Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:32, реферат
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента.
Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.
медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления
|
|||
| |||
начало |
конец |
каникулы |
середина |
экзамены |
||||||||||||||
середина |
экзамены |
начало |
конец |
каникулы | ||||||||||||||
1 полугодие |
2 полугодие |
Рис 3. Изменение умственной (сплошная линия) и физической (пунктир)
работоспособности студентов в учебном году.
3. Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы,
ее определяющие
Два месяца в году у студентов связаны с экзаменам – зимняя и весенняя
экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в
учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они
служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности
интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот
период при средней
интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в
условиях изменения
возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное
волнение и страх. В период экзаменов под влиянием напряженной умственной
деятельности, в условиях существенных
изменений процессов
отсутствие в них физических отношений как средство эмоциональной разрядки,
рекреации, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и
физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии. Сам
процесс экзаменов характеризуется также значительными психоэмоциональными и
энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической
подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с
требованиями экзаменационной сессии.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую
связано с его работоспособностью и утомляемости. От состояния здоровья во
многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студентов.
Сразу после экзаменационной сессии наблюдается снижение общего
функционального состояния, толерантности организма к физическим нагрузкам и
возрастание требований к профессионально важным интеллектуальным
характеристикам личности. Происходит снижение компонентов клинического
статуса и функциональной устойчивости к физическим нагрузкам и повышение
профессионально важных интеллектуальных качеств. Такую динамику можно
объяснить следующим образом: сам учебный процесс с нарастанием его
интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом к
стимуляции долговременной и оперативной памяти, логического и эвристического
мышления, объема и переключения внимания, зрительно-моторного восприятия,
позволяющим повысить резервы интеллектуального труда. В то же время, к началу
экзаменационной сессии возрастает время нахождения студентов в состоянии
гиподинамии, нарушение режима труда и отдыха, питания. Возрастает негативное
влияние увеличения интоксикации никотином, временной тонизации посредством
тонина и кофеина при повышенном потреблении крепкого чая и кофе, что в
совокупности приводит к снижению общей физической тренированности, общему
физическому утомлению.
Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и
нервно-эмоциональных
пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные,
бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы, могут привести к
различным функциональным и психическим срывам.
Работоспособность в большей степени связана с условиями труда. Для
возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний, астении,
неврозоподобных синдромов, неврозов,
заболеваний опорно-
аппарата вполне достаточно негативного
воздействия учебной
дальнейшем фактора «сидячих» профессий. В то же время нельзя исключить
появления этих заболеваний и при воздействии других факторов внеучебного и
внепроизводственного
4. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика
Костно-суставная паталогия
Вследствие вынужденной
мышц) заторможены обменные процессы. В положении сидя, особенно с наклоном
головы и туловища вперед (учебная деятельность), возникает костно-суставная
патология, в частности шейного и поясничного отдела позвоночника.
Биохимический анализ позы «сидя за столом» выявил наличие значительных
мышечных напряжений в области поясницы и шеи. Это напряжение мышц,
ответственных за поддержание рабочей позы вызывает их утомление, субъективно
оцениваемое как чувство усталости или более в указанных областях тела.
Объективно утомление
исследованных мышц уже в первой половине учебного дня
Для снижения уровня утомления позных мышц, то есть для рациональной рабочей
позы необходимо уменьшить величину наклона головы и корпуса. При организации
рабочего места важно соблюсти соответствие конструкции рабочей мебели
основным анатомофизиологи-
Патология органов зрения
Высокая нагрузка на зрение во время учебы в вузе еще более усугубляет
имеющееся положение. Поэтому профилактика зрительного утомления и
перенапряжения достаточно актуальна. Методы профилактики перенапряжения
зрительного аппарата весьма разнообразны. Для обеспечения комфортных условий
при выполнении зрительно-напряженных работ необходимо применять наиболее
рациональные системы
источников света. В профилактике зрительного утомления и перенапряжения
весьма значительное место занимает регламентация режимов труда и отдыха.
Особенно важна специальная гимнастика для глаз.
Умственно-эмоциональное перенапряжение
Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все большего числа лиц,
занимающихся умственной деятельностью, представляет собой серьезную
актуальную проблему, поскольку новые методы, средства, формы и принципы
обучения оказывают
эмоциональную сферу студентов.
Особое внимание следует обратить на то, что обучение очень часто сводится
лишь к умственной деятельности, оно почти всегда связано с эмоциональным
напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных
ситуаций, которые также могут способствовать развитию нервного
перенапряжения. При этом очень важно знать, что возникновение кратковременных
эмоций (стрессов) в большинстве случаев не является вредным и не бывает
помехой в деятельности человека; только хроническое воздействие на организм
эмоционального стресса имеет существенное значение для возникновения нервного
перенапряжения
В настоящее время физиология труда располагает множеством рекомендаций,
направленных на оптимизацию режимов труда и отдыха, повышение
работоспособности в различных учебно-производственных условиях. В связи с
этим рассмотрим лишь некоторые профилактические и оздоровительно-лечебные
мероприятия:
1)
подготовленности определяет большую степень устойчивости организма к
воздействию учебных нагрузок. Наблюдаются и меньшие энергозатраты при
выполнении физических работ.
2)
способствуют не только повышению работоспособности специалиста, но и
уменьшение эмоциональной
3)
4)
четкого убеждения, что он могут справиться со стрессовыми ситуациями и
отрицательными эмоциями.
5)
эстетическое и этическое
предупредить вероятность возникновения конфликтных, стрессовых ситуаций.
6)
положительных эмоций. Большое значение имеет характер отдыха, способ
проведения отпусков, каникул и их своевременность.
Сон и психическое здоровье
В вопросе изучения сна за последние годы достигнуты успехи. В феномен сна
(поведенческие,
функциональные системы
происходит чередование
Изучение феномена сна в физиологии труда принимает исключительно важное
значение в связи с тем, что сон имеет адаптивное значение для учебно-трудовой
деятельности человека, расстройство сна может вызвать понижение
работоспособности. Если расстройство
сна принимает хронический
это может привести к развитию неврологического синдрома.
Установлено, что тотальное или частичное лишение сна приводит прежде всего к
нарушению высших психических функций: снижается память, внимание, а
вследствие этого –
Рекомендации по предупреждению нарушения сна в основном следующие
1) Активная деятельность днем, особенно физическая. Важно, чтобы сон и
бодрствование совпали с биологическими ритмами организма
2) Ежедневная мышечная активность, причем напряженную умственную
деятельность необходимо чередовать с физическим трудом или занятиям спортом.
3) Определенный комфорт спального места.
Сон восстанавливает и корректирует множество тонких процессов перенапряжения.
Хороший сон очень важен, особенно после экстремальных ситуаций и длительной,
напряженной умственной деятельности.
Гипокинезия и гиподинамия.
Малоподвижный образ жизни современного человека приводит к тому, что
нарушается функциональное состояние всех систем организма. Деятельность всех
систем организма направлена на
хорошее обеспечение
При отсутствии достаточной дозы ежедневных мышечных движений происходят
нежелательные и существенные изменения
функционального состояния
сенсорных систем. Наряду с изменением в деятельности высших отделов головного
мозга снижается уровень функциониров
отвечающих за работу органов чувств (слух, равновесие, вкус и другие) или
ведающих жизненно важными функциями (дыханием, кровообращением,
пищеварением). Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил
организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний.
Для данного состояния характерна повышенная утомляемость, крайняя
неустойчивость настроения, ослабление самообладания, нетерпеливость, утрата
способности к длительному умственному и физическому напряжению. Все эти
симптомы могут проявляться в различной степени. Наиболее действенной
альтернативой гипокинезии и гиподинамии в современных условиях могут
выступать средства физической культуры, увеличение объема и интенсивности
мышечной деятельности.
5. Средства физической культуры для оптимизации работоспособности,
профилактики нервно-
повышения эффективности
Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности
студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и
функционального перенапряжения можно рекомендовать следующее
1) систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без