Подходы к организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность -- процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл . Понятие деятельности Деятельность можно определить как сᴨȇцифический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существов. Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности - научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость . Целью исследовательской деятельности всегда является получение новознания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, в связи с этим она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска.

Содержание

Введение.
Теоретические основы организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках.
Сущность и содержание исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Особенности организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках.
Подходы к организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках.
Диагностические методики изучения исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках.
Планирование организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 65.34 Кб (Скачать файл)

                В конце 20 века И.П. Фарман пишет: "Чтобы иметь возможность создавать воображаемые сложные комбинации, моделировать процессы, благодаря которым действительность предстаёт более сложной и богатой, нужна раскованность сознания и смелость воображения. ...Ведь воображение проявляется как продуктивная творческая способность, направленная, прежде всего, на активизацию самой человеческой личности, формирование новых представлений человека о самом себе, своих возможностях. Оно функционирует как стимул к движению, активизирует стремление человека выразить своё мироощущение, миропонимание, реализовать свои скрытые потенции, творческие возможности". Давая детям (а так же и себе) - на фоне чувства любви - возможность творческого самовыражения, даже деструктивного, но адекватно, погранично подконтрольного, исходящего из внутреннего мира каждого из них/нас, мы имеем уникальную возможность гораздо лучше, шире и глубже, понять и принять друг друга, себя, мир, Вселенную.

         В заключение отметим, что все мы — вместе и каждый лично —   ответственны за наше общее настоящее и будущее, и наша общая задача не подавление и жёсткое структурирование взглядов, точек зрений, деятельности, способностей, внутреннего мира у нас и наших потомков, а стремление научиться и научить пользоваться вложенными в нас всех свыше дарами. Это наш шанс на продолжение жизни и эволюции человечества.

 

Заключение

 

                 Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

                   В результате исследования нами были рассмотрены сущность и содержание исследовательской деятельности младших школьников, выявлены педагогические условия организации исследования младших школьников.

                  В ходе исследования установлено, что проблема формирования исследовательских умений в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике. Разработаны и представлены критерии оценки сформированности умений исследовательской деятельности учащихся начальной школы (практическая готовность, мотивация к ведению исследования, проявление креативности, самостоятельности) и определены на их основе уровни сформированности умений исследовательской деятельности учащихся начальных классов (исходный, начальный, продуктивный, креативный).

               Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования исследовательских умений младших школьников: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся. При этом были учтены возрастные особенности при организации обучения исследовательской деятельности; мотивированность исследовательской деятельности школьников; позиция и деятельность педагога-организатора учебно-исследовательской деятельности по обеспечению систематичности и целенаправленности исследовательской деятельности учащихся начальных классов путем реализации технологии организации исследовательской деятельности.

              Разработана и апробирована в практике обучения технология формирования исследовательских умений младших школьников, включающая организацию коллективных, групповых, индивидуальных учебных исследований, алгоритмизацию исследовательских этапов, преобладание игровых, проблемных, эвристических и исследовательских методов. Данная технология реализовывалась через специальные занятия по курсу «Исследовательская деятельность в начальной школе» и его учебно-методическое обеспечение.

            Описанные выше условия способствуют эффективному формированию у учащихся младших классов умений осуществлять учебное исследование, находить информацию по теме и работать с ней, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и представлять результат (продукт) своей исследовательской работы, анализировать и оценивать свою учебно-исследовательскую работу и работу одноклассников. Это доказывают полученные нами данные: учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты сформированности умений исследовательской деятельности (52% учащихся достигли креативного уровня, 40% -продуктивного уровня) по сравнению с контрольной группой: 24 % - креативного уровня, 54 % -продуктивного.

               Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

     Литература.

1. Богоявленская, А. В  науку идут малыши [Текст] / А.Богоявленская  // Практический журнал для учителя и администрации школы.-2006.-№1. - С.26-31.

2. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации  исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.

3. Долгушина, Н. Организация  исследовательской деятельности  младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8

4. Краткий психологический  словарь / Под общей редакцией  Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.  М.: Политиздат, 1985.- С.13.

5. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.

6. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45.

7. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших ьшкольников…Такое возможно? [Текст] /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с.

8. Разагатова, Н.А. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку и литературному чтению Н.Разагатова //Четвертые Ознобишенские чтения: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (19-21 мая 2006 года) / под ред. О.М.Буранка, В.Н. Шкунова. – Инза-Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. – 186 с.

9. Разагатова, Н.А. Городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку» (для учащихся 1- 7 классов). Информационный бюллетень[Текст] / Н.Разагатова. - Самара: Изд-во МГПУ, 2003. – 76 с.

10. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как здоровьесберегающая технология [Текст] /Н.Разагатова// Образование и психологическое здоровье. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Н. Клюевой. – Самара: Издательская группа ГОУ «Региональный социологический центр», 2006. - 128 с. - С. - 39-44.

11. Разагатова, Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.

12. Разагатова, Н.А. История и тенденции развития учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст] /Н.А.Разагатова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований», 2006. -Том 1. - С 32-40.

13. Разагатова, Н.А. Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.А.Разагатова// Компетентностно-ориентированное образование: от идеи к школьной практике. Материалы региональных научно-практических семинаров. Авторский коллектив. Под общей редакцией к.п.н. Полушкиной Л.И. – Самара: ООО Абрис, 2006. – 158 с.

14. Разагатова, Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) [Текст] / Н.А.Разагатова, С.Е.Джаджа// Известия Самарского научного центра РАН, 2006. - № 3.- - С. - 223-230.

15. Роджерс, К. Свобода учиться [Текст] / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. – М., 2002. – С.124.

16. Ротенберг, В. С. Мозг. Обучение. Здоровье [Текст] / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. – М.:Просвещение, 1989. –С.23.

17. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.

18. Румянцева, Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 1999. – 234 с.

19. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст] /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204

20. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М.:Просвещение, 2006.- 434 с.

21. Семенова Н.А Эволюция дидактических представлений об исследовательской деятельности в отечественной педагогической теории и практике [Текст] /Н.А.Савенков// Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. – Томск, 2003. –С.191-195.

22. Семенова, Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе [Текст] /Н.А.Семенова//Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (4-5 ноября 2002 г): Материалы конф. В 2-х томах.-Т.1.:Томск:Изд-во ТГПУ,2004.- С.58-61.

23. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.

24. Семенова, Н.А. Место исследовательской деятельности младших школьников в современном образовательном процессе [Текст] / Н.А.Семенова// Дошкольное и начальное образование в XXI веке. Теория и методика: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ТГПУ и 25-летию факультета начальных классов. - Томск: Издательство ТГПУ, 2002.- С.59-62.

25. Семенова, Н.А. Организация исследовательской деятельности в начальной школе [Текст] /Н.А.Семенова// VI Общероссийская межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование».- Томск: Издательство ТГПУ, 2002.- С.40.

26. Семенова, Н.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в педагогической практике [Текст] /Н.А.Семенова// Воспитание социальной активности подрастающего поколения. Проблемы, поиски, решения. Материалы III научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения А.С.Макаренко, 20-летию ВДЦ «Океан». – Владивосток: Дальнаука, 2003. –С.221-224.

27. Семенова, Н.А. Условия развития исследовательских умений школьников [Текст] /Н.А.Семенова// Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. – Томск, 2003.- С. 188-191

28. Семенова, Н.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Международная конференция «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста», посвящ. 40-летию каф. Фил. ТГПУ/Под ред. В.А.Дмитриенко, А.А. Степанова: -Томск: Изд-во ТГПУ.-2004. – С. 275-278.

29. Семенова, Н.А. Философское обоснование исследовательской деятельности [Текст] /Н.А.Семенова// V Общероссийская межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (23-26 апреля 2001 г.): Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. - Томск: издательство ТГПУ, 2003.- С.327-330.

30. Слободчиков, В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования [Текст] /В.И.Слободчиков //Исследовательская работа школьников. – 2006. - №1. – С.34 – 38.

31. Тысько, Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] /Л.А.Тысько// Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. - №4. – С. 14-22.

32. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1. – С. 48-51.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Подходы к организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках