Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:32, реферат

Краткое описание

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента.
Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.тема 4.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

«штурма» в период зачетов и экзаменов.

2)     Ритмичную и системную  организацию умственного труда.

3)     Постоянное поддержание  эмоции и интереса

4)     Совершенствование  межличностных отношений студентов  между собой и

преподавателями вуза, воспитание чувств.

5)     Организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха.

6)     Отказ от вредных  привычек: употребления алкоголя  и наркотиков, курения

и токсикомании.

7)     Физическую тренировку, постоянное поддержание организма  в состоянии

оптимальной физической тренированности.

8)     Обучение студентов  методам самоконтроля за состоянием  организма с

целью выявления отклонений от нормы  и своевременной корректировки  и

устранения этих отклонений средствами профилактики.

    Использование физических упражнений как средство активного отдыха.   

Различают отдых пассивный и  активный, связанный с двигательной деятельностью.

Физиологическое обследование активного  отдыха связано с именем И.М Чеченова,

впервые показавшего, что смена  работы одних мышц работой других лучше

способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации  отдыха и в сфере умственной

деятельности, где подобранные  соответствующим образом физические нагрузки до

начала умственного труда, в  процессе и по его окончании оказывают  высокий

эффект в сохранении и повышении  умственной работоспособности. Не менее

эффективны ежедневные самостоятельные  занятия физическими упражнениями в

общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий  мозга

возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на

состояние мышечной, дыхательной и  сердечно-сосудистой систем, активизирует

сенсомоторную зону коры, поднимает  тонус всего организма, Во время  активного

отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных

процессов.

   «Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов  

К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов

относятся утренняя гигиеническая  гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы

в учебном труде студентов с использованием физических упражнений.

Утренняя гигиеническая гимнастика являемся наименее сложной, но достаточно

эффективной формой для ускоренного  включения студентов в учебно-трудовой

день. Она ускоряет приведение организма  в работоспособное состояние,

усиливает ток крови и лимфы  во всех частях тела и учащает дыхание, что

активизирует обмен веществ  и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за

ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет

сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность

пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры

головного мозга.

Ежедневная УГТ, дополненная водными  процедурами, - эффективное средство

повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания

организма.

Физкультурная пауза является действенной  и доступной формой. Она призвана

решать задачу обеспечения активного  отдыха студентов и повышения  их

работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют  о том, что после второй пары

учебных часов умственная работоспособность  студентов начинает снижаться.

Спустя 2-3 часа после завершения учебных  занятий работоспособность

восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а

при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

С учетом динамики работоспособности  студентов в течение учебного дня

физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. Рекомендуется после 4-х часов

занятий и продолжительностью 5 мин. – после каждых 2-х часов самоподготовки.

Исследования показывают, что эффективность  влияния физкультурной паузы

проявляется при 10-минутной ее проведении в повышении работоспособности  на

10%.

Микропаузы в учебном труде  студентов с использованием физических упражнений

полезны в связи с тем, что  в умственном труде студентов в силу воздействия

разнообразных факторов возникают  состояния отвлечения от выполняемой  работы,

которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено

усталостью в условиях ограничения  активности скелетной мускулатуры,

монотонным характером выполняемой  работы и др.

Наиболее часто подобные явления  наблюдаются при самоподготовке студентов,

выполняемой на фоне шести, а порой  и восьмичасовых аудиторных  занятий.

Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов

играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении

работоспособности.

     Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме

                        учебно-трудовой деятельности                       

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для

интенсивного и напряженного творческого  учебного труда без перегрузки и

переутомления, в сочетании с  активным отдыхом и физическим

совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование

средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию

достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и

работоспособности студентов.

В цикле исследований проверялась  целесообразность проведения занятий

физическими упражнениями и спортом в такие периоде учебного труда студентов,

когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце

учебного дня , в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего  учебного

года.

Динамика работоспособности в  течение рабочего дня характеризуется тремя

периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего

утомления.

Динамика  учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и

интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода

испытанием  организма студентов. Происходит снижение функциональной

устойчивости  к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает

негативное  влияние гиподинамии, нарушений  режимов труда и отдыха, сна  и

питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние

общего  утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный  характер изменений умственной работоспособности  достигается во

многом  при адекватном для каждого индивида использовании средств физической

культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками

эффективного  внедрения средств физической культуры в учебный процесс,

обеспечивающих  состояние высокой работоспособности  студентов в учебно-

трудовой  деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в

учебном труде; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в

различных видах учебного труда; эмоциональная  и волевая устойчивость к

сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение

физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.


Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособ