Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:09, курсовая работа
Цель исследования: оценить эффективность занятий в СМГ студентов с гипертонической болезнью.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Определить исходный уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов с гипертонической болезнью;
2. Разработать методику занятий в СМГ у лиц с артериальной гипертонией.
3. Оценить функциональное состояние ССС на конечном этапе исследования при гипертонической болезни у студентов занимающихся в СМГ.
Введение ……………………………………………………..………………….. 3
Глава I. Литературный обзор………………………………………………...…...5
1.1. Гипертоническая болезнь, понятие гипертонической болезни…....….......5
1.1.1. Факторы риска………………………………….…………………..…..…..5
1.1.2. Классификация гипертонической болезни…...…………………….…….6
1.1.3. Клиническая патофизиология ………………..………..…………….…....7
1.1.4. Клиническая картина и диагностика……………….. ..……………….....9
1.2. Физическая реабилитация при гипертонической болезни…………....…..9
1.2.1. Основные принципы реабилитации……….….……………….………...10
1.2.2. Изменение артериального давления при выполнении физических нагрузок………………………………………………………….……………....16
Глава II. Объект и методы исследования………………………………………19
2.1. Объект исследования……………………………………………………….19
2.2. Методы исследования……….……………………………………………...19
Глава III. . Результаты исследования и их обсуждение……………...………..21
Заключение ………………………………………………………………………25
Выводы…………………………………………………………………………...26
Список литературы.………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Ульяновский государственный университет
Институт медицины, экологии и физической культуры
Кафедра
адаптивной физической культуры
Курсовая работа
Оценка функционального состояния сердечно – сосудистой системы студентов занимающихся в специальной медицинской группе
Специальность
032102 – физическая культура для лиц
с отклонениями в состоянии здоровья
(адаптивная физическая культура)
Ульяновск, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………..………………….
Глава I. Литературный
обзор………………………………………………...…...
1.1. Гипертоническая
болезнь, понятие
1.1.1. Факторы
риска………………………………….…………………..….
1.1.2. Классификация
гипертонической болезни…...………
1.1.3. Клиническая
патофизиология ………………..………..……
1.1.4. Клиническая картина и диагностика……………….. ..……………….....9
1.2. Физическая
реабилитация при
1.2.1. Основные
принципы реабилитации……….….………
1.2.2. Изменение
артериального давления при
Глава II. Объект и методы исследования………………………………………19
2.1. Объект исследования……………………………
2.2. Методы исследования……….…………………
Глава III. . Результаты исследования и их обсуждение……………...………..21
Заключение ………………………………………………………………………25
Выводы………………………………………………………………
Список
литературы.…………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Сердечно - сосудистые заболевания занимают ведущее место в структуре неинфекционной патологии взрослых и являются основной причиной ранней инвалидизации и преждевременной смерти в большинстве экономически развитых стран. В России артериальная гипертензия (АГ) является одним из важнейших факторов риска ишемической болезни сердца и мозгового инсульта.
Артериальное давление (АД) является одним из важнейших интегральных показателей функциональной деятельности сердечно -сосудистой системы человека.
Артериальной гипертензией страдают 20 – 30% взрослого населения. С возрастом распространенность увеличивается до 50 – 65% . Вторичные артериальные гипертензии составляют 5 – 10% всех случаев артериальной гипертензии, остальные случаи гипертоническая болезнь (И.А.Мартынов, Н.А.Мухина,2005).
Во
время физической нагрузки повышается
артериальное давление. Оно повышается
для того, чтобы помочь организму
выполнить работу, прогнать кровь
через мышцы при рабочей
При регулярных занятиях физическими упражнениями происходит снижение артериального давления, уменьшение частоты сердечных сокращений, увеличивается сила и производительность сердечной мышцы, эффективнее функционируют депрессорные системы. Под влиянием цикла тренировочных нагрузок наступает согласование величин сердечного выброса и сосудистого сопротивления кровотоку, которое лежит в основе нормализации артериального давления при гипертонической болезни.
Применение физических
Для учащихся СМГ более сложны и методика,
и организация занятий. Такие учащиеся
занимаются по специально разработанным
программам. «Программа по физической
культуре для обучающихся в СМГ» предназначена
для проведения специально организованных
занятий, по состоянию здоровья отнесённых
к специальной медицинской группе.
Специальную медицинскую группу условно
можно разделить на две подгруппы: подгруппу
«А» - обучающиеся с обратимыми заболеваниями,
которые после лечебно-оздоровительных
мероприятий могут быть переведены в подготовительную
группу, и подгруппу «Б» - обучающиеся
с патологическими отклонениями, т.е. необратимыми
заболеваниями.
Цель исследования: оценить эффективность занятий в СМГ студентов с гипертонической болезнью.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Определить исходный уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов с гипертонической болезнью;
2. Разработать методику занятий в СМГ у лиц с артериальной гипертонией.
3. Оценить
функциональное состояние ССС на конечном
этапе исследования при гипертонической
болезни у студентов занимающихся в СМГ.
Глава I. Литературный обзор
1.1 Основные задачи физического воспитания обучающихся специальных медицинских групп
1.2. Методические
рекомендации по организации
специальных медицинских
групп
Противопоказания
к выполнению некоторых видов
упражнений
при различных заболеваниях
Виды упражнений
для сердечно – сосудистой системы
1. С максимальным усилием
2. С максимальной задержкой дыхания
3. С максимальным статическим напряжением
Студенты, по состоянию здоровья, отнесённые
к СМГ, освобождаются от занятий физическими
упражнениями по программе учебного заведения,
от участия в соревнованиях, выполнения
учебных нормативов.
С начала занятий
в СМГ обучать самих учащихся подсчёту
частоты сердечных сокращений перед уроком,
после каждой части занятия и после урока.
В соответствии
с частотой сердечных сокращений и внешних
признаков утомляемости у учащихся индивидуально
дозировать физическую нагрузку различными
приёмами.
На занятиях должна быть
При признаках переутомления срочно проводить
к медицинскому работнику. При появлении
средних признаков утомления у всего класса
учителю необходимо перестроить план
занятия следует ограничить нагрузку,
уменьшить число повторений, исключить
наиболее трудные, увеличить паузы между
выполнением упражнений. Важное значение
при проведении медико-биологических
наблюдений приобретает определение внешних
признаков утомления.
1.2.1. Особенности проведения занятий после заболеваний
сердечно-сосудистой системы
При сердечно- сосудистой патологии наблюдаются различные функциональные изменения во всем организме, поэтому реакция организма на все виды физических нагрузок ослаблена. Однако наиболее травматичны упражнения, в которых участвует большая мышечная масса организма и выполняется работа большой мощности. В организме создается значительный кислородный запас, и сердечно- сосудистая система обеспечивает значительное увеличение минутного объема циркуляции крови. Примером могут быть быстрая ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.д.
При коротких скоростных и силовых упражнениях не создается особого кислородного запроса, и минутный объем крови не увеличивается значительно. Такие упражнения не вызывают особенного напряжения сердца, но они повышают тонус сосудов и могут оказаться неблагоприятными при гипертонической болезни.
Вместе с тем, физические упражнения динамического, циклического характера, выполняемые с малой и умеренной интенсивностью, оказывают благоприятное оздоровительное влияние на сердечно- сосудистую систему в целом. Не противопоказаны интенсивные, скоростные и силовые упражнения при условии участия в них малых мышечных групп (например, только мышц рук, голени и т.д.) и при условии небольшой реакции на них со стороны сердечно- сосудистой системы. Это важно помнить при развитии определенных профессионально-прикладных двигательных качеств, связанных с силой, быстротой движения в отдельных мышечных группах. Такие упражнения оказывают благоприятное влияние при наличии гипотонии. При сердечно- сосудистой патологии могут широко использоваться физические упражнения со сложной биомеханической структурой (гимнастические, акробатические), выполняемые с небольшой интенсивностью. В случае же сосудистых поражений противопоказаны положения вниз головой (стойки на голове и т.п.).
Физические упражнения играют большую роль в оздоровлении болезненно измененной сердечно- сосудистой системы, восстановительные возможности которой чрезвычайно велики. Поэтому необходимо настойчиво использовать занятия физическими упражнениями, не допуская при этом перенапряжений. Признаками перенапряжения сердечно- сосудистой системы могут быть: ухудшение общего состояния, снижение работоспособности, повышение пульса, падение или повышение кровяного давления в покое, возникновение аритмии, неблагоприятная реакция на нагрузки во время занятий (субъективные жалобы, одышка, побледнение и т.п.). В этих случаях необходимо прекратить занятия или снизить нагрузки и провести дополнительное врачебное обследование. Признаками улучшения состояния сердечно- сосудистой системы в процессе занятий являются улучшения самочувствия, настроения, повышение общей и физической работоспособности, снижение величины реакции сердечно- сосудистой системы (пульса, артериального давления) в ответ на стандартную нагрузку, стабильные пульс и артериальное давление в покое.
При значительном улучшении реакции на
физическую нагрузку возможен перевод
учащегося для занятий в подготовительной
группе, но не ранее чем через 1-2 года после
острого ревматического процесса или
1/2-1 год после перенесенного инфекционного
заболевания. Последующий перевод в основную
группу при сердечно- сосудистых заболеваниях
чаще всего невозможен.
1.2.2.Занятие состоит из четырёх частей.
Вводная часть (3-4 минуты). Дыхательные упражнения, наблюдение за частотой пульса.