Особенности организации и методика проведения уроков в зависимости от возраста и подготовленности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. стр.2
1. Содержание школьной программы по лыжной подготовке ………. . стр.3
2.Особенности организации и методика проведения уроков в зависимости от возраста и подготовленности учащихся ……………………………… стр.4
2.1 Содержание и методика проведения уроков в начальной школе…...стр.5
2.2 Содержание и методика проведения уроков в 5-9 ых классах……стр.7
2.3 Содержание и методика проведения уроков в 10-11ых классах……. стр.9
Заключение…………………………………………………………………. стр.10
Библиографический список………………………………………………..стр. 11

Вложенные файлы: 1 файл

Лыжи Контр.docx

— 32.56 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………….. стр.2

1. Содержание школьной программы  по лыжной подготовке ………. . стр.3

2. Особенности организации и  методика проведения уроков  в  зависимости от возраста и  подготовленности учащихся……………………………… стр.4

2.1 Содержание и методика проведения  уроков в начальной школе…...стр.5

2.2 Содержание  и методика проведения уроков  в 5-9 ых классах……стр.7

2.3 Содержание и методика проведения  уроков в 10-11ых классах……. стр.9

Заключение…………………………………………………………………. стр.10

Библиографический список………………………………………………..стр. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В большинстве районов  нашей страны, где зима продолжительная  и снежная, занятия лыжами – один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

Физическая нагрузка при  занятиях на лыжах очень легко  дозируется как по объёму, так и  по интенсивности. Это позволяет  рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей  любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Выполнение умеренной  мышечной работы с вовлечением в  движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно  повышает сопротивляемость организма  к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей  работоспособности.

Прогулки и походы на лыжах  в красивой лесистой и разнообразной  по рельефу местности доставляют положительное влияние на нервную  систему, умственную и физическую работоспособность.

Каждый, кто начинает заниматься лыжным спортом, ставит перед собой  определенную цель: один хочет стать  чемпионом, другой – просто сильнее  и выносливее, третий стремится с  помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все  это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.

 

 

 

 

1. Содержание школьной  программы по лыжной подготовке

В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1-го по 11-ый классы. Уроки по лыжной подготовке проводятся в школе в третьей  четверти, после зимних каникул, в  объеме 16 часов в каждом классе.

Программой  предусмотрено: овладение учащимися  умениями и навыками в основных способах передвижения на лыжах; навыками самостоятельных  занятий, сообщение теоретических  сведений; повышение общей работоспособности  и развитие основных физических и  морально-волевых качеств 

Система уроков по лыжной подготовке в школе  должна иметь инструкторскую направленность с тем, чтобы учащиеся старших  классов стали активными помощниками  учителя в организации внеклассной, спортивно-массовой и оздоровительной  работы по лыжам со школьниками младших  классов. Кроме этого, программой предусматривается  обязательное выполнение учащимися  домашних заданий, что особенно важно  в старших классах, где проводятся сдвоенные уроки по лыжной подготовке. Сдвоенный урок в неделю не обеспечивает непрерывность занятий на лыжах  и не способствует должным образом  закреплению изученного материала  и поддержанию необходимого темпа  в повышении уровня развития физических качеств.

Вместе  с тем программой выдвигаются  очень важные требования к проведению уроков, которые имеют самое прямое отношение к урокам лыжной подготовки, учитывая особые условия их организации  и проведения. Эти требования сводятся к следующему:

1. На  уроке должна быть обеспечена  высокая моторная плотность. Необходимо  сократить до оптимальной величины  время, отводимое на показ и  объяснение.

2. Высокая  эмоциональность проведения урока  во многом способствует повышению  ее качества.

3.Динамичность  урока позволяет обеспечить оптимальную  по объему и интенсивности  нагрузку, на уроке лыжной подготовки, в соответствие с полом, возрастом  и подготовленностью школьников.

От класса к классу учебные нормативы повышают требования к физической подготовленности учащихся за счет удлинения дистанций  и сокращения времени их прохождения. Во 2-5ых классах дистанция для  девочек и мальчиков - 1км, в 6-8ых классах - 2км, в 8-9ых классах - 3км, в 10-11 классах  у девочек - 3км, у юношей - 5км.

Несмотря  на то, что происходит постоянное совершенствование  школьных программ, все изменения, которые  в них вносятся, базируются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах; из этого вытекает не только содержание учебного материала по лыжной подготовке, но и последовательность изучения способов передвижения на лыжах от 1 до 11го класса.

Основная  направленность в увеличение нагрузки на уроках лыжной подготовки заключается  в постепенном увеличение длинны проходимой дистанции: от 1км. в первом классе, до 12 км. в одиннадцатом классе.

Программой  предусматривается тесная связь уроков по лыжной подготовки и внеклассной работой. Оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия на лыжах должны включаться в ежемесячные дни здоровья и физкультурные праздники. Особое внимание в программе обращается на привитие навыков самостоятельных занятий и инструкторскую направленность уроков.

В сельских местностях и особенно малокомплектных  школах, где нет условий для  углубленного изучения других разделов программы по физическому воспитанию - гимнастике, спортивным играм, плаванию целесообразно часы, отведенные на отдельные разделы программы использовать на лыжную подготовку.

В школах, расположенных в северных и восточных районах нашей  страны с сильными морозами в январе и феврале, целесообразно лыжную подготовку проводить сразу с установлением устойчивого снежного покрова и в конце зимы, когда морозы значительно слабее. Все это заметно повышает качество учебной работы по лыжной подготовке.

2. Особенности  организации и методика проведения уроков  в зависимости от возраста и подготовленности учащихся

2.1 Содержание  и методика проведения уроков  в начальной школе.

          Перед уроками лыжной подготовки в начальной школе стоят важные задачи. Здесь закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в школе.

Уроки по лыжной подготовке в начальной  школе проводятся два раза в неделю 45 минут, сдваивать их запрещается. Два урока дают большой эффект при обучении повышение общей  работоспособности детей школьного  возраста. В процессе уроков лыжной подготовки в 1-ом классе необходимо научить школьников правилам и умениям обращения с лыжным инвентарем, дать первые теоретические знания по гигиене занятий на лыжах, пройти с учениками «школу лыжника», освоить программный материал, укрепить здоровье и повысить общую работоспособность, чтобы каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2-3 км.

Лыжная подготовка в 1-ом классе начинается с вводного урока. Первая часть урока  отводится на беседу продолжительностью 10-15 минут. Учитель должен показать, коротко рассказать о простейших правилах обращения с инвентарем и ухода за ним. Большое значение для повышения эффективности урока имеет умение детей обращаться с лыжным инвентарем. Учитель показывает школьникам, как пользоваться жесткими и мягкими креплениями, как аккуратно вставить ботинок в крепление, чтобы шипы точно вошли в отверстие, как застегнуть дужку, отрегулировать длину ремня и т.д. Необходимо объяснить и показать способ держания палок: кисть продевается снизу и опирается на петлю, палка

удерживается  в основном тремя пальцами большим, указательным и средним.

Не следует  весь вводный урок занимать беседой  и обучением в зале, оставшуюся часть первого урока можно  использовать для прогулки на лыжах. На основании своих наблюдений учитель  сразу должен распределить школьников на подгруппы в зависимости от уровня их физической подготовленности, степени владения техникой передвижения на лыжах и общей координации  движений.

В 1-2 ом классах ставятся следующие задачи по обучению школьников передвижению на лыжах:

1.научить  управлять лыжами при поворотах  на месте

2.научить  передвижению ступающим и скользящим  шагом

3.научить  преодолению небольших подъемов и спускаться с пологих спусков

4.научить  повороту переступанием в движение (во 2ом классе)

Для того, чтобы успешно реализовать все поставленные задачи, все школьники независимо от уровня владения лыжами и умения на них передвигаться должны пройти «школу лыжника»: освоить систему подводящих упражнений, в том числе ступающий шаг. После этого переходят к освоению скользящего шага. Следует обратить внимание на правильное положение туловища.

В 1-ом классе школьники осваивают основные элементы скользящего шага, во 2-ом классе ставиться  задача его освоения, в 3-ем классе продолжается дальнейшее совершенствование навыка передвижения скользящим шагом.

При совершенствование техники скользящего шага основное внимание обращается на направление отталкивания ногой вдоль линии бедра туловища и на энергичный мах ногой при выносе ее вперед. Ноги при этом не должны значительно сгибаться в колени. В 1-ом классе, помимо обучения скользящему шагу, необходимо научить школьников подниматься в пологий подъем и спускаться с небольших уклонов.

В начальной  школе учащиеся должны освоить спуск  в низкой стойке, поворот переступающим  шагом в движение, а также торможение упором и «плугом». Поворот переступающим  шагом в движение-один из самых распространенных при передвижение со склонов по пологой дуге.

2.2 Содержание и методика проведения  уроков в 5-9 ых классах

           В школьных программах в разделе «лыжная подготовка» в этих классах предусмотрен большой объем нового учебного материала. В 5-6 классах продолжается изучение и совершенствование техники попеременного двухшажного хода. Одновременные ходы изучаются и совершенствуются в 5-8 классах, также продолжается изучение способов подъемов, спусков и поворотов в движение, преодоление неровностей склонов и начинается изучение попеременного четырехшажного хода. При изучение и совершенствование попеременного двухшажного хода следует обратить внимание на силу и скорость отталкивания, что в свою очередь существенно влияет на длину скользящего шага.

Отталкивание  ногой должно быть направленно вперед вверх, в момент его окончания  голень- бедро-туловище составляют прямую линию. В этом элементе у школьников встречаются ошибки, которые тесно связаны между собой и впоследствие приводят к возникновению ошибок в других фазах хода. Ошибками следует считать и слишком длинный и глубокий выпад, а также прогибание туловища при отталкивание. При отталкивание у школьников встречаются и другие ошибки: толчок направлен больше вверх, что приводит к появлению «подпрыгивающего» хода; кроме этого, часто обращает на себя внимание незаконченный толчок-в этом случае нога еще согнута в колене, но уже «снимается» со снега и идет вверх назад.

        Изучение одновременных ходов на уроках лыжной подготовки начинается в 5-ом классе с бесшажного хода. Одновременный бесшажный ход достаточно прост по координации движений, и особых трудностей при его изучение школьники не испытывают.

В начале обучения в 6-ом классе главное овладеть схемой движения в этом ходе. Изучение хода проходит достаточно успешно, так  как он относительно прост по координации. Добиваясь согласованности движения в одновременном двухшажном ходе в 6-ом классе, обычно обращают внимание учащихся на следующие ошибки: слабые толчки ногами, неодинаковые по длине скользящие шаги, маховая нога при выносе вперед слишком рано ставится на снег, нарушение согласованности в выносе палок вперед.

В следующих  классах при совершенствование техники одновременного двухшажного хода продолжается исправление ошибок в цикле хода.

В 7-8ых классах  параллельно с совершенствованием одновременного двухшажного хода изучается одновременный одношажный ход-основной и стартовый вариант. При изучение одновременного одношажного хода, у школьников может проявиться несогласованность рук и ног.

Коньковый ход - новый способ передвижения, изучение которого введено в школьную программу  начиная с 8-го класса. Школьники, хорошо овладевшие поворотом переступанием, значительно легче осваивают  коньковый ход. Главное при изучение конькового хода - освоить отталкивание внутренним ребром и общую координацию движений. Затем обучение идет по пути устранения ошибок и совершенствования отдельных элементов хода.

В 5-8ых классах  продолжается совершенствование торможения «плугом» и упором в то же время  продолжается изучение и совершенствование  стоек спуска и поворотов в  движение. Важным разделом в лыжной подготовке является изучение преодоления  неровностей при спуске со склонов. Учащиеся, ранее хорошо изучившие  торможение упором, обычно легче осваивают  и поворот упором.

Информация о работе Особенности организации и методика проведения уроков в зависимости от возраста и подготовленности учащихся