Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 20:37, курсовая работа
Цель исследования: Теоретически обосновать и выявить наиболее проявляемое двигательное качество у обучающихся 6 классов при выполнении упражнений в висах и упорах
Объект исследования: процесс проявления двигательных качеств на уроках гимнастики
Предмет исследования: двигательные качества, проявляемые у обучающихся 6 классов при выполнении упражнений в висах и упорах.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические основы развития детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры…………………………………………………………6
1.1. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста…………….6
1.2. Характеристика физических качеств, проявляемых на уроках гимнастики…..9
Глава II Особенности упражнений в висах и упорах и их практическое применение…………………………………………………………………………….18
2.1. Характеристика упражнений в висах и упорах………………………………...18
2.2. Комплекс мер по развитию проявляемого двигательного качества…………..22
Заключение …………………………………………………………………………..27
Список литературы …………………………………………………………………29
Приложения…………………………………………………………………………..32
Вис присев - смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры. Например: на брусьях разной высоты.
Вис прогнувшись – вис, при котором выпрямленное или слегка согнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед снарядом или позади него.
Простой вис - положение в висе, когда снаряд захватывается одной частью тела (руками, ногами, носками).
Смешанный вис – положение в висе с дополнительной опорой о снаряд или пол другой частью тела.
Вис сзади - вис на отведенных назад руках.
Вис согнувшись – вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед снарядом или позади него.
Вис стоя – смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
Вис стоя сзади – смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперед, а ноги касаются ступнями пола под места хвата.
Вис лежа – смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями (на брусьях разной высоты – бедрами) впереди или сзади места хвата.
Вис на правой (левой) – смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад.[7].
На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.
В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом.[25].
Упор - положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры.Различают упоры простые и смешанные. В простых – одна точка опоры, а в сложных – две точки опоры или более. [11].
Упор боком - положение с прямым телом боком к снаряду и опорой одной рукой и ногами.
Упор верхом – ноги врозь правой (левой).
Горизонтальный упор – упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находиться в горизонтальном положении.
Упор кольцом - положение лежа на животе с опорой руками и бедрами согнутых назад ног, касаясь ступнями головы.
Упор лежа – положение с опорой прямыми руками и носками вытянутых ног.
Упор лежа на бедрах – положение лежа с опорой прямыми руками и передней поверхностью бедер.
Упор на коленях – положение стоя на коленях с опорой руками.
Упор на предплечьях – положение с опорой на предплечья.
Упор на руках – положение на брусьях с опорой на руки по всей длине.
Упор на руках согнувшись – упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем.
Упор ноги врозь вне – упор с прямыми широко разведенными горизонтально ногами, расположенными за руками.
Упор ноги врозь правой (левой) – положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) – за ним.
Упор присев – положение приседа, колени вместе, с опорой руками около носков.
Разный упор – 1)Положение на женских брусьях, когда одна рука находиться в упоре на нижней жерди, а другая – в упоре на руке на верхней. 2) Положение на коне, когда одна рука опирается на ручку, другая – на тело снаряда.
Упор сзади – 1)Положение сидя с опорой руками, отведенными назад, или лежа с прямым телом и опорой пятками. 2) Положение в упоре, когда снаряд находиться за телом.
Упор спереди – 1)Положение прямого или слегка прогнутого тела с опорой о снаряд руками и передней поверхностью бедер или носками. 2)Положение в упоре, когда снаряд находиться перед телом.
Упор стоя ноги врозь – упор с прямыми разведенными ногами.
Упор стоя согнувшись – стоя наклон вперед с опорой руками. [26].
Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса. [4].
Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.
Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) — положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошей осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.
Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от координационной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся. [22]
2.2. Комплекс мер по развитию проявляемого двигательного качества
В ходе исследования было выявлено, что наиболее проявляемое двигательное качество у шестиклассников - это сила. Сила классифицируется на: скоростно–силовые способности, силовая выносливость и силовая ловкость.
Скоростно-силовые способности характеризуются непредвиденными напряжениями мышц, которые проявляются с необходимой, вплоть до максимальной, мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. Соотношение скоростного и силового компонентов в выполняемом движении определяется величиной внешнего сопротивления, которое необходимо преодолеть. Основными видами скоростно-силовых способностей являются быстрая сила и взрывная сила.[3].
Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, которое проявляется в движениях, выполняемых со значительной скоростью и оценивается показателем скорости движения. Для данного вида проявления силовых способностей не требуется максимальное напряжение мышц, а необходима быстрота развития напряжения (скорость сокращения мышц). Взрывная сила характеризует способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в минимально короткое время. Взрывной тип мышечного напряжения проявляется в движениях по преодолению значительных внешних сопротивлений. Основная особенность этих движений заключена в умении быстро развить значительное усилие, максимум которого достигается преимущественно к концу движения. Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Способность мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения называют стартовой силой. Способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения называют ускоряющей силой.[14].
Примерный комплекс упражнений в висах и упорах для развития скоростно-силовых способностей:
1.Подтягивание на перекладине. И.п.-вис хватом сверху, сгибая руки, подтянуться (подбородок выше грифа перекладины), разгибая руки, опуститься в вис. Выполнять упражнение с максимальной скоростью. Повторить 6-8 раз.
2.Поднимание ног к перекладине. И.п.-вис хватом сверху, поднять ноги к перекладине до касания грифа и опустить их вниз. Выполнять упражнение с максимальной скоростью. Повторить 6-8 раз.
3.Сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях. И.п.-упор, сгибая руки, опуститься в упор на согнутых руках; разгибая руки, выйти в упор. Выполнять упражнение с максимальной скоростью. Повторить 10-12 раз.
4.Сгибания и разгибания рук в упоре лежа. И.п.-упор лежа, туловище прямое, согнуть руки до касания грудью пола, разгибая руки принять положение упор лежа. Упражнение выполнять без остановки. Повторить 15-20 раз.
5.Подъем силой на перекладине. И.п.-вис хватом сверху, сгибая руки, поставить в упор сначала одну согнутую руку, затем - другую; продолжая движение, выйти в упор на прямые руки. Также можно выполнять подъем силой на обе руки. Повторить 2-3 раза.
6.Подъем переворотом на перекладине. И.п.-Вис хватом сверху, сгибая руки, поднять ноги к перекладине и переворачиваясь вокруг оси снаряда выйти в упор на прямые руки. Повторить 6-8 раз.
7.Упражнение на параллельных брусьях. И.п.-упор на предплечьях, раскачиваясь, махом вперед выйти в упор на прямые руки. Повторить 8-10 раз.
Способность противостоять утомлению при выполнении продолжительных силовых нагрузок значительной величины называют силовой выносливостью. В зависимости от режима работы мышц выделяют динамическую и статическую силовую выносливость.[20].
Динамическая выносливость характерна для упражнений с многократными и значительными напряжениями мышц при относительно невысокой скорости движений, а также в упражнениях ациклического характера скоростно-силовой направленности. Статическая силовая выносливость характерна для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения мышц в определенной позе.[21].
Примерный комплекс упражнений в висах и упорах для развития силовой выносливости:
1.Подтягивание на перекладине. И.п.-вис хватом сверху, сгибая руки, подтянуться (подбородок выше грифа перекладины), разгибая руки, опуститься в вис. Темп медленный. Количество повторений максимальное.
2.Сгибания и разгибания рук в упоре лежа. И.п.-упор лежа, туловище прямое, согнуть руки до касания грудью пола, разгибая руки принять положение упор лежа. Темп медленный. Количество повторений максимальное.
3.Сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях. И.п.-упор, сгибая руки, опуститься в упор на согнутых руках; разгибая руки, выйти в упор. Темп медленный. Количество повторений максимальное.
4.Угол в упоре на параллельных брусьях. И.п.-упор, поднять прямые ноги и удерживать их горизонтально над жердями. Держать 8-10 секунд.
5.Угол в висе на перекладине. И.п.-вис, поднять прямые ноги и удерживать их горизонтально полу. Держать 8-10 секунд.
6.Вис на перекладине. И.п.-вис на перекладине хватом сверху. Держаться в этом положении 20-30 секунд.
7.Упор на параллельных брусьях. И.п.-упор на брусьях. Держаться в этом положении 20-30 секунд.
8.Упражнение в упоре лежа. И.п.-упор лежа на согнутых руках. Держаться в этом положении 30-40 секунд.
Способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц называют силовой ловкостью. Различают абсолютную и относительную силу.[8].
Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно — она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.[15].
Примерный комплекс упражнений в висах и упорах для развития силовой ловкости:
1.Подтягивание на перекладине с отягощением. И.п.-вис хватом сверху, сгибая руки, подтянуться (подбородок выше грифа перекладины), разгибая руки, опуститься в вис. Повторить 2-3 раза.
2.Сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях с отягощением. И.п.-упор, сгибая руки, опуститься в упор на согнутых руках; разгибая руки, выйти в упор. Повторить 5-6 раз.
3.Сгибания и разгибания
рук в упоре лежа с
4.Поднимание ног к перекладине с отягощением. И.п.-вис хватом сверху, поднять ноги к перекладине до касания грифа и опустить их вниз. Повторить 2-3 раза.
5.Упражнение на
параллельных брусьях с
Заключение
Упражнения в висах и упорах являются актуальными, так как эти упражнения есть прекрасные средства развития физических способностей и укрепления здоровья. В них открываются новые, неизвестные ранее резервные возможности человека, разрабатываются более совершенные методы развития физических качеств.
Проанализировав теоретические аспекты изучаемой проблемы, мы выявили, что наиболее проявляемое двигательное качество в упражнениях в висах и упорах у шестиклассников является сила. Именно в этом возрасте, а именно 13 лет, начинается бурный рост силовых способностей. В детском возрасте, в частности, до завершения полового созревания, чисто силовые упражнения следует применять с осторожностью, так как они задерживают рост трубчатых костей и ведут к замедлению роста тела в длину (здесь особенно не рекомендуются длительные силовые статические усилия), но предпочтение следует отдавать скоростно-силовым упражнениям (прыжки, метания, бег на короткие дистанции и др.).