Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:07, реферат
В настоящее время не каждый студент знает, что такое профессионально-прикладная физическая подготовка и для чего она нужна. Эта проблема актуальна так, как ППФП должен знать каждый человек.
Безусловно, профессионально-прикладная подготовка студентов определяет их готовность к трудовой деятельности. При изучении ППФП студент и преподаватель могут сделать вывод о готовности к трудовой деятельности каждого студента. ППФП готовит человека к определенной профессиональной деятельности не только физически, но и психически. При выборе любой профессии студентам важно понимать, что такое профессионально-прикладная подготовка и как она связана с готовностью к труду.
Я считаю, что каждый студент должен знать, что представляет собой профессионально-прикладной физической подготовке. Это пригодится им в будущем, когда они начнут свою профессиональную карьеру.
Введение………………..………………………………………………….....….3
1.Определение понятия, цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов……………………………………….….....4
2. Назначение, построение и основы методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов……………..……………………………....5
3. Средства, планирование и формы занятий по ППФП…………..…………7
4.Место ППФП в системе физического воспитания студентов...…...…..…....9
5.Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов………….10
6.Методика подбора средств профессионально-прикладной физической подготовки студентов …………………………..………………..……………12
7.Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранному направлению подготовки или специальности: методические указания по изложению лекционного материала по ППФП студентам отдельного факультета……………….......................………….......13
7.1.Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника факультета………………………………………………………...13
7.2.Основное содержание ППФП студентов и его реализация на данном факультете……………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………...16
Литература……………………………………………………………………....17
Средства ППФП распределяются по группам по их направленности:
В качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражнения бес предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, канатах, бревне и др.) и таких массовых видах спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры и др.; туризм; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий и пр. Большое применение в практике ППФП средств массовых видов спорта связано с их доступностью и высокой прикладной эффективностью. При их выборе учитывается профессионально-прикладное значение вида спорта для конкретных профессий.
В средних специальных
и высших учебных заведениях планирование
ППФП должно проводиться с учетом
решения ее задач не к окончанию
срока обучения, а к началу производственной
практики учащихся. К этому времени
надо обеспечить необходимую профессионально-
В средних специальных и высших учебных заведениях преимущественно используются следующие формы:
а) средства ОФП и ППФП;
б) только средства ППФП из различных ее разделов.
4. самостоятельные тренировочные занятия по заданию преподавателя.
Дополнительно применяются
специализированная утренняя зарядка,
туристические походы по установленным
маршрутам с выполнением
4.Место ППФП в системе физического воспитания студентов.
При решении задач профессионально-
Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей физической и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовки почти достаточно, чтобы иметь психофизическую готовность к будущей профессии. Все это требует знаний и навыков самостоятельного применения специально подобранных физических упражнений для профилактики или лечения заболеваний, связанных с условиями труда.
В ходе учебного процесса уровень
подготовленности студентов по разделу
ППФП контролируется специальными нормативами,
что особо оговорено в
5.Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества.
Общепризнанно, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы.
Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.
Итак, конкретное содержание ППФП направлено на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
Формы (виды) труда. Основные формы труда - умственный и физический. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течении дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.
Условия труда влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека.
Характер труда .Для того, чтобы правильно подобрать средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижений и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций.
Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальность производства, работоспособность и здоровье трудящихся.
Динамика работоспособности специалистов в процессе труда – интегральный фактор, который определяет конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, нужно знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ.
К дополнительным факторам, определяющим содержание ППФП относятся индивидуальные особенности будущих специалистов, а также географо-климатические условия региона, где предстоит работать и жить выпускнику.
Различия в физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит от его физической и психологической пригодности к данному виду труда, т.е. от способностей. Способности – устойчивые свойства личности, однако они в процессе труда меняются. Поэтому совершенствовать их путем целенаправленной тренировки необходимо с учетом индивидуальных особенностей, следовательно, усилия студентов и время для освоения отдельных разделов ППФП к избранной специальности у каждого свои.
Итак, изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специалиста в сфере труда, психофизических процессов , сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяет выявить соответствующий раздел профессиограммы специалиста.
6.Методика подбора средств профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Подбор средств ППФП производится с учетом учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов. Средства ППФП можно объединить в следующие группы:
При подборе отдельных
прикладных физических упражнений важно,
чтобы их психофизиологическое воздействие
соответствовало формируемым
В большинстве отечественных исследований по определению содержания ППФП отмечается ведущая роль общей выносливости и обеспечении высокой профессиональной работоспособности.
Уровень квалификации спортсменов накладывает отпечаток на состояние их физического развития и функциональной подготовки.
Оздоровительные силы природы
и гигиенические факторы –
обязательные средства ППФП студентов,
особенно для воспитания специальных
прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную
работу в различных географо-
Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда.
Формы ППФП в вузе.
ППФП студентов на учебных занятиях проводятся в форме теоретических и практических занятий.
Формы ППФП в свободное время:
Одной из форм ППФП – массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия.
7.Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранному направлению подготовки или специальности: методические указания по изложению лекционного материала по ППФП студентам отдельного факультета.
7.1.Основные и дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника факультета.
Основная трудность изложения конкретного материала по данному разделу – полное или частичное отсутствие необходимого научно-методического материала по ППФП студентов данного факультета на кафедрах физического воспитания.
Материалы, необходимые для разработки содержания по ППФП , можно найти в литературе по теории и методике физического воспитания, по физическому воспитанию студентов специальных учебных заведений, в работах по физиологии и психологии труда и др.
Влияние форм и видов труда бакалавра или специалиста на содержание ППФП.
Для изложения этого вопроса используются материалы профессиограммы будущих специалистов, а также требования общегосударственного стандарта подготовки бакалавра и специалиста данного профиля.
Необходимо иметь в
виду большое внутрипрофессиональное
разнообразие видов труда. В лекции
следует раскрыть возможную возрастную
динамику внутрипрофессиональных
видов труда специалистов на протяжении
30-35-летнего периода
Информация о работе Профессионально-приклажная физическая подготовка студентов