Применение игрового метода на занятиях по футболу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования стало рассмотрение особенностей и специфики применения игрового метода на занятиях по футболу.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Охарактеризовать сущность игрового метода.
2) Изучить основные подходы к моделированию игровой деятельности.
3) Осветить основные моменты организаций занятий по футболу.
4) Рассмотреть методику организации игрового метода на занятиях по футболу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методические основы применения игрового метода...…………5
1.1. Характеристика и сущность игрового метода……………………………...5
1.2. Моделирование игровой деятельности……………………………………..6
Выводы по главе 1…………………………………………………………….10
Глава 2. Особенности применения игрового метода на занятиях
по футболу……….……………………………………………………………12
2.1. Организация занятий по футболу………………...………………………..12
2.2. Методика организации игрового метода по футболу…………………….18
Выводы по главе 2…………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

2. Осуществление  процесса физического воспитания  в соответствии с возрастными  закономерностями развития, согласно  которым опережающий характер  развития игровой деятельности, способствует эффективному овладению  различными видами двигательной активности, стимулирует формирование психофизиологических механизмов осуществления двигательной деятельности: умений, навыков, способностей, мотивов.

3. Основу развития  двигательных способностей у школьников в условиях моделирования игровой деятельности на занятиях по физическому воспитанию составляют следующие компоненты:

- модульное построение педагогического процесса;

- преимущественное  использование сюжетно-ролевой игры;

- включение  в содержание игрового модуля  двигательных действий, обеспечивающих наилучшее выполнение роли ребенком [2].

 

Выводы по 1 главе

 

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и  правил игры.

Основными методическими  особенностями игрового метода являются: обеспечивают всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, наличие соперничества, широкий выбор разнообразных способов достижения цели, соблюдение условий и правил в условиях противоборства,

В практике физического воспитания игровой метод проявляется:

1. В виде официальных  соревнований различного уровня.

2. Как элемент организации  урока, любого физкультурно-спортивного  занятия, включая и спортивную  тренировку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности применения игрового метода на занятиях по футболу

 

2.1. Организация  занятий по футболу

 

Обновление физического  воспитания немыслимо без коренного  изменения отношения к нему. Учителю  физкультуры, тренеру, предоставляется  широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют большинство физически трудных упражнений выполнять легко, как бы играя и соревнуясь, тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которых делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях – спортивных секциях применяют самый эффективный метод в физическом воспитании – игровой. Он в совокупности многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности, как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является так же возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовки учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными [5].

Игровой метод – это  метод, который исключает принуждение  к учению, где идет обучение через  игру и соревнование. Он вызывает у  детей радость, способствует движению обучения вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усвояемого материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучении без принуждения, что я считаю немаловажном в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательно – игровой деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий. Стремления учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться [7].

Согласно большинству методик, скоростно-силовой комплекс нужно развивать с 13-ти лет, когда организм, по большому счёту, сформировался. До 13-ти упор делается на развитие скоростного потенциала, потом идёт основная работа на «физику» и развитие мышечного комплекса. Футбольные методики различаются и по принадлежности к странам. В футбольных школах Италии учат, прежде всего, грамотной игре в полузащите со смещением в защиту. Здесь очень много времени уделяется тактике, в отличие от Испании, Голландии, где основная ставка сделана на дриблинг и скоростные упражнения. Английская футбольная школа – это баланс выносливости и дриблинга, здесь повышенное внимание уделено точности и завершённости дальних передач. Скандинавские футбольные школы – это обрабатывание стандартов и тренировка выносливости изо дня в день до 15 лет [10].

Мнение, что в подготовительный период (стартовый, с 6 до 12 лет) нужно закладывать основы выносливости, тренировать молодого футболиста в условиях диких нагрузок – ошибочно. В подготовительный период следует как раз больше внимания уделить финтам, умению правильно выбирать позицию на поле, игре в пас, а не физической выносливости. Выносливость приходит с годами, когда организм становится восприимчивым к увеличивающимся нагрузкам. Некоторые тренеры советуют придерживаться плана в 3 тренировки в день, другие подходят к этому вопросу с более оптимальным решением – 2 тренировки в день (утром – беговая плюс силовая, вечером – работа с мячом, исключая всякие кроссы – всего за день должно выходить 6-8 часов тренировочных занятий). Очень осторожно нужно относиться к тренировкам без мяча – футболист в этом случае должен быть предельно занятым плюс не уставать (работа без мяча чревата травмами мышц), здесь следует чередовать насыщенный бег с разминочным (по две пробежки каждого вида). Тренировки без мяча перемежаются вспомогательными упражнениями (работа в паре, имитация движений без мяча). Особое внимание в молодёжных командах уделяют вопросу питания: норма, начиная с 6-летнего возраста (здесь питание не играет очень важной роли) до 16-летнего вырастает до 1700 Ккал в день – при таком объёме игрок может проводить стабильные два матча в неделю и полноценные тренировки 4 дня в неделю, исключая тренировки в день матча плюс один выходной день в неделю при таком темпе игры (если команда проводит не более одного профессионального матча в неделю, персональные выходные ей вообще не нужны). К 20-ти годам каждый футболист обязан проходить особые тесты на выносливость (в таком возрасте этот компонент становится наиболее важен), которые заключаются в измерении стандартной скорости для данного игрока: если он не может бежать на скорости 2,7-3 м/с больше 5-10 с (начинает при этом уставать), то на таком футболисте можно ставить крест на период восстановления: обычно процесс набора игровых кондиций занимает не одну неделю. 

Венгерская, как и европейская, в целом, система подготовки футболистов к сезону состоит из четырёх периодов (в этом сущность годового европейского цикла) – причём это начинает проявляться на профессиональном уровне (в юношеских лигах с обилием незапланированных турниров подобной четырёхступенчатости придерживаться трудно). Цикл «вкатывания» в сезон и подготовки к первым турам – особый процесс, требующий фундаментальных тренировок по «закладыванию» физики и отработке командной игры. Далее идут период пика формы и её поддержания в течение как можно большего времени. МирСоветов сообщает, что совсем не так подходят к тренировкам в Латинской Америке: система двух чемпионатов за сезон требует более гибкого подхода к развитию и поддерживанию формы футболистов [11]. 

В футбольных школах России, по примеру Запада, тренировочный процесс для юношей делят на собственно «тренировки» и контрольные срезы (школьники независимо от пика формы показывают всё, на что способны в плане дриблинга и игрового мышления), кроме того, нередки смешанные тренировки (осваивается большой объём нагрузки – тренеры смотрят, на что способны юноши на максимуме «износа», правда, при этом нередка травматичность, но условия – самые боевые). Смешанные тренировки особенно актуальны в период 12-14 лет, во время перестройки организма. 

В футбольных тренировках выделяют непрерывный подход и подход с чередованием серии упражнений. Непрерывный интенсивен и короток (кросс плюс двусторонка – всё вместе не длиннее полутора часов). Прерывный включает в себя серии разминочных упражнений, паузы, в результате которых увеличивается объём сделанного, но не растёт нагрузка. Вместе с тем стоит отметить, что игра никогда не будет проходить как интенсивная тренировка – футболисты подменяют друг друга в течение матча, чередуют активные фазы с пассивными. Однако лучшие клубы мира проводят матчи зачастую и в бешеном темпе – не сбивая ритма в течение всего поединка, действуя предельно заряжено все 90 минут. Но таких клубов единицы – «Барселона», «Аякс», «Интер» [14]. 

Учебный материал по футболу осваивается школьниками  в процессе уроков. В зависимости  от преимущественной направленности применяются  учебные уроки, тренировочные и  контрольные. В зависимости от состава  применяемых средств уроки подразделяются также на комплексные, включающие материал по различным видам подготовки, и тематические (преимущественно по одному виду). Комплексные более широко применяются в работе со школьниками 10—15 лет, а тематические — с учащимися 16—17 лет. Вне зависимости от типа уроков их воздействие на юных футболистов должно быть всесторонним — образовательным, воспитательным, оздоровительным.

Первостепенность  образовательных задач не должна принижать роль воспитательных и  оздоровительных задач: и те и другие решаются в комплексе. Например, ставя в уроке задачу по овладению занимающимися определенным кругом знаний, умений и навыков с помощью комплекса разнообразных физических упражнений, строго дозируя при этом физическую нагрузку, преподаватель одновременно продумывает и решение задач оздоровительного и воспитательного воздействия. В каждом уроке ставится не менее двух-трех основных задач, в том числе не более двух по освоению нового материала. Решение большинства задач должно планироваться и осуществляться с учетом периодического возвращения к ним на последующих уроках (на более высоком уровне достигнутой подготовленности занимающихся).

Организация урока  должна начинаться еще до его начала. Она включает подготовку занимающимися  необходимого инвентаря и оборудования, мест занятий, соблюдения установленного порядка в местах переодевания, своевременное построение в установленном месте. Такая предварительная подготовка создает среди юных футболистов положительный эмоциональный фон, настраивающий на интенсивные и плодотворные занятия [19].

Урок имеет  определенную последовательность и  структуру. Он состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть (10—20 мин) в основном решает задачу подготовки юных футболистов  к сознательному и активному выполнению главных задач урока в психологическом и физиологическом плане. Психологическая подготовка заключается в сосредоточении внимания занимающихся на решении основных задач урока с помощью физических упражнений и заданий на внимание. Физиологическая подготовка имеет целью достижение готовности организма юных футболистов к последующим более интенсивным и значительным нагрузкам и выполнению основных задач урока. Для этого используются разнообразные общеразвивающие и подготовительные упражнения. В данной части могут решаться и относительно самостоятельные задачи: обучение строевым упражнениям, формирование правильной осанки, развитие отдельных физических качеств. Физическая нагрузка в водной части не должна вызывать у занимающихся утомления до работы над основным материалом. Вводная часть начинается с построения юных футболистов, рапорта старосты или дежурного и постановки преподавателем задач на текущий урок.

В основной части (40—90 мин) в условиях оптимальной  работой способности занимающихся решаются основные задачи урока. В начале основной части планируется обучение новому материалу. Закрепление и совершенствование приемов осуществляются в середине или ближе к концу основной части урока. Упражнения на развитие физических качеств планируются здесь в такой последовательности: вначале — упражнения на проявление скоростно-силовых качеств, тонкой координации, ловкости; в конце — упражнения, развивающие силу и выносливость. Основная часть урока может иметь как относительно несложную структуру, если содержание учебного материала однородно (например, разучивание удара серединой подъема и игровое упражнение с использованием данного приема), так и сложную, состоящую из нескольких частей (например, разучивание тактической комбинации «стенка», упражнения с отягощениями, упражнения на выносливость). В последнем случае каждому основному упражнению могут предшествовать несколько подготовительных, создающих необходимые предпосылки для выполнения основного.

Заключительная  часть (3—5 мин) преследует цель достижения перевода организма занимающихся из состояния повышенной функциональной активности в относительно спокойное" состояние. Средствами этого служат строевые упражнения, упражнения на осанку, на дыхание и внимание, медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление мышц, жонглирование мячом различными частями тела. Заканчивается заключительная часть подведением итогов урока [3].

 

2.2. Методика  организации игрового метода  по футболу

 

Анализ научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся [6].

Игровые виды и  действия требуют всего комплекса  скоростных способностей от учащегося  в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно  повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося.

От последних  в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать  и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.

Уровень развития двигательных качеств в настоящее  время находится на невысоком  уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым  к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования [15].

Игровой метод  является очень эффективным средством  комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени  позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др.

При рациональном использовании игровой метод  становится эффективным методом  физического воспитания. Использование  подвижных игр предусматривает  не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.

Совершенствование техники игры в футбол с помощью  соревновательно-игрового метода необходимо проводить в определенной последовательности: приемы и удары по мячу, остановки, ведения, выбрасывания, овладения мячом, и, наконец, тактические действия в нападении и защите [18].

Информация о работе Применение игрового метода на занятиях по футболу