Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:00, курсовая работа
Целью исследования стало рассмотрение особенностей и специфики применения игрового метода на занятиях по футболу.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Охарактеризовать сущность игрового метода.
2) Изучить основные подходы к моделированию игровой деятельности.
3) Осветить основные моменты организаций занятий по футболу.
4) Рассмотреть методику организации игрового метода на занятиях по футболу.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методические основы применения игрового метода...…………5
1.1. Характеристика и сущность игрового метода……………………………...5
1.2. Моделирование игровой деятельности……………………………………..6
Выводы по главе 1…………………………………………………………….10
Глава 2. Особенности применения игрового метода на занятиях
по футболу……….……………………………………………………………12
2.1. Организация занятий по футболу………………...………………………..12
2.2. Методика организации игрового метода по футболу…………………….18
Выводы по главе 2…………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Шадринский государственный педагогический институт»
Факультет физической культуры
Кафедра теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности
Применение игрового метода на занятиях по футболу
Курсовая работа по педагогике
Теплоухов Алексей Петрович, к.п.н.
Шадринск
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Методические основы применения игрового метода...…………5
1.1. Характеристика и сущность игрового метода……………………………...5
1.2. Моделирование игровой деятельности……………………………………..6
Выводы по главе 1…………………………………………………………….10
Глава 2. Особенности применения игрового метода на занятиях
по футболу……….………………………………………
2.1. Организация занятий по футболу………………...………………………..12
2.2. Методика организации игрового метода по футболу…………………….18
Выводы по главе 2…………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………24
Введение
Актуальность. Физическая культура, как и культура в целом, - продукт созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможностей, предоставляемых для ее развития той или иной общественной формацией, и в то же время наследует непреходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах (научные знания о закономерностях физического совершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, произведения искусства, отражающие эстетические ценности физической культуры, материально-технические достижения и т. п.). Физическая культура советского общества воплощает в себе, по общему признанию, высшие достижения в данной сфере общечеловеческой культуры. Ярким свидетельством ее расцвета является невиданный в истории размах советского физкультурного движения, охватившего десятки миллионов людей, высокий общий уровень всесторонней физической подготовленности, выраженный прежде всего в массовом овладении нормативами физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне СССР", победное шествие советских спортсменов на международной арене, передовой характер всей советской системы физического воспитания.
Важной характеристикой игры является переживания её участниками удовлетворения, удовольствия от самой деятельности. По мнению Ф. Шиллера, игра - свободное самодеятельное раскрытие всех сил человека, его сущности. Человек, при этом творит себя, как всестороннюю гармоничную личность, восстанавливая внутреннюю целостность, нарушенную воздействиями последствий разделения труда. Все это делает данную проблему актуальной в наши дни, в частности, применение игрового метода на занятиях в секциях по футболу.
Объектом данного исследования является изучение игрового метода применяемого на занятиях, посвященных футболу.
Предметом нашего исследования стало непосредственно изучение игрового метода, как средства организации и стимулирования деятельности юных футболистов.
Целью исследования стало рассмотрение особенностей и специфики применения игрового метода на занятиях по футболу.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Охарактеризовать сущность игрового метода.
2) Изучить основные
подходы к моделированию
3) Осветить основные моменты организаций занятий по футболу.
4) Рассмотреть методику организации игрового метода на занятиях по футболу.
Работа выполнена на основе методов анализа психолого-педагогической и методической литературы, обобщения, анализа и систематизации теоретико-методического материала.
Курсовая работа состоит из введения; двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы включающего 20 источника. Работа изложена на 26 страницах.
Глава 1. Методические основы применения игрового метода
Методы физического воспитания - это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Специфические методы физического воспитания:
1) методы
строго регламентированного
2) игровой
метод (использование
3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
Общепедагогические методы физического воспитания:
1) словесные методы;
2) методы наглядного воздействия.
Ни одним
из методов нельзя ограничиваться в
методике физического воспитания как
наилучшим. Только оптимальное сочетание
названных методов в
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Основными методическими особенностями игрового метода являются [1]:
1. Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
2. Наличие в
игре элементов соперничества
требует от занимающихся
3. Широкий выбор
разнообразных способов достиже
4. Соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
5. Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям [4].
Моделирование в современном футболе имеет большое будущее. Применение новых технологий и способов анализа результатов позволит совершить прорыв в любом виде спорте. Успешность матча полностью будет зависеть от правильного моделирования игры. Моделирование в футболе подразумевает создание модели игрока и модели игры команды.
При построении модели игры необходимо:
Понимать устройство конкретной игровой системы: ее структуру, параметры, законы развития игры и характер взаимодействия игроков команды с игроками команды соперника;
Уметь управлять системой игры, определяя наилучшие способы управления игрой при заданных целях, критериях и способах действий;
Прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации тактических комбинаций и форм действия на результаты игры [8].
Модель игрока — программа действий отдельного игрока в зависимости от его игрового амплуа, обеспечивающая максимально результативную игру всей команды. При построении модели игрока осуществляется переход от натурального объекта (игрока) к модели. При этом учитываются все параметры, значимые для игрока определенного амплуа, и определяются максимальные и минимально допустимые показатели каждого игрового параметра.
После экспериментального исследования модели осуществляется переход от модели к игроку. Он заключается в выявлении соответствий требуемых параметров, полученных при исследовании, фактическим показателям каждого игрока. Исходя из полученных результатов, разрабатывается индивидуальная программа совершенствования каждого игрока - комплекс упражнений, обеспечивающий повышение уровня мастерства футболиста.
Через несколько
лет любой футболист будет
иметь индивидуальную карту игрока,
где будут зафиксированы все
его данные, включая физические показатели,
технические и тактические
Модель игры - оптимальная для той или иной команды система игровых ритмов со строго определенным набором тактических комбинаций, учитывающая индивидуальные психологические, физиологические и интеллектуальные особенности игроков. Основная цель создания «индивидуальной модели игры команды» - обеспечить максимально эффективную игру.
Порядок анализа игровой деятельности команды при составлении модели игры:
Шаг 1: Проанализировать особенности игры своей команды и команды противника.
Шаг 2: Выявить их сильные и слабые стороны.
Шаг 3: Четко определить функции каждого игрока в командных взаимодействиях на поле.
Шаг 4: Выстроить тактический план предстоящей игры: последовательность наигранных комбинаций и вариантов ведения игры, позволяющих команде эффективно играть в атаке и обороне, блокируя действия соперника.
Шаг 5: Определить темп и игровые ритмы, регулирующие физическую нагрузку и действия противника.
Важное значение при построении игровых моделей команды играют тренировочные матчи. Их цель - наигрывание и корректировка различных вариантов защиты и нападения с учетом индивидуальных технико-тактических и анатомо-морфологических характеристик противника.
Пример вариантов
начала атаки от центра при плотной
обороне соперника «Прорыв
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер.
К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.
Игровой метод
необязательно связан с какими-либо
общепринятыми спортивными
Таким образом, игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность [17].
Упражнения, выполняемые в игровой форме – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач [20].
Можно вынести следующие положения:
1. Развитие двигательных способностей школьников в условиях игровою моделирования физкультурных занятий, включенных в единый воспитательный процесс, в котором игра органично вводит ребенка в ситуацию организованного присвоения ценностей духовной и физической культуры в форме обучения, создает условия для реализации приобретенных умений, навыков и способностей в игровой деятельности.
Информация о работе Применение игрового метода на занятиях по футболу