Показатели ситуативной тревожности в ходе эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В условиях возрастающей спортивной конкуренции, когда силы соперников примерно равны, исключительное значение приобретают морально - волевые качества спортсмена его психологическая устойчивость, готовность вести борьбу в самых сложных, порой неожиданных условиях и добиваться поставленной цели. По мнению Л. Я. Аркаева, современная спортивная гимнастика предъявляет чрезвычайно высокие требования к эмоциональной устойчивости [2]. Психологичес¬кая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обя¬зательный элемент обучения и тренировки. Аболин Л.М. считал, что соревновательная деятельность вызывает у спортсмена сильное эмоциональное возбуждение, которое выражается в самых различных чувствах, в том числе и в состоянии повышенной тревожности [1].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ……………………
1.1 Понятие «ситуативная тревожность» в спорте……………..
1.2 Предстартовые состояния в спортивной гимнастике………………
1.3 Психологические особенности спортивного соревнования…………
1.4 Психологическая подготовка юных гимнасток……………………….
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ….
2.1 Цель, задачи и методы исследования……………..
2.2 Организация исследования……………………….
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………..
3.1 Показатели ситуативной тревожности в ходе эксперимента………
3.2 Выводы по результатам исследования……………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

                                           

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ……………………

      1. Понятие «ситуативная тревожность» в спорте……………..
      2. Предстартовые состояния в спортивной гимнастике………………
      3. Психологические особенности спортивного соревнования…………
      4. Психологическая подготовка юных гимнасток……………………….

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ….

    1. Цель, задачи и методы исследования……………..

     2.2   Организация  исследования……………………….

ГЛАВА III.  АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………..

    1. Показатели ситуативной тревожности в ходе эксперимента………
    2. Выводы по результатам исследования……………………………….

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная спортивная гимнастика - один из самых красивых и популярных видов спорта, и в первую очередь - благодаря изяществу и грациозности, которые сопровождают порой головокружительные каскады "полетных" элементов, исполняемых гимнастами в совершенстве. Но спортивная гимнастика - и самый экстремальный вид спорта, связанный с риском и травмоопасностью. В спортивной гимнастике для успешных выступлений требуется достичь определенного состояния физических и психических качеств и сегодня, когда физическая подготовленность спортсменов находится на высоком уровне, решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. 

 Актуальность исследования.   В условиях возрастающей спортивной конкуренции, когда силы соперников примерно равны, исключительное значение приобретают морально - волевые качества спортсмена его психологическая устойчивость, готовность вести борьбу в самых сложных, порой неожиданных условиях и добиваться поставленной цели. По мнению Л. Я. Аркаева, современная спортивная гимнастика предъявляет чрезвычайно высокие требования к эмоциональной устойчивости [2]. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки. Аболин Л.М. считал, что соревновательная деятельность вызывает у спортсмена сильное эмоциональное возбуждение, которое выражается в самых различных чувствах, в том числе и в состоянии повышенной тревожности [1]. В целях подготовки резервов для большого спорта психологическая подготовка приобретает особую актуальность в работе с юными спортсменами. Как отмечает А.В. Родионов, уровень состояния тревоги очень индивидуален и может существенно различаться даже у спортсменов, имеющих равную степень мастерства [25].

Развитие современной спортивной гимнастики характеризуется быстрым ростом технической сложности и трудности произвольных упражнений, что связано с риском и требует специальной психологической подготовки, особенно юных гимнасток.

Цель исследования - теоретически изучить особенности психологической подготовки и экспериментальным путем  определить уровень ситуативной тревожности у юных гимнасток ДЮСШ №1 г. Мурманска на первых соревнованиях.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс по спортивной гимнастике у девочек 7-9 лет.

 Предмет исследования – уровень ситуативной тревожности у юных гимнасток ДЮСШ №1 г. Мурманска на первых соревнованиях.

Гипотеза исследования – предполагаем, что большинство юных гимнасток 7-9 лет ДЮСШ №1 г. Мурманска будет находиться в предстартовом эмоциональном состоянии лихорадки, иметь высокий уровень ситуативной тревожности и показатели ЧСС, превышающие норму на 20-30%, что существенно понизит  результативность их выступления на первых соревнованиях. Состояний боевой готовности и предстартовой апатии у юных гимнасток выявлено не будет.

Задачи исследования:

  1. Изучить проблему возникновения ситуативной тревожности  у юных гимнасток.
  2. Выявить по данным научно-методической литературы психологические особенности юных гимнасток в ходе спортивного соревнования.
  3. Изучить особенности психологической подготовки юных гимнасток.
  4. Определить предстартовые состояния и уровень ситуативной тревожности юных гимнасток 7-9 лет ДЮСШ №1 г. Мурманска на первых соревнованиях.

  Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературы;

2. Педагогическое наблюдение;

3. Педагогический эксперимент;

4. Тестирование;

5. Математико-статистический  анализ.

  База исследования: МОУ ДОД ДЮСШ №1 г. Мурманска.

Теоретическая значимость исследования: результаты исследования дополняют теорию и методику спортивной тренировки новыми знаниями и представлениями о содержательных и организационно-методических особенностях эффективного управления ситуативной тревожностью юных гимнасток в процессе спортивной деятельности.

Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы в специальной психологической подготовке юных гимнасток и представительниц других сложно координационных видов спорта. 
         Работа состоит  из  трех  глав  и  восьми  параграфов. В  первой  главе «Теоретический анализ проблемы ситуативной тревожности в спортивной гимнастике» будет раскрыто понятие «ситуативная тревожность» в спорте (§ 1), произведено ознакомление с предстартовыми состояниями в спортивной гимнастике (§2) и психологическими особенностями спортивного соревнования (§ 3), а также будет описана психологическая подготовка юных гимнасток (§ 4).

Во второй главе «Организация и методы исследования» будут раскрыты цель, задачи и методы исследования(§ 1), описана организация исследования(§ 2).

В третей главе « Анализ результатов исследования» будут описаны показатели ситуативной тревожности(§ 1), подведены выводы и результаты исследования(§ 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

1.1 Понятие «ситуативная  тревожность»  в спорте

 

Каждый из нас испытывал чувство страха или беспокойства в различных ситуациях. Однако не всем из нас доводилось оказываться в ситуациях, когда страхи были настолько велики, что мы были не в силах действовать. В стрессовых условиях спортивных соревнований нередко можно увидеть спортсмена, который либо «подавлен» (не в состоянии действовать из-за страха, боязни), либо из-за всевозможных опасений не может, по крайней мере, достаточно эффектно действовать.

Тенденция испытывать беспокойство и опасения вообще и в частных случаях давно привлекала внимание психологов и специалистов, занимающихся личностью в норме и патологии. Фрейд, например, высказал предположение, что когда человек подвергается действию хронического стресса и испытывает угрозу своему благополучию, то его «я» (эго) заполнено сильно выраженной тревогой. Некоторые психоаналитики используют термины «тревога», «тревожность» для обозначения чрезмерного мрачного предчувствия. Под «страхом» имеется в виду осознанная оценка реальной угрожающей ситуации.

Вообще же под «тревожностью» понимают как черту личности, так и состояние. Как черта личности тревожность характеризует имеющуюся в каждом из нас тенденцию, склонность испытывать опасения, страх в большинстве ситуаций. Некоторые считают, что уровень общей тревожности детерминирован тем, насколько близко человек ощущает свою собственную кончину, и эта особенность связана с общим страхом смерти. Когда тревожность рассматривается как состояние, мы обычно имеем в виду ситуационную тревожность или тенденцию испытывать беспокойство только в специфических ситуациях. Кроме того, у некоторых есть склонность испытывать тревожность только в чрезвычайных и специфических ситуациях, например перед очень важной игрой в конце сезона. При этом обычно игрок не испытывает такого уровня тревожность перед менее важными встречами.

Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство и связана с чувствами беспомощности, неопределенности. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в учащении дыхания и сердцебиения, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

В отличие от страха, который порождается конкретными причинами и связан главным образом с угрозой самому существованию человека как живого существа, тревожность обычно имеет неопределенный характер и возникает при угрозе (нередко – воображаемой) человеку как личности.

В психологии различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту (личностная тревожность), индивидуальную и психологическую особенность, проявляющуюся в повышенной склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований.

Ситуативная тревожность порождается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия (в частности, в ситуации оценки способностей и достижений личности – например, на соревнованиях и т.п.). В таких условиях тревожность может играть положительную роль, т.к. способствует концентрации энергии на достижении желаемой цели, мобилизации резервов организма и личности для преодоления возможных трудностей. То есть ситуативная тревожность имеет приспособительный характер, если не превосходит определенного оптимального уровня.

Безразличие к трудностям и безответственное отношение к поставленным целям при полном отсутствии ситуативной тревожности снижает эффективность деятельности и не позволяет добиться наилучших результатов. Однако и повышенная ситуативная тревожность, при которой возбуждение и беспокойство значительно превышают уровень возможных затруднений, снижает результативность деятельности. Таким образом, повышенная ситуативная тревожность имеет дезадаптивный характер. Оптимальным является такой уровень тревожности, который сопоставим с объективными условиями, ее вызвавшими, и который достаточен для мобилизации сил на преодоление возникающих препятствий.

Существуют так называемые возрастные пики тревожности. На определенных возрастных этапах повышение тревожности бывает связано с неблагополучием в наиболее значимой для человека сфере деятельности. У детей раннего возраста тревожность порождается разлукой с матерью. В возрасте 6–7 лет главную роль играет адаптация к школе, в младшем подростковом – общение со взрослыми (родителями и учителями), в ранней юности – отношение к будущему и проблемы, связанные с отношениями полов.

Ситуативную тревожность у детей может провоцировать резкое изменение привычной обстановки (например, расставание с родителями, поступление в детский сад и школу), а также нарушение отношений со сверстниками. В школьном возрасте особенно значимы ситуации публичной оценки, в том числе ответ у доски, контрольные работы и т.п. Для профилактики ситуативной тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Целесообразно предварительное «проигрывание» наиболее трудных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Предстартовые состояния в спортивной гимнастике

При выполнении тренировочного или соревновательного упражнения в функциональном состоянии спортсмена происходят значительные изменения. В непрерывной динамике этих изменений можно выделить три основных периода: предстартовый, основной (рабочий) и восстановительный.

Предстартовое состояние характеризуется функциональными изменениями, предшествующими началу работы (выполнению упражнения).

В рабочем периоде различают быстрые изменения функций в самый начальный период работы - состояние врабатывания и следующее за ним относительно неизменное (а точнее, медленно изменяющееся) состояние основных физиологических функций, так называемое устойчивое состояние. В процессе выполнения упражнения развивается у т о м л е н и е, которое проявляется в снижении работоспособности, т. е. невозможности продолжать упражнение на требуемом уровне интенсивности, или в полном отказе от продолжения данного упражнения.

Восстановление функций до исходного, предрабочего, уровня характеризует состояние организма на протяжении определенного времени после прекращения упражнения.

Каждый из указанных периодов в состоянии организма характеризуется особой динамикой физиологических функций различных .систем, органов и всего организма в целом. Наличие этих периодов, их особенности и продолжительность определяются прежде характером, интенсивностью и продолжительностью выполняемого упражнения, условиями его выполнения, а также степенью тренированности спортсмена.

Предстартовое состояние еще до начала выполнения мышечной работы, в процессе ее ожидания, происходит целый ряд изменений в разных функциях организма. Значение этих изменений состоит в подготовке организма к успешному выполнению предстоящей деятельности.

По своей природе предстартовые изменения функций являются условно-рефлекторными нервными и гормональными реакциями. Условно-рефлекторными раздражителями в данном случае служат место, время предстоящей деятельности, а также второсигнальные, речевые раздражители. Важнейшую роль при этом играют эмоциональные реакции. Поэтому наиболее резкие изменения в функциональном состоянии организма наблюдаются перед спортивными соревнованиями. Причем степень и характер предстартовых изменений часто находятся в прямой связи со значимостью данного соревнования для спортсмена.

Особенности предстартового состояния во многом могут определять спортивную работоспособность. Не во всех случаях предстартовые изменения оказывают положительное влияние на спортивный результат. В этой связи выделяют три формы предстартового состояния: состояние готовности - проявление умеренного эмоционального возбуждения, которое способствует повышению спортивного результата; состояние так называемой стартовой лихорадки - резко выраженное возбуждение, под влиянием которого возможно как повышение, так и понижение спортивной работоспособности; слишком сильное и длительное предстартовое возбуждение, которое в ряде случаев сменяется угнетением и депрессией - стартовой апатией, ведущей к снижению спортивного результата [24].

Информация о работе Показатели ситуативной тревожности в ходе эксперимента