Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 20:37, курсовая работа
Цель исследования: Теоретически обосновать и выявить наиболее проявляемое двигательное качество у обучающихся 6 классов при выполнении упражнений в висах и упорах
Объект исследования: процесс проявления двигательных качеств на уроках гимнастики
Предмет исследования: двигательные качества, проявляемые у обучающихся 6 классов при выполнении упражнений в висах и упорах.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические основы развития детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры…………………………………………………………6
1.1. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста…………….6
1.2. Характеристика физических качеств, проявляемых на уроках гимнастики…..9
Глава II Особенности упражнений в висах и упорах и их практическое применение…………………………………………………………………………….18
2.1. Характеристика упражнений в висах и упорах………………………………...18
2.2. Комплекс мер по развитию проявляемого двигательного качества…………..22
Заключение …………………………………………………………………………..27
Список литературы …………………………………………………………………29
Приложения…………………………………………………………………………..32
Департамент образования
Ярославской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ярославской области
Угличский индустриально-педагогический колледж
Курсовая работа
На тему:
«Особенности проявления двигательных качеств у обучающихся 6 классов на уроках гимнастики при выполнении упражнений в висах и упорах»
Исполнитель:
Игонин Владимир Андреевич,
Специальность: Физическая культура,
33 группа
Научный руководитель:
Волкова Галина Викторовна,
преподаватель физической культуры
Углич
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Теоретические основы развития
детей среднего школьного возраста на
уроках физической культуры…………………………………………………………
1.1. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста…………….6
1.2. Характеристика физических качеств, проявляемых на уроках гимнастики…..9
Глава II Особенности упражнений в висах
и упорах и их практическое применение……………………………………………………
2.1. Характеристика упражнений в висах и упорах………………………………...18
2.2. Комплекс мер по развитию проявляемого двигательного качества…………..22
Заключение …………………………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………………………29
Приложения……………………………………………………
Введение
Проблема физической подготовки школьников с годами не только не утрачивает своей актуальности, но и выдвигает новые вопросы, решать которые необходимо с помощью современных научных методов, в соответствии с тенденциями и перспективами развития мировой гимнастики.
В целом к проблеме физической подготовки относятся довольно серьезно: у нас в стране и за рубежом проводятся многочисленные исследования, в которых открываются новые, неизвестные ранее резервные возможности человека, разрабатываются более совершенные методы развития физических способностей.
Внимания вопросам физической подготовки уделяется много, но не всегда это приносит должные результаты. Гимнастические упражнения в висах и упорах являются прекрасным средством развития физических способностей и укрепления здоровья. [27].
Проблема исследования: Каковы наиболее проявляемые двигательные качества у обучающихся 6 классов?
Цель исследования: Теоретически обосновать и выявить наиболее проявляемое двигательное качество у обучающихся 6 классов при выполнении упражнений в висах и упорах
Объект исследования: процесс проявления двигательных качеств на уроках гимнастики
Предмет исследования: двигательные качества, проявляемые у обучающихся 6 классов при выполнении упражнений в висах и упорах.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования с целью выявления теоретических основ проявления двигательных качеств у обучающихся на уроках гимнастики.
2.Проанализировать учебно-методический комплект на предмет определения особенностей проявления двигательных качеств, на уроках гимнастики;
3.Дать характеристику физиологическим особенностям детей среднего школьного возраста;
4.Раскрыть особенности упражнений в висах и упорах и дать подробную характеристику наиболее проявляемого двигательного качества.
Для решения задач исследования были использованы следующиеметоды:
Теоретические – анализ, синтез, систематизация
Эмпирические - теоретический анализ особенностей двигательных качеств.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации материла психолого-педагогических и методических источников о проявлении двигательных качеств у обучающихся на уроках гимнастики при выполнении упражнений в висах и упорах.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса упражнений в висах и упорах для проявления силовых способностей на уроках гимнастики у шестиклассников.
Методологической базой работы являются научные труды А. В. Голеухина о методике обучения висам и упорам с 1 по 11 класс общеобразовательной школы, М.Р. Санина, В.С. Кузнецова об особенностях анатомо-физиологического развития детей и подростков, Б.Х. Ланды о методике комплексной оценки физического развития и физической подготовленности школьников, В.В. Кузнецова, Ж.К. Холодова о воспитании специальной силовой подготовки спортсмена.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются проблема, цель исследования, объект, предмет, определяются задачи, называются методы, раскрываются теоретическая и практическая значимость работы, ее методологическая база.
В первой главе «Теоретические основы развития детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры», характеризуется система проявления двигательных качеств у обучающихся, разработанная под руководством В.С. Кузнецова, рассматриваются особенности анатомо-физиологического развития детей и подростков.
Во второй главе «Особенности упражнений в висах и упорах и их практическое применение», представлен анализ учебно- методического комплекта на предмет определения особенностей проявления двигательных качеств, на уроках гимнастики, описывается характеристика упражнений в висах и упорах, раскрываются комплекс упражнений на воспитание силовых способностей у обучающихся.
В заключении подведены общие итоги работы
Библиографический список содержит 28 источников.
Глава I Теоретические основы развития детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры
1.1. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста
Шестиклассники относятся к подростковому возрасту. В этом возрасте идет сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. [9].
Этот возраст характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Происходит бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год отмечается прирост на 6-10 см, а у девочек – до 6-8 см). Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость.
Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже, с двенадцати – тринадцати лет. Продолжается развитие нервной системы. Восприятие в этом возрасте более целенаправленно, чем восприятие детей младшего школьного возраста. Идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными. [23].
Как и в любом другой возраст, подростковый возраст характеризуется развитием физических качеств. В ходе развития различных функций организма отмечаются чувствительные (или сенситивные) периоды, когда прирост качеств происходит особенно интенсивно.
Так, для мышечной силы наибольшие темпы прироста характерный в 13-15 лет. Показатели выносливости у девочек растут наиболее интенсивно в возрасте 11-13 лет, а у мальчиков в 14 лет. По мнению специалистов, возраст 8-11 лет - наиболее благоприятный для воспитания скоростных возможностей. Ловкость значительно труднее воспитывать у подростков по сравнению с детьми, а у взрослых - по сравнению с юношами.
Школьники 7-11 лет обладают низкими показателями мышечной силы. Силовые, в особенности статистические, упражнения вызывают у них быстрое развитие охранительного торможения. Таким образом, возрастные особенности детей ограничивают применение силовых упражнений на уроках физической культуры. Дети этого возраста более расположены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям.
У детей младшего школьного возраста способность к быстрому перемещению в пространстве развита слабо. Средняя скорость бега заметно повышается только к 10 годам. К этому возрасту у девочек отмечается наибольший прирост результатов в прыжках в длину с места (20%). У мальчиков величина этого прироста в возрасте от 8 до 11 лет составляет 8-9 %, а наибольшие его величины отмечаются в 13-14 лет 14.
Воспитание быстроты осуществляется с помощью скоростно-силовых упражнений, пробеганием коротких (50 - 60м) отрезков дистанции с максимальной скоростью, после предварительного освоения техники спринтерского бега.
Следует иметь в виду, что применение скоростно-силовых и спринтерских упражнений в большей мере способствует увеличению скорости в период ее интенсивного возрастного прироста - в 11-12 лет у девочек, в 12-13 лет у мальчиков.
К 14-15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек, обеспечивающих прирост быстроты, снижаются. В связи с этим несколько уменьшается эффективность скоростных и скоростно-силовых упражнений.
В старшем подростковом и юношеском возрасте (IX - X классы) принципиального изменения в средствах формирования быстроты не происходит. Наблюдается количественные изменения: длина пробегаемых отрезков увеличивается до 80-100м, растет объем скоростно-силовых упражнений.
А.А. Гужаловский в результате исследований, проведенных на большом контингенте школьников установил, что статическая выносливость наиболее высокие темпы развития имеет у мальчиков в 13-15 и 16-17 лет, у девочек в 7-8, 9-12 и 14-15 лет. Динамическая силовая выносливость высокие темпы развития имеет в 11-13 и 15-16 лет у мальчиков и с 8 до 13 лет у девочек.
Хороший эффект в развитии выносливости дает переменный бег: чередование бега со скоростью 60% от максимальной с мало интенсивным бегом.
В уроке физкультуры для 12-13 - летних школьников с успехом используются темповый бег на 300-400 м в чередовании с ходьбой, медленный бег продолжительностью до 2 мин. для мальчиков и 1,5 мин. для девочек, ходьба на лыжах на 3-3,5 км для мальчиков и 2-3 км для девочек.
В 14-15-летнем возрасте становится доступным темповый бег на 400-500 м (для мальчиков) и 200-300 м (для девочек), лыжные гонки на скорость - до 2-3 км.
К 16-17 годам заметно увеличивается общая выносливость. Таким образом, создаются благоприятные условия для воспитания специальной выносливости. В этом случае средством направленного воздействия наорганизма для приобретения нового спортивного качества будут кроссовый бег, гонки на лыжах (3-4 км), переменный и повторный бег.
Следовательно, возраст 10-13 лет является благоприятным периодом для развития выносливости. Наиболее высокие темпы прироста показателей выносливости отмечается у девочек с 9 до 12 лет, у мальчиков с 10 до 12 лет.
У младших школьников имеются все предпосылки к тому, чтобы приобрести такие качества, как гибкость и ловкость. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата - высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба - способствуют повышению эффективности специальных упражнений для развития этих качеств.
Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет и у мальчиков 13-15 лет активная гибкость достигает максимальных величин. Однако повышение гибкости в этом возрасте не должно превращаться в самоцель. Тренер, педагог всегда обязан помнить, что у детей чрезмерная подвижность в суставах может привести к отклонениям в организме, способствовать плоскостопию, нарушениям в формировании некоторых двигательных навыков.
Возраст от 7 до 10 лет характеризуется также высокими темпами развития ловкости движений. Этому помогают высокая пластичность центральной нервной системы, интенсивное развитие двигательного анализатора, выражающиеся, в частности, в совершенствовании пространственно-временных характеристик движения.
Использование в школьном уроке игр, требующих внезапного изменения действий в меняющихся игровых ситуациях, выполнение усложняющихся заданий, требующих координированных движений, а также упражнений с различными предметами совершенствуют ловкость детей.
Каждый возрастной период имеет определенные особенности, для каждого характерно наличие сенситивного, чувствительного периода в развитии той или иной физической способности.
Причем эти зоны, как правило, у представителей среднего, выше и ниже среднего уровней физического развития находятся в разных возрастных диапазонах. И если сравнивать абсолютные показатели у детей и подростков в зависимости от уровня физического развития, то можно с достаточной объективностью говорить о достоверности в различиях между детьми с разным уровнем.[16].
1.2. Характеристика физических качеств, проявляемых на уроках гимнастики
Двигательными качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Основными двигательными качествами являются: сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. [17].
Сила отражает способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо активно противодействовать ему посредством мышечного напряжения. В зависимости от особенностей проявления различают упражнения чисто силовые (например, жим предельно возможного веса), скоростно-силовые (прыжок в длину) и требующие силовой выносливости (поддержание длительной статической позы).[13].