Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 17:36, курсовая работа
Актуальность исследования. В условиях возрастающей спортивной конкуренции, когда силы соперников примерно равны, исключительное значение приобретают морально - волевые качества спортсмена его психологическая устойчивость, готовность вести борьбу в самых сложных, порой неожиданных условиях и добиваться поставленной цели. По мнению Л. Я. Аркаева, современная спортивная гимнастика предъявляет чрезвычайно высокие требования к эмоциональной устойчивости [2]. Психологичес¬кая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обя¬зательный элемент обучения и тренировки. Аболин Л.М. считал, что соревновательная деятельность вызывает у спортсмена сильное эмоциональное возбуждение, которое выражается в самых различных чувствах, в том числе и в состоянии повышенной тревожности [1].
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ……………………
1.1 Понятие «ситуативная тревожность» в спорте……………..
1.2 Предстартовые состояния в спортивной гимнастике………………
1.3 Психологические особенности спортивного соревнования…………
1.4 Психологическая подготовка юных гимнасток……………………….
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ….
2.1 Цель, задачи и методы исследования……………..
2.2 Организация исследования……………………….
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………..
3.1 Показатели ситуативной тревожности в ходе эксперимента………
3.2 Выводы по результатам исследования……………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Спортивное соревнование - это очень важная и неотъемлемая часть спортивной деятельности.
В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена.
Для успешного выступления
в соревнованиях гимнасткам уже недостаточно
высокого уровня только физической и тактической
подготовленности. Наряду с двигательными
сенсомоторными навыками и умениями приобретают
значимость интеллектуальные навыки,
а также навыки коллективных действий.
Поэтому в предсоревновательной подготовке
все большую роль начинают играть различные
психические процессы и состояния.
Психологическая подготовка
гимнасток осуществляется на основе их
индивидуальных особенностей.
При исполнении и освоении гимнастических упражнений важную роль играет доступный спортсмену объем внимания и связанная с ним эффективность самоконтроля действий-движений.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель, задачи и методы исследования
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать особенности психологической подготовки и уровень ситуативной тревожности у юных гимнасток ДЮСШ №1 г. Мурманска на первых соревнованиях.
Задачи исследования:
Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературы - проводились с целью изучения материалов, касающихся проблемы нашего исследования. Анализ литературных источников в области теории и методики физической культуры и спорта, анатомии, возрастной физиологии, психологии физической культуры и спорта и других отраслей знаний дал возможность получить достаточно полное представление о реальном состоянии проблемы. Это позволило сформулировать и обосновать рабочую гипотезу, поставить цель и определить задачи, а также разработать основные положения и этапы исследования.
2. Педагогическое наблюдение проводилось с целью ознакомления с содержанием учебного - тренировочного процесса, средствами спортивной подготовки, поведением тренера и спортсмена, продолжительностью тренировочного процесса, используемых тактических действий. Была проведена оценка внешних условий среды;
3. Констатирующий педагогический эксперимент проводился с целью определения предстартового состояния гимнасток 7-9 лет на первых соревнованиях, выявление предстартового состояния гимнасток, определения ЧСС перед соревнованиями; влияние этих показателей на результаты соревнований.
4. Тестирование проводилось с целью определения уровня ситуативной тревожности по опроснику Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина [28].
5. Метод измерения коротких интервалов времени использовался для диагностики предстартового состояния гимнасток.
5.Математико-статистический анализ.
Полученные в ходе исследования данные, обрабатывались с помощью методов математической статистики с учетом рекомендаций по их применению.
Педагогическое исследование проходило на базе МОУ ДОД ДЮСШ №1 города Мурманска. В нем участвовала группа начальной подготовки, гимнастки 7-9 . В состав группы входило 10 девочек.
Исследование проходило в течение 3 месяцев (с января 2014 года по март 2014 года) в три этапа: 1 этап с января 2014 года по февраль 2014, 2 этап с февраля 2014 года по март 2014 года и 3 этап проходил в марте 2014 года.
На первом этапе исследования (с января 2014 года по февраль 2014) изучалась и анализировалась научно-методическая литература по исследуемой теме, определялись цель и задачи исследования, формулировалась рабочая гипотеза, проводилось педагогическое наблюдение.
На втором этапе (с февраля 2014 года по март) проводился констатирующий эксперимент с целью выявить показатели ЧСС и определение предстартового состояния, также было проведено контрольное тестирование для выявления показателей ситуативной тревожности гимнасток 7-9 лет перед соревнованиями.
На третьем этапе (март 2014) подводились результаты соревнований ??? (стилистика текста) проведен математико-статистический анализ. Сделаны выводы.
Все гимнастки имеют высокий уровень физической подготовки. За 30 минут до соревнований гимнасткам был предложен тест-опросник Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина (прил., 1). Инструкция на опросном листе не вызывает у спортсменов каких-либо затруднений и не требует дополнительных разъяснений. Опрос проводят индивидуально без ограничения во времени. Примерно на тестирование уходит 3-5 минут. Итоговый показатель получается при суммировании всех баллов за ответы. Итоги подводились по следующим показателям (прил., 2)
При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень ситуативной тревожности. При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.
После тестирования была проведена диагностика предстартового состояния гимнасток с помощью метода измерения коротких интервалов времени. Таким образом, определяется способность субъективного отсчёта, которая под влиянием усиления возбуждения обнаруживает тенденцию к недооценке его (укорочению), а при развитии процесса торможения к его переоценке (удлинению). Испытуемому даётся задание запустить обычный секундомер и, не глядя остановить, после того как, по его мнению, прошло 10 секунд. Укорочение обычной оценки отрезка времени в пределах 0,5–1,5 секунд характеризует оптимальное нервно-психическое напряжение, соответствующее состоянию боевой готовности. Укорочение более 1,5 секунд свидетельствует о предстартовой лихорадке. Переоценка 10 секундного интервала на 1,5–2 секунды и более свидетельствует об апатии [29].
Далее гимнасткам определяли ЧСС путем накладывания пальцев руки исследователя на лучевую артерию испытуемого, и подсчитывалось количество пульсаций за одну минуту. Показатели нормы использовались из учебника «Гигиена физического воспитания и спорт» Вайнбаум Я.С. и др. [11]. После чего были проведены соревнования и выявлены результаты соревнований (приложение 3).
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Показатели
ситуативной тревожности в
В ходе эксперимента получены следующие результаты (таблица 1).
Таблица 1
Результаты исследования (название неконкретное-уточни)
№ |
ФИ |
Баллы тестирования |
Интервал времени (с) |
ЧСС (уд/мин) |
Результат соревнований (???) | ||||
1 |
София С. |
48 |
В |
8.5 |
С Л |
181 |
28.5 | ||
2 |
Таисия Т. |
52 |
В |
8.3 |
С Л |
185 |
29 | ||
3 |
Виктория Ф. |
46 |
В |
8.0 |
С Л |
183 |
28 | ||
4 |
Амалия К. |
60 |
В |
8.0 |
С Л |
190 |
27.3 | ||
5 |
Яна Б. |
48 |
В |
8.4 |
С Л |
186 |
27.1 | ||
6 |
Арина Д. |
49 |
В |
7.9 |
С Л |
185 |
28.1 | ||
7 |
Анфиса С. |
51 |
В |
8.0 |
С Л |
185 |
28.5 | ||
8 |
Анастасия Р. |
49 |
В |
7.8 |
С Л |
187 |
27.2 | ||
9 |
Виктория М. |
50 |
В |
7.9 |
С Л |
189 |
27.8 | ||
10 |
Мария Б. |
51 |
В |
8.3 |
С Л |
187 |
28.8 |
где, В - высокая тревожность,
С Л - состояние предстартовой лихорадки.
По данным результатам в предстартовом эмоциональном состоянии лихорадки находятся все 10 гимнасток, и они имеют высокий уровень ситуативной тревожности. Средний и низкий уровни тревожности у гимнасток не выявлен. Также у всех гимнасток показатели ЧСС, превышают норму на 20-30%. Юные гимнастки показали низкий результат соревнований. (ОЧЕНЬ КОРОТКО – РАСПИШИ ПОДРОБНЕЕ, МИН. МАХ ПОКАЗАТЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТЫ СОРЕВНОВАНИЙ И.Т.Д.)
3.2 Выводы по результатам исследования
По результатам теста-опросника Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина мы определили уровень ситуативной тревожности, по которому все гимнастки перед соревнованиями имеют высокий уровень ситуативной тревожности.
По результатам определения ЧСС можно сказать, что у всех гимнасток 7-9 лет на первых соревнованиях показатели превышали норму, о чем свидетельствует высокая тревожность на первых соревнованиях.
Диагностируя предстартовое состояние гимнасток можно отметить, что все гимнастки находились в состоянии лихорадки, т.к. гимнасткам предстояло впервые выйти на гимнастические снаряды с вызовом на оценку. У юных гимнасток прослеживалось: чрезмерный уровень эмоционального возбуждения, учащение пульса и дыхания; повышенная потливость, увеличение дрожания рук, ног, чрезмерное волнение, тревога за результат, что вполне объяснимо первыми соревнованиями.
Анализ соревновательной деятельности спортсменок показал, что предстартовое состояние лихорадки приводит к снижению результатов на соревнованиях.
Анализируя результаты исследования, мы выясняем, что большинство гимнасток 7-9 лет ДЮСШ №1 г. Мурманска на первых соревнованиях находились в предстартовом состоянии лихорадки и имели высокий уровень ситуативной тревожности и показатели ЧСС, превышающие норму на 20-30%, что существенно понизило результативность их выступлений на первых соревнованиях. Состояний боевой готовности и предстартовой апатии у юных гимнасток не выявлено. Гипотеза подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] : учебное пособие/ Л. М. Аболин. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987.- 264 с.
2. Аркаев, Л.Я. Особенности режима соревновательной деятельности гимнастов [Текст] : научно-спортивный вестник / Л.Я. Аркаев, В.И. Качаев, B.C. Чебураев . - М.: Физкультура и спорт, 1985.-128 с.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и
методика физического
4.Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебное пособие / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 245 с.
5.Батурин, Н.А. Успех, неудача и результативность деятельности [Текст]: психологический журнал / Н.А. Батурин. - Омск.: 1987. – 93с.
6.Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности [Текст]: учебное пособие / Н.А. Батурин. - Омск: ОГИФК, 1988. — 50 с.
7.Бернштейн, Н.А. Очерки по
физиологии движений и
8. Богомолов, А.П. Психологическая подготовка гимнастов [Текст]: учебное пособие / А.П. Богомолов, К.С. Каракашьянц, Е.Г. Козлов. - М.: Физкультура и спорт, 1974.- 80 с.
9. Блинов, Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике [Текст]: учебное пособие / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева. - Москва: Физкультура и спорт, 2000. - 140 с.
10. Васильева, В.В. О предстартовом состоянии [Текст]: учебное пособие / В.В. Васильева. - М.: Теория и практика физической культуры, 1953. – 196 с.
11. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического
12. Волков, Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом [Текст]: учебное пособие / Л.В Волков. - Москва: Астрель, 2002. - 80 с.
13. Волкова, Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников [Текст]: учебное пособие / Л.М Волкова. - Москва: АСТ, 2003. - 220 с.
14. Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности [Текст]: учебное пособие / Б.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 113 с.
15. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях [Текст]: учебное пособие / Б.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1981. — 113 с
16. Вяткин, Б.А. Личность и стресс [Текст]: психический стресс в спорте: материалы второго Всесоюзного симпозиума / Б.А. Вяткин, В.С. Мерлин . - Пермь: 1975. -78 с.
17. Ганюшкин, А.Д. Психическое состояние готовности гимнастов в соревнованиях [Текст]: учебное пособие / А.Д. Ганюшкин.- М.: Теория и практика физической культуры, 1978.- 167 с.
18. Генов, Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена [Текст]: учебное пособие/ Ф. Генов.- М.: Физкультура и спорт, 1971. — 215 с.
19. Гогунов, Е.Н. Психология
физического воспитания и
Информация о работе Показатели ситуативной тревожности в ходе эксперимента