Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:32, реферат
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента.
Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Оренбургский Государственный
Кафедра физического воспитания
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности
студентов.
Средства физической культуры
в регулировании
Группа: 2000 ПИ-1
Выполнил: Фридман М
Проверила: Алексеева Э.Н.
Оценка ____________
Роспись ____________
Оренбург 2000г.
1. Психофизиологическая
характеристика
учебного труда студентов
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую
связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во
многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента.
Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей,
сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным
факторам, а также наличие широкого
перечня отрицательных
существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной
деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.
Снижение умственной работоспособности наблюдается при психических болезнях,
органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях
заболеваний. Даже при пограничных
нервно-психических
продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.
Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и
нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий
до пределов возможного.
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки
выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная
деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в
условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:
1)
противоречия между большим
дефицитом времени на ее освоение;
2)
между объективно текущим
становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно
быстрее самоутвердиться и проявить себя;
3)
Между стремлением к
интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ
Эти противоречия создают высокое
нервно-эмоциональное
отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов.
Студенческий возраст
своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми
ответов на разнообразные нравственно-
общекультурные, политические и другие вопросы. Студенческий возраст является
также заключительным этапом поступательного возрастного развития
психофизиологических и
этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда.
Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого
усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии
умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но
существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма
существенно на учебе психоэмоциональном состоянии студентов.
К ним относятся целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся
малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие
отрицательный эффект, который можно назвать неспособностью студентов к
обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:
1)
и организация обучения, требующие
значительного повышения
овладении учебным материалом
2)
межличностных отношений, что характерно для всякого формирующегося коллектива
3)
учебы жизненного стереотипа и формирование нового «вузовского».
4)
заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии.
Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С
одной стороны они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую
применения всех сил и способностей. С другой – само по себе преодоление
новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма.
Включение студентов в новую
систему жизнедеятельности
нервным напряжением излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой
активности, беспокойством и т.д.
На психофизическом состоянии студентов отражаются также субъективные и
объективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние
здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и
др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний,
способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические
возможности, нервно-психическую
темперамент, коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому
подобное.
Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов,
возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и
информационный объем, которых все время возрастает.
Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является
экзаменационный период 0 один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в
большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующийся
повышенной ответственности с элементом напряженности. Отрицательное
воздействие на организм усиливается при суммарно влиянии нескольких факторов
риска,
когда они воздействуют одновременно
и принимают хронический
2. Динамика работоспособности студентов в учебном году
и факторы, ее определяющие
Работоспособность определяется как способность человека к выполнению
конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и
параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные
знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности,
например, память, внимание, мышление и т.д.; физиологические – состояние
сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем;
физические – уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.:
совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности.
Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню
мотивации и поставленной цели.
Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от
свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента.
Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней,
установка на выполнение определенного кокретного задания, информация и оценка
результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов
претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели,
полугодия (семестра), учебного года.
Учебный день
Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой
продуктивности учебного труда. После звонка они не могут сразу
сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и
более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня.
Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением
работоспособности с определенными колебаниями.
Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5
– 3 часа, в процессе чего функциональное
состояние студентов
изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая
выполняется.
Третий период – период полной компенсации, характеризуется появлением
начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и
положительной мотивацией.
В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление,
наблюдаются колебания волевого усилия,
а также колебания
учебной деятельности.
В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которая
перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет
мобилизации резервов организма (конечный порыв).
При дальнейшем продолжении работы в шестом периоде, происходит резкое
уменьшение ее продуктивности. В результате снижения работоспособности и
угасания рабочей доминанты.
Учебный день студента кроме аудиторных занятий включает самоподготовку.
Наличие второго подъема
ритмом, а главным образом
заданий.
Вариантность изменения
что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением
различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные
занятия и другие)
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
24 |
Учебные занятия |
Отдых |
Самоподготовка |
Рис.1 Работоспособность студентов в течение учебного дня
Учебная неделя
Динамика умственной работоспособности в учебном недельном цикле
характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник,
вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и
снижением в последние дни недели. В некоторых случаях отмечается ее подъем,
что связывают с явлением «конечного порыва».
Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора
нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни
недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в
коллоквиуме, подготовка и сдача зачета.
пн |
вт |
ср |
чт |
пт |
сб |
Рис 2. Работоспособность студентов в учебной неделе. Пунктиром отмечено
явление конечного порыва
Учебный семестр и учебный год
В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период
врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности.
Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает период устойчивой
работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты,
работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой
работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность
восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным
использованием сред физической культуры и спорта наблюдается повышенной
работоспособности
Начало второго полугодия
продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до
1,5-2 недель. Дальнейшие изменение работоспособности со второй половины
февраля до начала апреля характеризуется устойчивым уровнем. Причем, этот
уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются
признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В
зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено
резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более