к виду деятельности.

     На  первый вопрос все учителя дали ответ, что секционная работа в школе  ведется. Из ответа на второй вопрос мы узнали, что возраст занимающихся от 10 до 16 лет. Учителя ведущую секционную работу с ребятами  старшего возраста уделяют больше внимания  прямой верхней подаче, а с ребятами 1-2 года обучения в секции, прямой нижней подаче.

     На  четвертый вопрос  все учителя  ответили что, основной проблемой при  обучении подачам мяча являются техника  выполнения подачи.

       

     Основной  задачей при обучении подаче мяча  учителя считают, формирование интереса у занимающихся к виду деятельности.

     Анкетирование показало что, в школах проводится секционная работа с учащимися разного возраста. Учителя сталкиваются с трудностями  в обучении нижней подаче мяча, проблему вызывает недостаточное использование подготовительных, подводящих, и специальных упражнений по технике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Основной этап.

     Проанализировав результаты анкетирования, мы подобрали  комплекс упражнений для более эффективного обучения технике подаче.

     В комплекс упражнений для обучения технике  нижней подачи мяча входят:

     Подготовительные  упражнения.

  1. Броски набивного мяча весом 1-2 кг. снизу и сверху двумя руками , одна нога впереди- правая, затем левая. То же , одной рукой правой, когда левая нога впереди, левой, когда правая.
  2. Броски набивного мяча весом 1 кг. снизу одной рукой из-за лицевой линии через сетку (нижний край сетки не закреплен и наброшен на верхний трос).
  3. То же, но сверху одной рукой.
  4. Подбрасывание теннисных (резиновых) мячей и ловля вытянутой рукой вверху.
  5. Подвижные игры: «Все мячи на сторону противника», «Кто дальше бросит», «Выбей мяч».

   Подводящие  упражнения.

  1. Принятие правильного исходного положения.
  2. Подбрасывание мяча вверх на высоту 80 см., затем 1,5м
  3. То же, но с отведением бьющей руки на замах. Мяч подбрасывается с ладони. Пальцы не выполняют никаких движений. Ориентиром точности подбрасывания мяча является приземление его в точку пересечения двух перпендикулярных линий, проведенных от носков ног.
  4. Имитация нижней подачи
  5. Подача по неподвижному мячу
  6. Подача в стену с собственного подбрасывания (расстояние 4-6 м)
  7. То же, через стену с линии нападения.

   Упражнения  по технике.

  1. Подача в пределы площадки из-за лицевой линии
  2. Подача в правую и левую половину площадки
  3. Соревнования на большее количество подач без ошибок
  4. То же, но подачи в ближнюю и дальнюю часть площадки.

   Упражнения  для исправления ошибок.

  • Неправильное исходное положение. Игрок держит мяч на уровне пояса, а не на верху.

    Упражнения:

  1. Многократное принятие исходных положений – мяч в согнутых руках перед туловищем, ноги на ширине плеч, одна нога на полстопы впереди, туловище слегка наклонено вперед или выпрямлено.
  2. Принятие исходных положений с последующим замахом бьющей руки и подбросом мяча
  • Не точный подброс мяча. Игрок набрасывающий мяч не перед собой вертикально вверх, а в сторону, вперед, за голову.

     Упражнения:

  1. Из исходного положения многократное подбрасывание мяча вертикально вверх с последующим его приземлением в место пересечения двух линий, проведенных от носков левой и правой ногой.
  • Недостаточный или чрезмерный замах рукой для удара. Удар по мячу выполнен зачет, согнутой в локтевом суставе. Кисть бьющей руки слишком расслабленна или напряженна.

     Упражнения:

  1. Игрок выполняет замах и ударное движение по подвижному мячу прямой рукой снизу
  2. То же, но вначале упражнения добавляются  имитация подбрасывания мяча.
    • При замахе тяжесть не переноситься на ногу, стоящую сзади, а при ударе – на ногу, стоящую впереди.

     Упражнения:

  1. Из исходного положения игрок отводит бьющую руку  назад для замаха и переносит тяжесть тела вперед.
  2. То же, что в упр.1, но волейболист, подбросив мяч, переносит тяжесть тела на ногу стоящую впереди.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Итоговый  этап.
 

       Полученные  данные свидетельствуют о том, что результаты    прямой нижней подачи увеличились в среднем с 3.5 до 4.9 подач из 5 попыток   (прирост – 1.4,  что составляет 30%), и результативность прямой нижней подачи по зонам в среднем с 2.4 до 3.8 подач из 6 попыток, что говорит о положительной динамике.

Таблица 1. Результаты выполнения подач до применения комплекса.

                                

№ п/п

Ф. Имя  занимающихся

Подачи

(кол-во  из 5попыток)

Подачи  по зонам (кол-во из 6 попыток в 1,5,6 зоны)

1 Агарян Эдик 2 4
2

Бочкин Максим

3 4
3

Зинулин Андрей

3 3
4

Каматов Александр

3 3
5

Климов Андрей

3 3
6

Жилкин Владислав

4 4
7

Ломакин Кирилл

3 4
8

Жупиков Максим

2 3
9

Носов Александр

2 5
10

Мартынов  Олег

2 3
11

Миронов Антон

3 3
12

Шувагин Александр

4 4
13

Швабрин Данил

3 4
15

Яковлев Евгений

3 4
16

Яшин Григорий

2 5
       Таблица 2. Результаты выполнения  подач после применения комплекса.
 
 
№ п/п

Ф. Имя занимающихся

Подачи

(кол-во из 5попыток)

Подачи по зонам (кол-во из 6 попыток в 1,5,6 зоны)
1 Агарян Эдик 3 5
2

Бочкин Максим

4 6
3

Зимулин Андрей

4 5
4

Каматов Александр

4 5
5

Климов Андрей

4 5
6

Жилкин Владислав

5 6
7

Ломакин Кирилл

4 6
8

Жупиков Максим

4 5
9

Носов Александр

3 4
10

Мартынов  Олег

4 6
11

Миронов Антон

4 6
12

Шувагин Александр

4 5
13

Швабрин Данил

5 4
15

Яковлев Евгений

4 6
16

Яшин Григорий

4 5
 

     Такой прирост результатов по нашему мнению следствие того, что мы включили в комплекс подготовительные, подводящие, специальные упражнения, а также  упражнения для исправления ошибок и подвижные игры, способствующие закреплению полученных умений.  
 

Диаграмма 1. Результативность прямой нижней подачи. 

 
 

Диаграмма 2.Результативность прямой нижней подачи по зонам. 

            Таким образом, применение данного комплекса способствует более эффективному обучению прямой нижней подаче мяча мальчиков 10 – 12 лет, что подтверждает нашу гипотезу. 
 
 
 
 

     Выводы  по главе 2. 

       Проведя обобщение литературных источников по проблеме «Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10 - 12 лет на секционных занятиях волейболом» мы составили план нашего исследования, целью которого являлось подобрать и экспериментально проверить эффективность комплекса упражнений для обучения технике нижней подачи мяча.    

     На  первом этапе мы предложили анкетирование  учителям физической культуры школ г. Черняховска и выяснили, что в школах проводится секционная работа с учащимися разного возраста. Учителя сталкиваются с трудностями в обучении нижней подаче мяча, проблему вызывает недостаточное использование подготовительных, подводящих, и специальных упражнений по технике.

     Изучив  мнение современных авторов и  анатомо-физиологические особенности  возраста занимающихся, мы подобрали  комплекс упражнений для обучения технике  нижней подачи мяча и внедрили её на практике.

      Предложенный  нами комплекс включал в себя подготовительные, подводящие, специальные упражнения, а также упражнения для исправления  ошибок и подвижные игры, способствующие закреплению полученных умений.

      Проведя апробирование нашего комплекса на практике, мы выявили, что применение подготовительных, подводящих, специальных упражнений, а также упражнений для исправления ошибок и подвижных игр, способствующих закреплению полученных умений, способствует более эффективному обучению прямой нижней подаче мальчиков 10 - 12 лет, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Информация о работе Особенности обучения технике подачи мяча мальчиков 10-12 лет на секционных занятиях волейболом