Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить теоретические положения учебно-тренировочного процесса юных футболистов.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить специфику процесса подготовки юных футболистов.
2. Выявить особенности проведения занятий с юными футболистами.
3. Представить диагностический инструментарий по оценке технической и физической подготовленности юных футболистов.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика спортивной подготовки юных футболистов………………………………………………………………..…….5
1.1. Физическая подготовка футболистов как основа достижения спортивных результатов………………………………………….5
1.2. Техническая и тактическая подготовка юных футболистов на основе структуры основных компонентов соревновательной деятельности…………………………………………………………………….13
1.3. Интегральная подготовка и игровая………………………16
Глава 2. Особенности проведения занятий с юными футболистами…17
Глава 3. Определение уровня физической и технической подготовленности футболистов……………………………………………...21
Заключение. ………………………………………………………………24
Выводы…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………….27
Однако длительная равномерная работа монотонна и футболисты не всегда охотно ее выполняют. Предпочтительной формой тренировки является фартлек — бег с разной скоростью в большом объеме в лесу или на пересеченной местности. Совершенствование общей выносливости проводится с использованием равномерного, непрерывного, повторного и переменного методов.
Особенностью проявления
функциональных способностей футболистов
в игре является чередование аэробных
и анаэробных процессов. В момент
высокой двигательной активности активизируются
анаэробные процессы, накапливается
кислородный долг. Мощность аэробных
процессов определяет быстроту восстановления
и ликвидации кислородного долга. Поэтому
высокий уровень общей
Включая в тренировки упражнения
для развития выносливости, необходимо
предусматривать, чтобы тренировочные
и соревновательные воздействия
соответствовали функциональным возможностям
и уровню подготовленности игрока.
Интенсификация нагрузок возможна лишь
при широком использовании
Это, прежде всего, рациональное построение занятий. Здесь большое значение имеют:
Воспитание ловкости. Под ловкостью принято понимать способность овладевать сложнокоординированными движениями, а также быстро и точно решать сложные двигательные задачи и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с изменяющейся обстановкой.
Однако, учитывая специфику проявления ловкости в футболе, целесообразно подбирать такие упражнения, которые по своему содержанию и характеру приближались бы к специфике игры. Так, для развития ловкости в передвижениях широко используют специализированные упражнения и игры с характерными для футбола сочетаниями: быстрота реакции — стартовое ускорение — дистанционная скорость — одновременное выполнение приемов с мячом и решение тактических задач. При выполнении упражнений широко используют различные методические приемы — изменение условий старта, пространственных границ, способов выполнения упражнений, усложнение их дополнительными движениями, сопротивление противника, введение фактора неожиданности, что стимулирует проявление координации движений.
Для развития ловкости в быстро меняющихся игровых ситуациях рекомендуются упражнения типа преодоления полосы препятствий, выполняемые в быстром темпе одно за другим, например: акробатический прыжок — кувырок через препятствие, после короткого разбега прыжок «в окно», далее, отталкиваясь от пружинного мостика, вспрыгнуть на канат, влезть по нему до определенной отметки и соскочить на точность приземления; упражнение заканчивайся рывком к финишной черте; — старт лежа на спине с набивным мячом в руках — пробежать 4—5 м, перепрыгнуть через барьер, затем перелезть через гимнастическое бревно, выполнить рывок 6—8 м и с ходу вспрыгнуть на гимнастическую стенку, влезть по ней, коснуться рукой стены; упражнение заканчивается спрыгиванием и заключительным рывком к финишной черте.
Подобные упражнения проводят в виде состязаний двух команд, фиксируя время, затраченное командами на преодоление препятствий. Необходимо учитывать, что они требуют не только физических усилий, но и значительных нервных напряжений. Поэтому нецелесообразно в одно занятие включать много таких упражнений, вводить их в тренировочное занятие следует в начале основной части [15;16;21;22].
Основные методы использования этих упражнений — переменный, игровой и соревновательный.
Воспитание гибкости и
умения расслабляться. Понятие «гибкость»
отражает морфофункциональные свойства
опорно-двигательного аппарата, определяющие
степень подвижности его
Основная задача развития гибкости футболиста — совершенствование этого качества применительно к требованиям футбола. В первую очередь следует уделять внимание увеличению подвижности в голеностопных и коленных суставах.
Футболисты высокого класса, как правило, владеют искусством расслабления, выполняют приемы легко и свободно, включая в активную работу только необходимые для обеспечения рациональных движений мышцы, оптимально расслабляя остальные.
Для овладения умением расслабляться используют упражнения, при выполнении которых используется вес отдельных частей тела, находящихся в более высоком положении по отношению к площадке, более сложные упражнения, выполнение которых связано с перемещением центра тяжести тела.
Умение расслаблять основные
группы мышц, обеспечивающие игровые
действия, формируется у футболистов
с помощью следующих
Для совершенствования умения
расслабляться с успехом
Отсюда следует, что, осуществляя процесс физической подготовки, необходимо учитывать специфику футбола.
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.
В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.
К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена [7;9;16].
Тактика — это организация индивидуальных и коллективных действий, т. е. взаимодействие игроков команды по определенному плану, позволяющему успешно вести борьбу против конкретного противника в ходе соревнования.
Тактические действия команды достигаются четким распределением ролей (игровая специализация — вратарь, крайний и центральные защитники, игроки средней линии, крайние и центральные нападающие) между отдельными футболистами. Организация командных игровых действий, при которой обусловлены роли каждого игрока и их расстановка на футбольном поле, составляет тактическую систему.
Каждая из существующих в футболе тактических систем имеет свои признаки, к которым относятся расположение игроков, способы и формы ведения игры, а также обязанности игроков [5;7].
Поскольку футбольная игра проходит на площади приблизительно 8000 м2, а ворота отстоят друг от друга более чем на 100 м, то условиями осуществления всяких тактических замыслов являются индивидуальная и групповая системы передвижений по полю без мяча и индивидуальные и групповые действия с мячом в различных фазах игры — в атаке или обороне.
Большинство тактических
задач решается при взаимодействии
двух или нескольких игроков, т. е. в
результате комбинаций, возникающих
в игре из-за импровизации игроков
в ходе игрового эпизода или заранее
подготовленных на учебно-тренировочных
занятиях. Тактическая игра строится
на сочетании индивидуальных действий
с наигранными комбинациями и
импровизацией. К взаимодействию двух
партнеров относятся
Комбинации при стандартных положениях (вбрасывание мяча из-за боковой линии, штрафной удар, свободный удар, угловой удар', удар от ворот) позволяют заранее обусловить поведение игроков, определить различные варианты.
Комбинация—это действия двух и более футболистов, направленные для решения конкретных игровых задач в нападении, защите, розыгрыше стандартных положений и т. д.
Комбинация «стенка» заключается в том, что игрок, владеющий мячом, передает его партнеру в расчете на моментальное возвращение мяча первым же касанием.
Комбинация «скрещивание»
заключается в передвижении партнеров
навстречу друг другу, в точке
встречи владеющий мячом
Комбинация «пропускание мяча» состоит в том, что игрок активно выходит на прострельную передачу с фланга для завершения комбинации ударом по воротам, а сам скрытно пропускает мяч партнеру, который» зная об этом, выходит на ударную позицию.
Комбинация «смена мест» основана на обыгрывании соперника за счет перехода игрока из своей зоны в зону партнера после того, как тот «увел» оттуда своего опекуна.
Комбинация «передача в одно касание» заключается d том, что игрок, получающий мяч, в одно касание передает мяч одному из трех партнеров. При этом предусматривается быстрый выход третьего игрока на свободное место, чтобы получить мяч для удара или вновь передать мяч первому игроку. Эта комбинация мешает защитникам, определить дальнейшее направление атаки и в то же время не позволяет им сблизиться с нападающим для отбирания мяча [5;9;10].
Основными приемами техники ведения мяча являются удары по мячу ногой, головой, ведение мяча, обманные движения (финты), прием мяча (остановка), передвижение.
Во время игры, прежде чем выполнить тот или иной технический прием, футболист перемещается по площадке. Цель таких перемещений — выбор и занятие места для выполнения конкретного технического приема, удара или остановки мяча.
Передвижение футболистов состоит из бега, ходьбы, остановок, поворотов, прыжков. Эти элементы следует изучать с первых занятий, вначале уделяя внимание каждому учащемуся, затем в сочетании друг с другом. Последовательность освоения приемов такова: ходьба и бег; остановки и повороты; прыжки.
В процессе занятий с учащимися рекомендуется использовать бег в различных сочетаниях.
В ходе игры футболисты, стремясь изменить направление передвижения, используют различные остановки, повороты, прыжки с места или разбега толчком одной или двух ног. Обучение остановкам и поворотам целесообразно изучать в движении. При этом главное внимание уделяется правильному положению ног. Тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, ОЦТ тела игрока проектируется на середине площади опоры. Ноги согнуты в коленях (угол сгибания между бедром и голенью 130—150°), туловище несколько наклонено вперед. При этом целесообразно переступать с ноги на ногу (динамическая стартовая стойка, необходимая для быстрого начала движения) [4;9].