Показатели ситуативной тревожности в ходе эксперимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В условиях возрастающей спортивной конкуренции, когда силы соперников примерно равны, исключительное значение приобретают морально - волевые качества спортсмена его психологическая устойчивость, готовность вести борьбу в самых сложных, порой неожиданных условиях и добиваться поставленной цели. По мнению Л. Я. Аркаева, современная спортивная гимнастика предъявляет чрезвычайно высокие требования к эмоциональной устойчивости [2]. Психологичес¬кая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обя¬зательный элемент обучения и тренировки. Аболин Л.М. считал, что соревновательная деятельность вызывает у спортсмена сильное эмоциональное возбуждение, которое выражается в самых различных чувствах, в том числе и в состоянии повышенной тревожности [1].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ……………………
1.1 Понятие «ситуативная тревожность» в спорте……………..
1.2 Предстартовые состояния в спортивной гимнастике………………
1.3 Психологические особенности спортивного соревнования…………
1.4 Психологическая подготовка юных гимнасток……………………….
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ….
2.1 Цель, задачи и методы исследования……………..
2.2 Организация исследования……………………….
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………..
3.1 Показатели ситуативной тревожности в ходе эксперимента………
3.2 Выводы по результатам исследования……………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Спортивное соревнование - это очень важная и неотъемлемая часть спортивной деятельности.

В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена.

Для успешного выступления в соревнованиях гимнасткам уже недостаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобретают значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния. 
Психологическая подготовка гимнасток осуществляется на основе их индивидуальных особенностей.

При исполнении и освоении гимнастических упражнений важную роль играет доступный спортсмену объем внимания и связанная с ним эффективность самоконтроля действий-движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель, задачи  и методы исследования

 

Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать особенности психологической подготовки и уровень ситуативной тревожности у юных гимнасток ДЮСШ №1 г. Мурманска на первых соревнованиях.

Задачи исследования:

  1. Изучить проблему возникновения ситуативной тревожности  у юных гимнасток.
  2. Выявить по данным научно-методической литературы психологические особенности юных гимнасток в ходе спортивного соревнования.
  3. Изучить особенности психологической подготовки юных гимнасток.
  4. Определить предстартовые состояния и уровень ситуативной тревожности юных гимнасток 7-9 лет ДЮСШ №1 г. Мурманска на первых соревнованиях.

 Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературы - проводились с целью изучения материалов, касающихся проблемы нашего исследования. Анализ литературных источников в области теории и методики физической культуры и спорта, анатомии, возрастной физиологии, психологии физической культуры и спорта и других отраслей знаний дал возможность получить достаточно полное представление о реальном состоянии проблемы. Это позволило сформулировать и обосновать рабочую гипотезу, поставить цель и определить задачи, а также разработать основные положения и этапы исследования.

 

2. Педагогическое наблюдение проводилось с целью ознакомления с содержанием учебного - тренировочного процесса, средствами спортивной подготовки, поведением тренера и спортсмена, продолжительностью тренировочного процесса, используемых тактических действий. Была проведена оценка внешних условий среды;

3. Констатирующий педагогический эксперимент проводился с целью определения предстартового состояния гимнасток 7-9 лет на первых соревнованиях, выявление предстартового состояния гимнасток, определения ЧСС перед соревнованиями; влияние этих показателей на результаты соревнований.

4. Тестирование проводилось с целью определения уровня ситуативной тревожности по опроснику  Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина [28].

5. Метод измерения коротких интервалов времени использовался для диагностики предстартового состояния гимнасток.

            5.Математико-статистический анализ.

               Полученные в ходе исследования данные, обрабатывались с помощью методов математической статистики с учетом рекомендаций по их применению.

 

 

    1. Организация исследования

 

Педагогическое исследование проходило на базе МОУ ДОД ДЮСШ №1 города Мурманска. В нем участвовала группа начальной подготовки, гимнастки 7-9 . В состав группы входило 10 девочек.

Исследование проходило в течение 3 месяцев (с января 2014 года по март 2014 года) в три этапа: 1 этап с января 2014 года по февраль 2014, 2 этап с февраля 2014 года по март 2014 года и 3 этап проходил в марте 2014 года.

На первом этапе исследования (с января 2014 года по февраль 2014) изучалась и анализировалась научно-методическая литература по исследуемой теме, определялись цель и задачи исследования, формулировалась рабочая гипотеза, проводилось педагогическое наблюдение.

На втором этапе (с февраля 2014 года по март) проводился констатирующий эксперимент с целью выявить показатели ЧСС и определение предстартового состояния, также было проведено контрольное тестирование для выявления показателей ситуативной тревожности гимнасток 7-9 лет перед соревнованиями.

На третьем этапе (март 2014) подводились результаты соревнований ??? (стилистика текста) проведен математико-статистический анализ. Сделаны выводы.

 Все гимнастки имеют высокий уровень физической подготовки. За 30 минут до соревнований гимнасткам был предложен тест-опросник Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина (прил., 1). Инструкция на опросном листе не вызывает у спортсменов каких-либо затруднений и не требует дополнительных разъяснений. Опрос проводят индивидуально без ограничения во времени. Примерно на тестирование уходит 3-5 минут. Итоговый показатель получается при суммировании всех баллов за ответы. Итоги подводились по следующим показателям (прил., 2)

      При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень ситуативной тревожности. При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.

 После тестирования была проведена диагностика предстартового состояния гимнасток с помощью метода измерения коротких интервалов времени. Таким образом, определяется способность субъективного отсчёта, которая под влиянием усиления возбуждения обнаруживает тенденцию к недооценке его (укорочению), а при развитии процесса торможения к его переоценке (удлинению). Испытуемому даётся задание запустить обычный секундомер и, не глядя остановить, после того как, по его мнению, прошло 10 секунд. Укорочение обычной оценки отрезка времени в пределах 0,5–1,5 секунд характеризует оптимальное нервно-психическое напряжение, соответствующее состоянию боевой готовности. Укорочение более 1,5 секунд свидетельствует о предстартовой лихорадке. Переоценка 10 секундного интервала на 1,5–2 секунды и более свидетельствует об апатии [29]. 

Далее гимнасткам определяли ЧСС  путем накладывания пальцев руки исследователя на лучевую артерию испытуемого, и подсчитывалось количество пульсаций за одну минуту. Показатели нормы использовались из учебника «Гигиена физического воспитания и спорт» Вайнбаум Я.С. и др. [11]. После чего были проведены соревнования и выявлены результаты соревнований (приложение 3).

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III.  АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1 Показатели  ситуативной тревожности в ходе  эксперимента

 

В ходе эксперимента получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1

Результаты исследования (название неконкретное-уточни)

ФИ

Баллы тестирования

Интервал времени (с)

ЧСС

(уд/мин)

Результат соревнований

(???)

1

София С.

48

В

8.5

С Л

181

28.5

2

Таисия Т.

52

В

8.3

С Л

185

29

3

Виктория Ф.

46

В

8.0

С Л

183

28

4

Амалия К.

60

В

8.0

С Л

190

27.3

5

Яна Б.

48

В

8.4

С Л

186

27.1

6

Арина Д.

49

В

7.9

С Л

185

28.1

7

Анфиса С.

51

В

8.0

С Л

185

28.5

8

Анастасия Р.

49

В

7.8

С Л

187

27.2

9

Виктория М.

50

В

7.9

С Л

189

27.8

10

Мария Б.

51

В

8.3

С Л

187

28.8


 

где, В - высокая тревожность,

С Л - состояние предстартовой лихорадки.

По данным результатам в предстартовом эмоциональном состоянии лихорадки находятся все 10 гимнасток, и они имеют высокий уровень ситуативной тревожности.  Средний и низкий уровни тревожности у  гимнасток не выявлен.  Также у всех гимнасток показатели ЧСС, превышают норму на 20-30%. Юные гимнастки показали низкий результат соревнований. (ОЧЕНЬ КОРОТКО – РАСПИШИ ПОДРОБНЕЕ, МИН. МАХ ПОКАЗАТЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТЫ СОРЕВНОВАНИЙ И.Т.Д.)

 

3.2 Выводы по  результатам исследования

По результатам теста-опросника Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина мы определили уровень ситуативной тревожности, по которому все гимнастки перед соревнованиями имеют высокий уровень ситуативной тревожности.

По результатам определения ЧСС можно сказать, что у всех гимнасток 7-9 лет на первых соревнованиях показатели превышали норму, о чем свидетельствует высокая тревожность на первых соревнованиях.

Диагностируя предстартовое состояние гимнасток можно отметить, что все гимнастки находились в состоянии лихорадки, т.к. гимнасткам предстояло впервые выйти на гимнастические снаряды с вызовом на оценку. У юных гимнасток прослеживалось: чрезмерный уровень эмоционального возбуждения, учащение пульса и дыхания; повышенная потливость, увеличение дрожания рук, ног, чрезмерное волнение, тревога за результат, что вполне объяснимо первыми соревнованиями.    

Анализ соревновательной деятельности спортсменок показал, что предстартовое состояние лихорадки приводит к снижению результатов на соревнованиях.

Анализируя результаты исследования, мы выясняем, что большинство гимнасток 7-9 лет ДЮСШ №1 г. Мурманска на первых соревнованиях находились в предстартовом состоянии лихорадки и имели высокий уровень ситуативной тревожности и показатели ЧСС, превышающие норму на 20-30%, что существенно понизило результативность их выступлений на первых соревнованиях. Состояний боевой готовности и предстартовой апатии у юных гимнасток не выявлено. Гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] : учебное пособие/ Л. М. Аболин. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987.- 264 с.

2. Аркаев, Л.Я. Особенности режима соревновательной деятельности гимнастов [Текст] : научно-спортивный вестник / Л.Я. Аркаев, В.И. Качаев, B.C. Чебураев . -  М.: Физкультура и спорт, 1985.-128 с.

3. Ашмарин, Б.А. Теория и  методика физического воспитания [Текст]: учебное пособие / Б.А.  Ашмарин. - Москва: Физическая культура и  спорт, 2000. - 287с.

4.Ашмарин,  Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебное пособие / Б.А. Ашмарин.  - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 245 с.

5.Батурин, Н.А. Успех, неудача и результативность деятельности [Текст]: психологический журнал / Н.А. Батурин. - Омск.: 1987. – 93с.

6.Батурин,  Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности [Текст]: учебное  пособие / Н.А. Батурин. -  Омск: ОГИФК, 1988. — 50 с.

7.Бернштейн, Н.А. Очерки по  физиологии движений и физиологии  активности [Текст]: учебное пособие / Н.А. Бернштейн. - Москва: Медицина, 2006. - 146 с.

8. Богомолов,  А.П. Психологическая подготовка гимнастов [Текст]: учебное  пособие / А.П. Богомолов, К.С. Каракашьянц, Е.Г. Козлов. - М.: Физкультура и спорт, 1974.- 80 с.

9. Блинов, Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике [Текст]: учебное пособие / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева. - Москва: Физкультура и спорт, 2000. - 140 с.

10. Васильева, В.В. О предстартовом состоянии [Текст]: учебное  пособие / В.В. Васильева. - М.: Теория и практика физической культуры, 1953. – 196 с.

11. Вайнбаум, Я. С.  Гигиена физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, T. А.Родионова.  — М.: 2001.-240 с.

12. Волков, Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом [Текст]: учебное пособие / Л.В Волков. - Москва: Астрель, 2002. - 80 с.

13. Волкова, Л.М. Влияние упражнений  разной направленности на развитие физических качеств младших школьников [Текст]: учебное пособие / Л.М Волкова. - Москва: АСТ, 2003. - 220 с.

14. Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности [Текст]: учебное  пособие / Б.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 113 с.

15. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях  [Текст]: учебное  пособие / Б.А. Вяткин. -  М.: Физкультура и спорт, 1981. — 113 с

16. Вяткин, Б.А. Личность и стресс [Текст]: психический стресс в спорте: материалы второго Всесоюзного симпозиума  / Б.А. Вяткин, В.С. Мерлин . - Пермь: 1975. -78 с.

17. Ганюшкин, А.Д. Психическое состояние готовности гимнастов в соревнованиях [Текст]: учебное  пособие / А.Д. Ганюшкин.-  М.:  Теория и практика физической культуры, 1978.- 167 с.

18. Генов,  Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена [Текст]: учебное  пособие/ Ф. Генов.-  М.: Физкультура и спорт, 1971. — 215 с.

19. Гогунов, Е.Н. Психология  физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. -  М.: Академия, 2004.-  224 с.

Информация о работе Показатели ситуативной тревожности в ходе эксперимента