Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 18:20, реферат
Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию.
Введение.
Система физического воспитания.
Основы системы физического воспитания.
Принципы системы физического воспитания.
Основные направления физического воспитания.
Формы построения занятий в физическом воспитании.
Связь физического воспитания с образованием и воспитанием.
Заключение.
Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»
Кафедра «Физическое воспитание»
Реферат
на тему: «Представление о физическом воспитании как системе»
Дисциплина: «Физическая культура»
Студент: Ракитина Ю.О.
Группа: БСВ-101
Преподаватель: Коновалова Л.А.
Тольятти, 2014
Содержание
Введение.
Физическая культура
— часть образа жизни человека — система
специальных упражнений и спортивной
деятельности, направленная на развитие
его физических и духовных сил. Она опирается на научные
данные о физических и психических возможностям
организма, на специальную материально-техническую
базу, способствующую их
проявлению и развитию. Физическая культура
как часть общей культуры направлена на
гармоническое развитие всех природных
сущностных сил и морального духа человека.
В системе всестороннего совершенствования
личности она составляет важную основу
полноценной жизнедеятельности: активного
труда, нормальной семейной жизни, организованного
отдыха и полноты творческого самовыражения.
Массовость и всеобщность физической
культуры обеспечивается обязательными
программами физического развит
Система физического воспитания.
Физическое воспитание как система представляет собой совокупность цели,
задач, принципов, а также средств, методов и форм, составляющих процесс физического
совершенствования различных
групп населения, и управление этим процессом
в которых эти группы функционируют.
Любая система включает в себя атрибуты, характеризующие как сам системный
объект, так и процедуру его изучения, а именно:
факторов;
отношений между элементами системы;
необходимых пределов.
Системообразующим фактором системы физического воспитания являются
объективные требования общества к подготовке людей с оптимальным уровнем
физического развития, функциональной дееспособности и физической подготовленности
как энергетической базы работоспособности в различных сферах профессиональной
деятельности.
Системорегулирующий фактор представляет собой совокупность различных
объективных и субъективных условий, которые оказывают прямое и опосредованное
воздействие на состояние системы физического воспитания в стране. В большей мере эту
роль выполняет компонент концептуальных установок.
Системонаполняющий фактор во многом предопределяется требованиями
концептуальных установок. Он характеризует степень организованности учебно-
воспитательного процесса в различных звеньях системы, фактические затраты времени на
все виды занятий физическими упражнениями, наличие и уровень подготовленности
управленческих кадров, состояние материально-технической базы и степень обеспечения
спортивным инвентарем и имуществом на местах и т.д.
Целесообразность функционирования системы физического воспитания обусловлена наличием у нее цели, концентрирующей общую направленность педагогического процесса в системе, различных ее звеньях в интересах соответствующей
социальной практики.
Научно обоснованная цель физического воспитания соответствует общей направленности всей системы и делится на несколько частных целей, достигаемых в процессе функционирования отдельных ее звеньев. Это дерево целей комплексно отражает как общие, так и специфические требования к физическому состоянию различных контингентов населения.
Интегративные качества системы физического воспитания приобретаются в
процессе функционирования всех ее частей. При этом компоненты и элементы системы приобретают качества, не свойственные каждому из них, взятому в отдельности, вне поля
их взаимодействия. Интегративное влияние системы и ее структурных компонентов на
субъект, объект и сам процесс физического воспитания проявляется в результирующем ее
воздействии на них, характеризуемом совершенствованием адаптационных возможностей
организма занимающихся и приобретением ими способности совершать работу,
непосильную ранее.
Наличие определенной структуры (строения) – наиболее характерный признак
системы. По мнению академика П.К. Анохина, системой называют только комплекс таких
избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения
принимают характер взаимосодействия компонентов для получения фокусированного
полезного результата. Поэтому в каждой биологической или социальной системе части ее
настолько связаны между собой, что выпадение любой из них ведет к распаду всей системы или к резкому нарушению ее целостности.
Основными составными частями целостной системы физического воспитания
выступают подсистемы физического воспитания в дошкольных, школьных учреждениях,
вузах и силовых ведомствах, а в качестве компонентов выступают:
Данные компоненты характерны для каждого звена (подсистемы) системы
физического воспитания и в то же время объединены между собой внутренними связями,
определяющими их типологию (одно- или многоуровневую).
Система физического воспитания является сложной трехуровневой системой: на нижнем исходном уровне находится компонент процесса физического воспитания, представленный средствами, методами и формами организации занимающихся; на среднем уровне – компонент управления процессом физического воспитания, включающий свои специфические средства, методы и формы управления процессом; на высшем – компонент методологии как совокупность целей, задач и принципов физического воспитания.
Функции системы и ее компонентов являются выразителями жизнедеятельности
системы физического воспитания и предопределяются особенностями и
закономерностями процесса формирования двигательных навыков и совершенствования
физических (двигательных) способностей (качеств) человека. Основные функции системы
физического воспитания связаны с образованием, развитием, воспитанием, оздоровлением
и рекреацией. Они вытекают из психолого-педагогической сущности процесса
физического совершенствования человека.
Эффективность функционирования любой системы во многом зависит от наличия
четких прямых и обратных связей, субординационных и координационных отношений
между компонентами и элементами системы, а также и аналогичных взаимоотношений с
системами более высокого порядка. Субординация предполагает иерархическую
соподчиненность всех элементов системы физического воспитания друг другу, а
отношения координации – их согласованность между собой.
Любая динамическая система характеризуется устойчивостью к внешним
воздействиям, что обеспечивает сохранение ее целостности до необходимых пределов.
Система физического воспитания сохраняет свою целостность до тех пор, пока связи
между ее компонентами и элементами остаются более прочными, чем их связи с
окружающей средой, с системой более высокого порядка. Как только внутренние связи
под влиянием тех или иных обстоятельств ослабевают, система физического воспитания
распадается на отдельные части.
Среди компонентов подсистемы концептуальных основ системы физического
воспитания наиболее важными, определяющими ее направленность, являются цель,
задачи и общие принципы.
Система (от греч. целое – составленное из частей, соединение) – совокупность
элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих определенную
целостность, единство.
Представление о физическом воспитании как о системе дает возможность более четко
выделить его составные части, их взаимосвязь в процессе функционирования и
достижения целей.
Система физического воспитания – совокупность взаимосвязанных
элементов, ориентированных на достижение цели физического воспитания в условиях
развития общества; комплекс мероприятий по обеспечению высокого уровня здоровья и
физического совершенствования населения.
Система физического
воспитания относится к
как обеспечивает достижение социально значимых целей, которые важны для развития,
как самого человека, так и общества в целом.
Физическое воспитание – это часть физической культуры; организованный
процесс направленного использования накопленных поколениями достижений
физической культуры для физического совершенствования человека, содействия
гармоничному развитию личности. Для осуществления этого процесса необходимы такие
условия, как наличие подготовленных специалистов, учреждений, материально-
техническое оснащение и т.д. Физическое воспитание - обязательный компонент всех
стадий образования и обучения, т.е. по сути своей социально-педагогический процесс .
Цель системы физического воспитания - реализовать возможности оптимального
физического развития человека, всестороннего совершенствования его физических
качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием нравственных
качеств, характеризующих общественно активную личность.
В концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
определена цель государства в области физической культуры и спорта: оздоровление
нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоническое воспитание
здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских
спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.
Задачи:
Оздоровительные задачи связаны с принципом оздоровительной направленности.
Физическая активность, регулярные занятия физическими упражнениями в течение всей
жизни являются мощным фактором укрепления ресурсов здоровья человека. Таких
факторов немного, в то время как факторов, снижающих уровень здоровья, неизмеримо
больше. Физическое воспитание способствует развитию биологической сущности
человека, максимальному использованию возможностей, данных природой.
В группе оздоровительных задач выделяют три основных: формирование
морфофункциональных структур организма человека; обеспечение адекватного возрасту
уровня развития физических качеств; повышение устойчивости организма к
неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Воспитательные задачи определяют пути воплощения в физическом воспитании
общих идей воспитания, они связаны с принципом формирования личности. Воспитание,
как социальная система без физического воспитания не может считаться оптимальной,
тем более прогрессивной.
В группу воспитательных
задач входит формирование
личности, волевых качеств; воспитание интеллектуальных качеств, познавательной
активности; формирование эстетических представлений на основе двигательной
деятельности, развитие физических качеств. Решение воспитательных задач
Информация о работе Представление о физическом воспитании как системе