Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 18:20, реферат
Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию.
Введение.
Система физического воспитания.
Основы системы физического воспитания.
Принципы системы физического воспитания.
Основные направления физического воспитания.
Формы построения занятий в физическом воспитании.
Связь физического воспитания с образованием и воспитанием.
Заключение.
Список литературы.
Формы построения занятий в физическом воспитании.
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации
учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным
типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а
также соответствующими условиями занятий. По особенностям организации
занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию
подразделяются на две группы – урочные и неурочные.
Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным
составом занимающихся.
К ним относятся:
1) Уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным
программа в образовательных учреждениях, где физическая культура является
обязательным предметом (школа, колледж, вуз и т.п.);
2) Спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на
совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.
Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так
и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или
восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития
физических качеств, совершенствование двигательных навыков и др.
К ним относятся:
1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза,
физкультминутка, микропауза), используемые для текущего управления физическим
состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач
развивающего, тренирующего характера;
2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные,
комплексные по содержанию.
Эти формы занятий
направлены на решения задач тренировочного,
оздоровительно-
Связь физического воспитания с образованием и воспитанием.
В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.
Взаимосвязь физического воспитания с умственным воспитанием. Она проявляется непосредственно и опосредованно.
Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.).
Педагог по физической культуре и спорту намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.
Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт. В своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».
В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.
Взаимосвязь физического воспитания с нравственным воспитанием. С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.
С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию (например, результативность уроков физической культуры в общеобразовательной школе, средних специальных учебных заведениях и др.).
На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.
Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим воспитанием. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.
Эстетическое воспитание развивает человека духовно, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему.
Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в спорте.
Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели — формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.
Взаимосвязь физического воспитания с трудовым воспитанием. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Кроме того, выполнение занимающимися различных поручений педагога по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию простейших спортивных площадок и пр. содействует формированию элементарных трудовых навыков.
Результаты трудового воспитания по формированию определенных качеств личности непосредственно положительно отражаются и на эффективности процесса физического воспитания.
Заключение.
В чем же состоит сущность физического воспитания? Прежде всего физическое
развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы.
Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде,
преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением
физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся
потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать
глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и
укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому
развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный
процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности
учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры
и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и
здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и
здорового образа жизни.
В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие
и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего
многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.
Список литературы.
Информация о работе Представление о физическом воспитании как системе