Подходы к организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность -- процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл . Понятие деятельности Деятельность можно определить как сᴨȇцифический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существов. Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности - научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость . Целью исследовательской деятельности всегда является получение новознания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, в связи с этим она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска.

Содержание

Введение.
Теоретические основы организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках.
Сущность и содержание исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Особенности организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках.
Подходы к организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках.
Диагностические методики изучения исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках.
Планирование организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 65.34 Кб (Скачать файл)

              Перед началом выполнения теста школьникам была зачитана инструкция к проведению теста. Для этого был использован следующий текст: "Ребята! Девочки и мальчики!  Мы думаем, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам творческой работы. Эта работа покажет всем нам, насколько хорошо вы можете придумывать новое, оригинальное и решать различные ситуации. Для этого вам потребуются и ваше воображение, и способность думать, и умение создавать новые образы.

Мы надеемся,  что  вы  дадите свободу своему  воображению,  и  ваши

замечательные результаты порадуют всех нас. Вам это понравится!

             Итак, перед вами лист с десятью незаконченными рисунками. Если вы дорисуете  к  ним  свои  дополнительные  линии,  изображения,  у вас получатся

интересные предметы или  сюжетные картинки. Постарайтесь применять  новые идеи. Дорисовывать можно что  хотите, чем хотите и как хотите; лист можно поворачивать. После завершения рисунка дайте ему название, которое следует написать в строке слева или справа от рисунка. " Затем тестируемым были розданы листы с 10-ю незавершёнными фигурами и было предложено приступить к работе.

            Целью применения этого метода было определение уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста. При исследовании необходимо чёткое осознание  концепции воображения, критериев воображения, таких как продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность.

Сначала следует определить, стоит ли результат засчитывать, т.е, релевантен ли он заданию. Те варианты, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. Нерелевантными считаются результаты, в которых не выполнено основное условие задания: использование исходного элемента; это те результаты, в которых рисунок участника никак не связан с  незавершёнными фигурами, изображениями.

Обработка ответов.

               Каждую релевантную идею следует отнести к одной из категорий ответов. Для этого составляем списки тестируемых школьников, списки критериев воображения, определяем баллы выполнения заданий теста. Записываем  все данные в соответствующие им графы.

           Определяем баллы за продуктивность (количественный показатель): его высчитываем по выполненному числу замыслов, композиций, идей с использованием исходного изображения. Максимальный балл - 10.

           Определяем баллы за гибкость: этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться

как сами рисунки, так и  их названия, что иногда не совпадает, идеи. Засчитывается от 0 до 1 балла за каждый неповторяемый нюанс. Для тех ответов,  которые  не  могут  быть  включены  ни  в  одну  из  категорий ответов,

следует применить новые  категории с обозначениями "Х1", "Х2" и т.д., что требуется очень редко). Низкий показатель гибкости указывает на ригидность мышления, низкий уровень информированности, ограниченность/неразвитость интеллектуального потенциала и/или низкую мотивацию, самомотивацию, заинтересованность.

             Определяем баллы за оригинальность: это результаты, в которых тестируемые:

- проявляют оригинальность, находчивость, пластичность, фантазии; здесь засчитывается максимально 2 балла, минимально - 0 баллов;

- объединяют несколько  исходных фигур, элементов в  единый рисунок. Такие результаты указывают на нестандартность воображения, творческого мышления и отхождение от общепринятого ограничения. Инструкция к тесту и раздельность исходных элементов рисунков никаким образом не указывает на возможность такого решения, но, вместе с тем, и не запрещает его. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы по оригинальности за объединение в блоки исходных фигур:

- за объединение двух  рисунков - 2 балла;

- за объединение 3-5 рисунков - 5 баллов;

-  за объединение 6-10 рисунков - 10 баллов (максимальная).

           Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность. Высокие значения этого показателя характеризуют высокую творческую и интеллектуальную активность, неконформность, устойчивость жизненных позиций. Оригинальность решения способствует умению конструировать.

           Определяем баллы за разработанность: при оценке тщательности разработки ответов, баллы даются за каждую значительную деталь, идею, дополняющую исходный стимульный элемент, как в границах его контура, так и за его пределами.  При этом,  однако,  добавленный элемент  каждого  рисунка

должен быть значительным, иначе его разработанность не оценивается. Таким образом, по 1 баллу даётся за:

- каждую существенную  добавленную деталь. При этом  каждый класс деталей

оценивается один раз  и  при повторении не учитывается;

- цвет (если он дополняет  основную идею рисунка; создаёт  фон);

- специальную штриховку  (но не за каждую линию, а  за общую идею): тени, объём, тональность;

- украшение (если оно  имеет смысл);

- каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному изображению: так, одинаковые предметы, фигуры разного размера могут передавать идею пространства, перспективу;

- поворот рисунка на 90 градусов и более; необычность ракурса (например, вид изнутри); выход за рамки задания большей части рисунка;

- каждое дополнение в  названии сверх необходимого  минимума.

Если линия разделяет  рисунок на две значимые части, то подсчитывают баллы в обеих частях и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет - пояс, шарф и  т. д., то она оценивается одним  баллом.

Максимальное количество баллов равно  10-ти.

             Таким образом, данный метод даёт возможность достаточно полного изучения воображения у детей младшего школьного возраста; его особенностей и диагностики его развития.

2.2. Анализ результатов  исследования и их интерпретация

             При анализе рисунков учитывался личностный стиль тестируемого, многообразие проявленных ассоциаций, новизна идей и принципы их творческого воплощения; минимум внимания обращалось на "профессиональную" технику художественного оформления рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В результате анализа проделанной работы можно утверждать, что воображение проявляется в сознании каждого ребёнка способностью творить своим внутренним мысленным "взором" явления, объекты, процессы, проекты, которые не представлены наглядно; они "строятся", создаются в голове, приобретая, тем самым, новый статус что "человек рождается в мире, но человек творит миры".

        На сознание и подсознание ребёнка воздействуют окружающие его природа, стихии, предметы, символы, вызывая в нём определённые ассоциации, воспоминания, мысли; пробуждают сознание и побуждают к каким-либо действиям. Предметы и символы, "взаимодействуя" с сознанием и подсознанием ребёнка, образуют вокруг себя так называемое психическое поле, влияющие на мотивы и поступки ребёнка.

             Дети младшего школьного возраста усваивают образцы поведения, построения отношений, виды деятельности; имеют определенную свободу действий в применении знаний для наработки собственного жизненного опыта.  Воображение, познающее, и созидающее перерабатывает информацию, впечатления; создаёт способы передачи усвоенного. В этот период появляются целостные видение и планирование, когда дети, до начала каких-либо действий, могут и умеют: построить план действий; последовательно реализовывать этот план, корректируя его по ходу выполнения.

               С точки зрения Выготского, вероятно, многих других ученых, "...игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка" .

             В начале  ХХ  века обычное для людей механистическое восприятие мира  было  "кардинально  трансформировано": физик  Макс  Планк  предлагает

термин "квант" для описания базового элемента излучения света. Появляются квантовая физика, квантовая  теория света, запутанность квантовых  состояний и закономерный вывод: всё есть энергия.

        Const только перемены.  Мозг содержит так называемые «зеркальные нейроны», которые помогают нам повторять образцы поведения, эмоции, наблюдаемые нами во внешнем мире, в нашем окружении. Как уже известно, мы видим не глазами, а сознанием: наши "...органы чувств просто (!) передают внешние данные, а мозг воспринимает эти данные и обрабатывает...".

        Воображение входит в когнитивную сферу психики и является одним из видов психологической деятельности людей. Имея собственный статус, воображение детей взаимосвязано  с восприятием, впечатлением, вниманием, мышлением, памятью, представлением, речью, фантазиями, в Видением, креативностью, интуицией, волей, интеллектом, намерением, творчеством, а  также с ретикулярной   формацией (с лат. ретикул — совокупность клеток, клеточных скоплений и нервных волокон, расположенных на всем протяжении ствола мозга (продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг)  и в центральных отделах спинного мозга), сознанием,  осознанием,  идеями, духовно — нравственными  потребностями, бессознательным,  мечтами, желаниями и мотивами, планами и целями, поступками, действиями, играми, трудом, отдыхом и многим другим и, в конце концов, с жизнью во всех её проявлениях, со Вселенной.

          Наука не стоит на месте и её новым открытием становится нейропластика и новый факт: процесс нейрогенеза (процесс клеточного деления, создающий новые мозговые клетки) продолжается всю нашу жизнь! А это значит, что наш мозг всегда, в любом  возрасте способен  создавать  новые  нейронные  связи.

               Сила воображения заключается в способности сознания создавать очень яркие картины на основе образов, которые оно может трансформировать. Естественно, это предполагает наличие, воспитание у индивида (в широком смысле этого слова) адекватной самокритичности, ответственности, нравственности, целенаправленности, позитивности, креативности мышления, эмоциональной сбалансированности и так далее.

              Как психическое явление, процесс, воображение может быть обусловлено

принадлежностью ребёнка  к конкретным общностям социума.  А.В. Бруклинский и В.А. Поликарпов ( в труде "Мышление и общение") заметили: "Психическое - это процесс, живой, непрерывный, динамичный, формирующийся  и развивающийся, порождающий свои продукты и результаты (образы, понятия и так далее) в ходе постоянно меняющегося взаимодействия (деятельности, общения и так далее) индивидов с внешним миром". Психолог А.Л. Свенцицкий отметил, что "…личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей среды, но и субъектом деятельности". Непроявленное воображение беременной женщины - адекватное либо неадекватное - влияет на ребёнка, что, в свою очередь, влияет на его (ребёнка) воображение и его (воображения) последующую реализацию; на способы реализации.

Невозможно не отметить у  детей взаимосвязи воображения  с эмоциями (в психологии - закон общего эмоционального знака и закон эмоциональной реальности воображения), которые непосредственно влияют на состояние детей, их настроение, чувства, мысли, впечатления, переживания, создаваемые ими образы, на их внутренний мир, а в итоге - на внешний мир, на их реальность. Осознанно или бессознательно, эмоциональное воображение направляется на проживание полученных ранее психологических травм. К счастью, эмоциями, как и воображением, можно и нужно уметь управлять. Как заметил Мишель де Монтень: "Мозг "хорошо устроенный" стоит больше, чем мозг "хорошо наполненный".

           В научных выводах отмечено, что актуальность проблемы воображения определяется задачами развития творческого потенциала общества и разработкой конкретных методик развития игры и продуктивной деятельности ребенка. Это стратегическое государственное планирование, при котором должно учитываться конкретное  личностное самовыражение каждого человека. Как известно, большинство существующих в мире "...систем обучения и рекомендаций для самообучения ориентированы на интенсивное развитие абстрактно - логических  форм познания  действительности,  а  необходимость постоянной тренировки образного отражения  явлений  и предметов внешнего мира,  а  также связей  между  ними, в  этих  системах  недооценивается. Как отметил Я.Э. Голосовкер, "...всякое подавление воображения имеет своим результатом снижение культуры, упадок культуры". В.П. Зимченко, поддерживающий концепцию "бесконечного развития человека", напоминает нам, что "...угасание ...воображения молодого поколения грозит нарастанием негативно-депрессивного мироощущения в обществе».

       "Мы взяли слово, предложение, логическую последовательность и числа за основу нашей цивилизации, тем самым крайне ограничив свой мозг в способах выражения ..., при этом считая самые традиционные из них единственно верными", - отмечают Тони и Барри Бьюзен в своей книге "Супермышление".

          На одной из страниц Библии написано: "Без внутреннего видения (воображения) Мой народ погибнет".

            У.Р. Эшби утверждал: "Когда мы сможем сформулировать проблему с полной чёткостью, мы будем недалеки от ее решения".

          В свое время Луначарский написал: "Роль в будущем будет отнюдь не меньше, чем ныне. Очень вероятно, что она примет характер своеобразный, сочетающий научные элементы эксперимента с самыми головокружительными полётами интеллектуальной и образной фантазии".

              Изучая  печатные и электронные  источники по вопросу воображения, мы

пришли к выводу, что  каждый ребёнок обладает талантом, способностью создавать и воспроизводить возникающие у него образы; что каждый учёный, исследователь воображения (вообще и детского - в частности) прав по-своему, изучая воображение со своей точки зрения, рассматривая его через призму своего мировоззрения в контексте эволюции человечества; что человек, развивающий "...в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы"

               За  последние века  человечество  пользуется  даром  воображения  чаще всего неосознанно, спонтанно, но притом ежедневно. По мнению И. Канта, бессознательное, "трансцендентальная способность продуктивного воображения" является основой сознания; именно здесь и так непостижимо для человеческого ума, при предшествующем волевом усилии, происходит обработка информации, ее классификация и хранение.  Вследствие этого в сознание поступают совершенно невероятные, неожиданные идеи для решения задач и проблем.

Информация о работе Подходы к организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках