Разработка программы физкультуры и спорта в Оровской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Здоровый образ жизни будущего поколения – это одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Каждая страна ждет будущего от своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно , а значит занятия физической культурой и спортом должны стать доступны и интересны каждому.

Вложенные файлы: 1 файл

НИР.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)


          ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. Здоровый образ жизни будущего поколения – это одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Каждая страна ждет будущего от своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно , а значит занятия физической культурой и спортом должны стать доступны и интересны каждому.

В этой связи  возникает необходимость повышения  эффективности управления сферой физической культуры и спорта, что означает более рациональное использование  имеющихся возможностей и затрачиваемых усилий для решения кардинальных задач, возникших перед страной и значение решений этих задач на государственном уровне в наши дни неизмеримо возросло.

Физическая  культура – составная часть культуры, области социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Таким образом, физическая культура и спорт – это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как населения в целом, так и каждого отдельного человека, деятельности, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества.

Однако состояние  здоровья всех слоев населения России продолжает оставаться наиболее тревожным  фактором, требующим кардинальных решений. Поэтому для подготовки обоснованных решений по совершенствованию принципов управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне, необходимо знать как реально функционирует сложившаяся на сегодня система физической культуры и спорта в целом по России, а также в зарубежных странах, что делает актуальным рассмотрение этих вопросов в настоящей выпускной квалификационной работе.

Для Орловской области и Орла эта сфера представляет значительный интерес, поскольку город является одним из тех, кто вписывает имена своих спортсменов в мировые спортивные достижения, всегда славился спортивными традициями. С другой стороны, физическая культура и массовый спорт являются той сферой, которая в значительной мере обеспечивает физическое здоровье всего населения. Поэтому муниципальную политику в области физической культуры и спорта можно рассматривать как весьма важную задачу.

Цель работы – является изучение культурно-спортивного  потенциала Орловской области, анализ и выявление его проблем и путей их решения.

Задачи:

- изучить теоретические  аспекты сущности муниципальной  политики в области физической культуры и спорта;

- проанализировать  состояние физической культуры  и спорта в Нижегородской области  как результат регионального  управления;

- проанализировать  механизм управления сферой физической  культуры и спорта;

- разработать рекомендации по повышению эффективности управления данной сферой на региональном уровне.

Объект –региональная  политика в области физической культуры и спорта.

Предмет – особенности  региональной политики в области  физической культуры и спорта в Орловской области.

 

            1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО СОСТОЯНИЯ РЕГИОНА

 

 1.1 Особенность сферы ФКС и принципы управления ею в РФ

 

Основным законом, регулирующим правовые основы физической культуры и спорта в России является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 20.12.2004 г. № 167-ФЗ).

Данный Федеральный  закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России, создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.

Федеральный закон рассматривает  физическую культуру и спорт как  одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. [16, с. 47]

Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами: [8, с. 44]

  1. непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

          2. учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

3. признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;

4.создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности.

Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное) движение и олимпийское движение России и обеспечивает:

1) ежегодное  финансирование мероприятий в  области физической культуры  и спорта, в том числе мероприятий  по подготовке к участию спортсменов  в Олимпийских играх, других  международных спортивных соревнованиях  и участию в них, за счет средств федерального бюджета;

2) создание условий  для использования физкультурно-спортивными  организациями и предприятиями  спортивной промышленности государственных  финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а  также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

3) содержание  физкультурно-оздоровительных, спортивных  и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности  Российской Федерации;

4) создание условий  для строительства и содержания  спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

5) создание условий  для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;

6) создание условий  для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;

7) организацию  физкультурно-оздоровительных и  спортивно-массовых мероприятий  для девушек и женщин с учетом  специфики их деятельности и  соответствующих научно-методических рекомендаций;

8) организацию  обязательной сертификации спортивных  изделий и техники в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

9) поддержку  внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных  организаций.

Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов (далее - спорт высших достижений) и создает для этого благоприятные условия посредством:

1) увеличения  количества спортивных школ всех  видов и типов, училищ олимпийского  резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепления их материально-технической базы;

2) строительства  новых и модернизации существующих  баз и центров подготовки сборных  команд Российской Федерации  по различным видам спорта, а  также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;

3) выделения  ассигнований на комплексные  научные исследования по проблемам  развития спорта высших достижений;

4) стимулирования  деятельности физкультурно-спортивных  организаций по подготовке спортсменов  высокого класса и их участия в международных соревнованиях;

5) поощрения  меценатства и благотворительности.

Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения России в  соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная поддержка физической культуры и  спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий  спортивной промышленности осуществляется в соответствии с программами  развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций.

Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом.

Всемирно признано, что занятия физической культурой  и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных  неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании и т.д.). Причем, как отмечают американские специалисты, использование физической активности и спорта в целях предупреждения заболеваемости требует незначительных дополнительных затрат государства. В то же время потери от преждевременной смерти трудоспособного населения в США оцениваются в 25-30 млрд. долл. в год. А канадские эксперты считают, что прямые и косвенные расходы на лечение заболеваний, связанных с физической пассивностью канадцев, составляют примерно 2,5 млрд. долл. в год.

Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело  к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.

Помимо этого  общемировой тенденцией является колоссальный рост интереса к спорту высших достижений. Данная тенденция отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского. Спорт на всех его уровнях - универсальный механизм для самореализации человека, для его самовыражения и развития. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение сегодня - одно из самых мощных и массовых международных движений. Олимпийское спортивное сообщество включает более 200 стран мира.

В современном  мире наблюдается устойчивая тенденция  повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется  в:

- повышении  роли государства в развитии  физической культуры и спорта;

- широком использовании  физической культуры и спорта  в профилактике заболеваний и  укреплении здоровья населения; 

- продлении  активного творческого долголетия  людей; 

- организации  досуговой деятельности и в  профилактике асоциального поведения молодежи;

- вовлечении  в занятия физической культурой  и спортом трудоспособного населения; 

- использовании  физической культуры и спорта  в социальной и физической  адаптации инвалидов, детей-сирот; 

- резком увеличении  роста дохода от спортивных зрелищ и спортивной индустрии;

- возрастающем  объеме спортивного теле-, радиовещания  и роли телевидения в развитии  физической культуры и спорта  и формировании здорового образа  жизни; 

- развитии физкультурно-оздоровительной  и спортивной инфраструктуры  с учетом интересов и потребностей населения;

- в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых  на рынке физкультурно-оздоровительных  и спортивных услуг. 

В соответствии с общемировой  тенденцией и в нашей стране вопросы  развития физической культуры и спорта становятся ключевым направлением социальной политики.

Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей  составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь  гуманистических идеалов, ценностей  и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Информация о работе Разработка программы физкультуры и спорта в Оровской области