Профессионально-приклажная физическая подготовка студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:07, реферат

Краткое описание

В настоящее время не каждый студент знает, что такое профессионально-прикладная физическая подготовка и для чего она нужна. Эта проблема актуальна так, как ППФП должен знать каждый человек.



Безусловно, профессионально-прикладная подготовка студентов определяет их готовность к трудовой деятельности. При изучении ППФП студент и преподаватель могут сделать вывод о готовности к трудовой деятельности каждого студента. ППФП готовит человека к определенной профессиональной деятельности не только физически, но и психически. При выборе любой профессии студентам важно понимать, что такое профессионально-прикладная подготовка и как она связана с готовностью к труду.



Я считаю, что каждый студент должен знать, что представляет собой профессионально-прикладной физической подготовке. Это пригодится им в будущем, когда они начнут свою профессиональную карьеру.

Содержание

Введение………………..………………………………………………….....….3

1.Определение понятия, цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов……………………………………….….....4

2. Назначение, построение и основы методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов……………..……………………………....5

3. Средства, планирование и формы занятий по ППФП…………..…………7

4.Место ППФП в системе физического воспитания студентов...…...…..…....9

5.Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов………….10

6.Методика подбора средств профессионально-прикладной физической подготовки студентов …………………………..………………..……………12

7.Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранному направлению подготовки или специальности: методические указания по изложению лекционного материала по ППФП студентам отдельного факультета……………….......................………….......13

7.1.Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника факультета………………………………………………………...13

7.2.Основное содержание ППФП студентов и его реализация на данном факультете……………………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………...16

Литература……………………………………………………………………....17

Вложенные файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 44.76 Кб (Скачать файл)

 

Средства ППФП распределяются по группам по их направленности:

 

  1. развитие профессионально важных физических способностей;

 

  1. воспитание волевых и других психических качеств;

 

  1. формирование и совершенствование профессионально-прикладных навыков и умений;

 

  1. повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

 

В качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражнения бес предметов и с  предметами, на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, канатах, бревне и  др.) и таких массовых видах спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры и др.; туризм; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий и пр. Большое применение в практике ППФП средств массовых видов спорта связано с их доступностью и высокой прикладной эффективностью. При их выборе учитывается профессионально-прикладное значение вида спорта для конкретных профессий.

 

В средних специальных  и высших учебных заведениях планирование ППФП должно проводиться с учетом решения ее задач не к окончанию  срока обучения, а к началу производственной практики учащихся. К этому времени  надо обеспечить необходимую профессионально-прикладную физическую подготовленность; двигательный режим учащихся по энергозатратам и  другим показателям должен соответствовать  производственному. При несоблюдении данного требования у учащихся во время практики отмечаются значительное утомление и снижении работоспособности , неблагоприятно отражающиеся на освоении профессии. Кроме того, прохождение курса ППФП повышает безопасность труда, связанного с различными экстремальными условиями.

 

В средних специальных  и высших учебных заведениях преимущественно  используются следующие формы:

 

  1. академические учебные занятия (комплексные и специализированные).

 

  1. Комплексные учебные занятия могут включать:

 

а)    средства ОФП и ППФП;

 

 б)   только средства ППФП из различных ее разделов.

 

  1. Специализированные занятия имеют более узкую, избирательную направленность (обучение прикладным действиям, совершенствование отдельных качеств). Относительная однонаправленность таких занятий позволяет обеспечить значительные воздействия на отдельные функциональные системы с тем, чтобы получить наибольший эффект в их развитии.

 

  1. занятия в период учебной практики (студентов учащихся колледжей профессионального образования).

 

  1. спортивно-прикладные соревнования. Высокая действенность спортивно-прикладных соревнований (и особенно по многоборьям) связана с их максимальными психофизическими нагрузками, возможностью совершенствования прикладных умений и навыков и проверки их в экстремальных ситуациях, приближенных к типичным условиям профессиональной деятельности. Предмет соревнований в ряде случаев могут составлять действия, характерные для того или иного труда, но чаще действия, требуемые особыми внешними условиями профессиональной деятельности.

 

4. самостоятельные тренировочные занятия по заданию преподавателя.

Дополнительно применяются  специализированная утренняя зарядка, туристические походы по установленным  маршрутам с выполнением учебных  заданий, лыжные переходы, массовые заплывы, дальние лодочные походы и др.

 

4.Место ППФП в системе физического воспитания студентов.

При решении задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует всегда помнить, что такая  подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является основой практического  раздела учебной дисциплины «Физическая  культура» в вузе. Однако исследования показали, что только общая физическая подготовка будущих специалистов не может полностью решить задачи специальной  подготовки к определенной профессии.

 

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться  на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей физической и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовки почти достаточно, чтобы иметь психофизическую готовность к будущей профессии. Все это требует знаний и навыков самостоятельного применения специально подобранных физических упражнений для профилактики или лечения заболеваний, связанных с условиями труда.

 

В ходе учебного процесса уровень  подготовленности студентов по разделу  ППФП контролируется специальными нормативами, что особо оговорено в программе  учебной дисциплины «Физическая  культура». Обычно эти нормативы  отличаются у студентов разных факультетов  и имеют различия в зависимости  от семестра и курса обучения. Уровень  подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с оценкой за теоретические знания и физическую подготовленность.

 

 

  5.Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как  мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества.

 

Общепризнанно, что все  эти составляющие так же, как и  профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы.

 

 Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.

 

Итак, конкретное содержание ППФП направлено на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.

 

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

 

  1. формы (виды) труда специалистов данного профиля;

 

  1. условия и характер труда; 

 

  1. режим труда и отдыха;

 

  1. особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

 

Формы (виды) труда. Основные формы труда - умственный и физический. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течении дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.

 

Условия труда влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека.

 

   Характер труда .Для того, чтобы правильно подобрать средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижений и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций.

 

Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальность производства, работоспособность и здоровье трудящихся.

 

Динамика  работоспособности специалистов в  процессе труда – интегральный фактор, который определяет конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, нужно знать особенности динамики работоспособности специалистов  при выполнении различных видов профессиональных работ.

 

К дополнительным факторам, определяющим содержание ППФП относятся индивидуальные особенности будущих специалистов, а также географо-климатические условия региона, где предстоит работать и жить выпускнику.

Различия в физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит  от его физической и психологической  пригодности к данному виду труда, т.е. от способностей. Способности –  устойчивые свойства личности, однако они в процессе труда меняются. Поэтому совершенствовать их путем  целенаправленной тренировки необходимо с учетом индивидуальных особенностей, следовательно, усилия студентов и  время для освоения отдельных  разделов ППФП к избранной специальности  у каждого свои.

Итак, изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специалиста  в сфере труда, психофизических процессов , сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяет выявить соответствующий раздел профессиограммы специалиста.

 

 6.Методика подбора средств профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

 

Подбор средств ППФП производится с учетом учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей  профессиональной деятельности студентов. Средства ППФП можно объединить в  следующие группы:

 

  1. прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

 

  1. прикладные виды спорта ( их целостное применение);

 

  1. оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

 

  1. вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

 

При подборе отдельных  прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие  соответствовало формируемым физическим и специальным качествам.

 

В большинстве отечественных  исследований по определению содержания ППФП отмечается ведущая роль общей выносливости и обеспечении высокой профессиональной работоспособности.

 

Уровень квалификации спортсменов  накладывает отпечаток на состояние  их физического развития и функциональной подготовки.

 

Оздоровительные силы природы  и гигиенические факторы –  обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных  прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических  условиях.

 

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это  различные тренажеры, специальные  технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.

 

Формы ППФП в вузе.

 

ППФП студентов на учебных  занятиях проводятся в форме теоретических  и практических занятий.

 

 Формы ППФП в свободное время:

 

  1. секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера;

 

  1. самостоятельные занятия по прикладным видам спорта в различных спортивных группах вне вуза;

 

  1. самостоятельные занятия студентов.

 

Одной из форм ППФП – массовые оздоровительные физкультурные  и спортивные мероприятия.

 

 

7.Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранному направлению подготовки или специальности: методические указания по изложению лекционного материала по ППФП студентам отдельного факультета.

 

7.1.Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника факультета.

 

Основная трудность изложения  конкретного материала по данному  разделу – полное или частичное  отсутствие необходимого научно-методического  материала по ППФП студентов данного  факультета на кафедрах физического  воспитания.

 

Материалы, необходимые для  разработки содержания по ППФП , можно найти в литературе по теории и методике физического воспитания, по физическому воспитанию студентов специальных учебных заведений, в работах по физиологии и психологии труда и др.

 

Влияние форм и  видов труда бакалавра или  специалиста на содержание ППФП.

 

Для изложения этого вопроса  используются материалы профессиограммы  будущих специалистов, а также  требования общегосударственного стандарта  подготовки бакалавра и специалиста  данного профиля.

 

Необходимо иметь в  виду большое внутрипрофессиональное разнообразие видов труда. В лекции следует раскрыть возможную возрастную динамику  внутрипрофессиональных видов труда специалистов на протяжении 30-35-летнего периода профессиональной деятельности.

Информация о работе Профессионально-приклажная физическая подготовка студентов