Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:03, реферат
Врач должен быть всесторонне физически и духовно развитой личностью, способной активно действовать в условиях глобального кризиса и катастроф. Это предполагает переориентацию целей и смысла физического воспитания студентов-медиков в вузе с упором на роль этого предмета, так как для медика на первый план выдвигается потребность во взятии ответственности на себя не только за свою судьбу, но и за судьбу многих людей.
Поэтому были изменены планы и программы по физической культуре в медицинском вузе. Знания, умения и навыки, получаемые студентами, имеют целью не только подготовку к выполнению профессиональной деятельности в экстремальных условиях, требующих адекватной самоотдачи, но и формированию личностных качеств человека
Введение.......................................................................................................................................................3
Основные понятия………………… 4
Методика подбора средств ППФП 5
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) 8
Описание врачей……………………… 9
Задачи ППФП врача общей практики, хирурга, терапевта, санитарного врача, педиатра, стоматолога, провизора, врача – лаборанта 11
Прикладные психические качества врача и средства физической культуры для их развития 14
Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека 16
Понятия гипокинезия и гиподинамия 16
Гиподинамия………………………. 18
Последствия гиподинамии 18
Заболевания костно-мышечного аппарата 19
Роль физической активности в сохранении здоровья 20
Комплекс физических упражнений при гиподинамии 23
Заключение……………………………………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………………………………....25
Упражнения для развития внимания
-
бег в среднем и быстром
темпе с одновременным
-
упражнения на координацию
Переключение внимания
Упражнения на переключение внимания с объекта на объект, спортивные игры.
Концентрация внимания
Развивается путем воспитания и самовоспитания установки на внимание.
Устойчивость внимания
Развивается
путем выработки волевых
Оперативное мышление
- упражнения на развитие внимания, памяти, наблюдательности, воли и других психических процессов;
- бег под гору между деревьями;
- езда на велосипеде, скоростной спуск на лыжах;
- спортивные игры;
- игра в бадминтон, волейбол, теннис;
- ориентирование на местности;
- игра в блиц-шахматы.
Эмоциональная устойчивость
- упражнения на развитие с элементами риска и опасности, с большой физической нагрузкой;
- упражнения на гимнастических снарядах;
- прыжки в глубину, на лыжах, в воду;
- акробатические упражнения;
-
бег с горы по сложному
Волевые качества - упражнения на развитие самообладания, выдержку, настойчивость, уверенность в своих силах тренируют физические упражнения, требующие определенных трудностей.
-
инициативность формируется
- смелость и решительность достигается упражнениями преодоления чувства боязни и колебаний (бег под крутую гору, соскоки с гимнастических снарядов, прыжки в глубину, в воду), ходьба и бег с закрытыми глазами, упражнение на батуте, игра в регби.[2]
Снижение физических нагрузок в условиях современной жизни, с одной стороны, и недостаточное развитие массовых форм физической культуры среди населения, с другой стороны, приводят к ухудшению различных функций и появлению негативных состояний организма человека.
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека необходима достаточная активность скелетных мышц. Работа мышечного аппарата способствует развитию мозга и установлению межцентральных и межсенсорных взаимосвязей. Двигательная деятельность повышает энергопродукцию и образование тепла, улучшает функционирование дыхательной, сердечнососудистой и других систем организма. Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех систем и вызывает появление особых состояний – гипокинезии и гиподинамии.
Гипокинезия – это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и др. причинами. В некоторых случаях (гипсовая повязка, постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом еще тяжелее.
Существует
и близкое понятие —
Некоторые животные очень тяжело переносят отсутствие движений.
Например, при содержании крыс в течение 1 месяца в условиях акинезии выживает 60% животных, а в условиях гипокинезии – 80%. Цыплята, выращенные в условиях обездвижения в тесных клетках и выпущенные затем на волю, погибали при малейшей пробежке по двору.
Тяжело переносится снижение двигательной активности человеком.
Обследование
моряков-подводников показало, что
после 1,5 месяцев пребывания в море
сила мышц туловища и конечностей
уменьшалась на 20-40% от исходной, а
после 4 месяцев плавания – на 40-50%.
Наблюдались и другие нарушения.
Гиподинамия
Еще
в древности было замечено, что
физическая активность способствует формированию
сильного и выносливого человека,
а неподвижность ведет к
Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетического обмена, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечной мышцах. Кроме того, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц, снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретенные ранее навыки, не образуются новые. Все это самым отрицательным образом отражается на здоровье. Следует учесть также следующее. Сидячий образ жизни приводит к тому, что хрящ постепенно становится менее эластичным, теряет гибкость. Это может повлечь снижение амплитуды дыхательных движений и потерю гибкости тела. Но особенно сильно от неподвижности или малой подвижности страдают суставы.
Характер движения в суставе определен его строением. В коленном суставе ногу можно только сгибать и разгибать, а в тазобедренном суставе движения могут совершаться во всех направлениях. Однако амплитуда движений зависит от тренировки. При недостаточной подвижности связки теряют эластичность. В полость сустава при движении выделяется недостаточное количество суставной жидкости, играющей роль смазки. Все это затрудняет работу сустава.
Недостаточная
нагрузка влияет и на кровообращение
в суставе. В результате питание
костной ткани нарушается, формирование
суставного хряща, покрывающего головку
и суставную впадину
Заболевания
костно-мышечного
аппарата
Гиподинамия — не единственная причина, вызывающая нарушения в скелете.
Неправильное питание, недостаток витамина D, заболевания паращито-видных желез — вот далеко не полный перечень причин, нарушающих функцию скелета, особенно у детей. Так, при недостатке в пище витамина D у ребенка развивается рахит. При этом уменьшается поступление в организм кальция и фосфора, вследствие чего кости ног под действием тяжести тела искривляются.
За
счет неправильного окостенения
образуются утолщения на ребрах, головках
пальцевых костей, нарушается нормальный
рост черепа. При рахите страдает не
только скелет, но и мышцы, эндокринная
и нервная системы. Ребенок делается
раздражительным, плаксивым, пугливым.
Витамин D может образовываться в
организме под влиянием ультрафиолетовых
лучей, поэтому солнечные ванны
и искусственное облучение
Причиной заболевания суставов могут стать очаги гнойной инфекции при поражении миндалин, среднего уха, зубов и т. д. Грипп, ангина, сильное переохлаждение могут предшествовать заболеванию одного или нескольких суставов. Они припухают, болят, движения в них затрудняются. В суставах нарушается нормальный рост костной и хрящевой ткани, в особо тяжелых случаях сустав теряет подвижность. Вот почему важно следить за состоянием зубов, горла и носоглотки.
Повредить суставы можно и чрезмерной тренировкой. При длительном катании на лыжах, беге, прыжках происходит истончение суставного хряща, иногда страдают коленные мениски. В коленном суставе между бедренной и большой берцовой костями находятся хрящевые прокладки — мениски. Каждый коленный сустав имеет два мениска — левый и правый. Внутри хрящевого мениска находится жидкость. Она амортизирует резкие толчки, которые тело испытывает при движениях. Нарушение целостности менисков вызывает резкую боль и сильную хромоту.
Движение было необходимым условием для выживания организмов на протяжении длительной эволюции, приведшей к становлению человека. Добывание пищи, поиски условий комфорта, уход от опасности требовал большой мышечной активности. Она достигалась не только усиленной работой нервных центров, но и гуморальной регуляцией. Любое напряжение сопровождалось выделением большого количества адреналина, норадреналина и других гормонов, которые обеспечивали напряженную работу сердца, легких, печени и других органов, позволявших снабжать мышцы глюкозой, кислородом и другими необходимыми веществами, а также освобождать организм от шлаков.
Сейчас,
когда у людей сидячих
Но дело не только в этом. В нашем организме непрерывно идут процессы обмена веществ. Часть всосавшихся в кишечнике веществ идет на построение элементов клеток и тканей, на синтез ферментов. Другая часть распадается и окисляется с освобождением энергии. Эти процессы тесно связаны между собой.
Чем сильнее идут процессы распада и окисления, тем интенсивнее идут процессы создания новых веществ. Если же обнаруживается несоответствие между поступлением питательных веществ и энерготратами, то избыток всосавшихся веществ идет на образование жира. Он откладывается не только под кожей, но и в соединительной ткани, которая нередко замещает специализированные ткани: мышечную, печеночную и др.
Совершенно иначе обмен веществ идет при достаточной мышечной активности. Длительный и интенсивный труд обычно ведет к некоторым изменениям в клетках и тканях, даже к частичному их разрушению. Однако освободившейся в ходе распада и окисления органических веществ энергии достаточно не только для восстановления разрушенных частей, но и для синтеза новых элементов. В результате приобретается много больше, чем было потеряно. Но всему есть свой предел. Если работа слишком интенсивная, а отдых после нее недостаточен, то восстановления разрушенного и синтеза нового не будет.