Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:32, реферат
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента.
Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.
«штурма» в период зачетов и экзаменов.
2) Ритмичную и системную организацию умственного труда.
3) Постоянное поддержание эмоции и интереса
4) Совершенствование
межличностных отношений
преподавателями вуза, воспитание чувств.
5) Организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха.
6) Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения
и токсикомании.
7) Физическую тренировку,
постоянное поддержание
оптимальной физической тренированности.
8) Обучение студентов
методам самоконтроля за
целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и
устранения этих отклонений средствами профилактики.
Использование физических упражнений как средство активного отдыха.
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью.
Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М Чеченова,
впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше
способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.
Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной
деятельности, где подобранные
соответствующим образом
начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий
эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее
эффективны ежедневные самостоятельные
занятия физическими
общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга
возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на
состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует
сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма, Во время активного
отдыха эта доминанта
процессов.
«Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов
К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов
относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы
в учебном труде студентов с использованием физических упражнений.
Утренняя гигиеническая
эффективной формой для ускоренного
включения студентов в учебно-
день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние,
усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что
активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за
ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет
сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность
пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры
головного мозга.
Ежедневная УГТ, дополненная водными процедурами, - эффективное средство
повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания
организма.
Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана
решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их
работоспособности.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары
учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться.
Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность
восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а
при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.
С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня
физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. Рекомендуется после 4-х часов
занятий и продолжительностью 5 мин. – после каждых 2-х часов самоподготовки.
Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы
проявляется при 10-минутной ее проведении в повышении работоспособности на
10%.
Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений
полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия
разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы,
которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено
усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры,
монотонным характером выполняемой работы и др.
Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов,
выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.
Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов
играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении
работоспособности.
Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме
учебно-трудовой деятельности
Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для
интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и
переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим
совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование
средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию
достаточно высокой и
работоспособности студентов.
В цикле исследований проверялась целесообразность проведения занятий
физическими упражнениями и спортом в такие периоде учебного труда студентов,
когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце
учебного дня , в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного
года.
Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя
периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего
утомления.
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и
интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода
испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной
устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает
негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и
питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние
общего утомления, переходящее в переутомление.
Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во
многом
при адекватном для каждого индивида
использовании средств
культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками
эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс,
обеспечивающих
состояние высокой
трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в
учебном труде; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в
различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к
сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение
физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.