Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:20, курсовая работа
Актуальность темы. Здоровый образ жизни будущего поколения – это одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Каждая страна ждет будущего от своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно , а значит занятия физической культурой и спортом должны стать доступны и интересны каждому.
Наше время характеризуется некоторым упадком интереса молодежи к занятиям физической культурой, в том числе – ее спортивными видами. Молодёжь пассивно относится к состоянию своего здоровья, предпочитая, уделять время азартным играм, употреблению наркотиков и беспорядочному образу жизни, и не понимают того, что такой образ жизни приводит их не только к личным трагедиям, но постепенно может превратиться в глобальную катастрофу. Причины такого явления, характеризующиеся все большим увлечением вредными привычками были изучены с помощью социологический опроса молодежи города на тему: «Причины недостаточного внимания молодёжи к физкультуре и спорту». Исследование было проведено среди молодёжи нашего города в возрасте 10-18 лет. Ведь именно в этот период перед подростками стоит альтернатива, какой выбрать образ жизни и чем заниматься в свободное время, которого в этом возрасте очень много. В анкетировании принимали участие 100 человек. Они были разделены на 4 категории по 25 человек: 10-12 лет, 12-14 лет, 14-16 лет, 16-18 лет, которые дали неодинаковые показатели исследуемой проблемы. Анализ проведённого социологического опроса
На вопрос, делают ли дети утром зарядку, они ответили следующим образом: 32% опрашиваемых делают зарядку каждое утро, в их числе наибольшее количество ребят ответивших положительно (10-12 лет), подростки от (16-18 лет) делают это с меньшим желанием. Делают зарядку иногда –39% , а 29% подростков никогда не делают зарядку. Это говорит о том, что родители внушили детям безразличие к физической подготовке, доказывая это своим примером.
Занимаются ли они спортом 36% ответили – да, в основном мальчики, общей физической подготовкой занимаются – 29%. 35% респондентов вообще не занимаются спортом. Значит, существуют какие-либо причины, по которым третья часть опрошенных ребят не посещают секции. Следующий вопрос был направлен на раскрытие этих причин. Самая главная причина – высокая плата за обучение ответили 27%. Значит, нужно сделать всё для того, чтобы дети, семьи которых не имеют возможности оплатить секцию, занимались на бюджетном финансировании. Затруднились ответить, в чём причина 12% подростков. Выразили нежелание заниматься спортом 15% молодых людей. Нет времени, ответили 18%. И 17% сослались на то, что не знают, где и какие проводятся занятия. Это говорит о слабой работе по рекламе оздоровительных учреждений, спортивных секций. Неудобное время для посещения секций у 11% школьников [27, c. 56].
Таблица 2.1 Причины непосещения молодежью спортивных секций
Причины |
10-12 лет |
12-14 лет |
14-16 лет |
16-18 |
Итого: |
1. Нет времени |
3 % |
4 % |
9 % |
2 % |
18 % |
2. Нет желания |
1 % |
6 % |
3 % |
5 % |
15 % |
3. Высокая плата за обучение |
7 % |
11 % |
4 % |
5 % |
27 % |
4. Неудобное время для посещения занятий |
6 % |
0 % |
2 % |
3 % |
11 % |
5. Не знают, где и какие проводятся занятия |
4 % |
4 % |
4 % |
5 % |
17 % |
6. Свой вариант |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
7. Затрудняюсь ответить |
4 % |
0 % |
3 % |
5 % |
12 % |
Итого: |
25 % |
25 % |
25 % |
25 % |
100 % |
«Хотят ли дети, чтобы в школах были введены дополнительные часы физкультуры?». Больше половины опрошенных детей, а именно 61% за введение дополнительных уроков физкультуры, ведь это снимает усталость, поднимает работоспособность, помогает отвлечься. Не хотят изменений в режиме, довольствуясь 2-3 часами физкультуры в неделю –33% и 6% детей такого мнения, что 2-3 урока физкультуры в неделю это много и они не нужны. Большое количество детей категорий 10-12, 12-14 и 14-16 лет хотят введения дополнительных уроков физкультуры, а подростки 16-18 лет отнеслись к этому пассивно.
Достаточно ли в нашем городе спортивных секций, клубов, спортивных школ, 32% ответили, что в нашем городе созданы все условия для занятия спортом, было бы желание. Затрудняются ответить на этот вопрос 16%, так как незнакомы с обстановкой в нашем городе. 12% респондентов считают, что секций, клубов мало и если будет больше клубов, то охват молодёжи спортом станет больше. Большое количество детей не имеют информации об этом 40%.
Многие из школьников хотели бы связать своё будущее со спортом, стать профессиональными спортсменами 29%. Это говорит о том, что у детей есть желание, но нет такой возможности. Никогда не думали над этим вопросом –21%, 24% ответили отказом, так как они считают, что в жизни ещё очень много интересных увлечений. И затруднились ответить –26% учащихся.
Многие опрошенные не скрывали наличие у себя вредных привычек. «Что же им мешает от них избавиться?». 35% ответили, что хотели бы избавиться от вредных привычек и заниматься спортом, но сослались на высокую плату за обучение в секциях. 12% отметили, что им тяжело поменять свой образ жизни сложившийся годами. Попали под дурное влияние 21% ребят. На отсутствие в их микрорайоне спортивных секций и клубов сослались 11% и 13% детей ответить на вопрос не смогли. Почему ребята употребляют наркотические вещества, алкоголь и сигареты? Знают ли ребята, что вредные привычки отрицательно влияют на их умственное и физическое развитие? Большинство школьников ответили, что знают и полностью с этим согласны, но привычки берут вверх над силой воли 68%. 12% ответили, что не знают о негативном влиянии вредных привычек на здоровье и считают это личным делом. И 20% затруднились ответить на этот вопрос, они придерживаются иного мнения. Как дети относятся к сверстникам, имеющим вредные привычки? 34% школьников относятся к таким людям нормально, считая, что это их личное дело. Негативное отношение выражают 38% ребят, в основном девочки, ссылаясь на плохой пример для окружающих. И затруднились ответить 16%.
Таблица 2.2 Занятия детей оздоровительными мероприятиями с семьёй.
10-12 лет |
12-14 лет |
14-16 лет |
16-18лет |
Итого: | |
1. Каждый день |
1 % |
0 % |
0 % |
0 % |
1 % |
2. Раз в неделю |
4 % |
4 % |
0 % |
0 % |
8 % |
3. Раз в месяц |
11% |
4 % |
4 % |
3 % |
22 % |
4. Раз в год |
3 % |
0 % |
6 % |
4 % |
13 % |
5. Не занимаюсь |
6 % |
16 % |
13 % |
15 % |
50 % |
6. Затрудняюсь ответить |
0 % |
1 % |
2 % |
3 % |
6 % |
Итого: |
25 % |
25 % |
25 % |
25 % |
100 % |
Здоровый образ жизни
3.2 Способы популяризации физкультуры и спорта в Орловской области
Проведенное исследование показало, что вопросы физического воспитания не получили верной оценки в семье и у самой молодежи, в связи с чем нет стремления к этому занятию, нет желания уделять этому внимание и у родителей. Это говорит о неблагополучной ситуации с состоянием здоровья молодежи и нет надежды на то, что это быстро изменится.
Таким образом, на уровне менталитета населения города, не исключая молодое поколение, нет явно выраженного активного отношения к занятиям спортом. Преодолеть это возможно лишь последовательными совместными усилиями институтов власти и общественности на основе понимания роли физической культуры и спорта как условия упрочнения национальной идентичности, долговременного развития человеческого фактора.
Сильная спортивная политика, социально взвешенная и ресурсно-обеспеченная, должна стать фундаментом развития массовой физической культуры и спорта для всех как важного фактора оздоровления населения, гармоничного, полноценного формирования подрастающего поколения, утверждения здорового образа жизни.
Для увеличения интереса к спорту среди населения по месту жительства, необходима работа по восстановлению дворовых спортивных площадок и дворовых команд, отвечающих общественным нуждам и доступных для всех по ценам. При планировании и разработке политики на местном уровне, спорт как фактор социо-культурного развития должен рассматриваться наравне с такими областями как воспитание, здоровье, социальные службы, защита природы и другие.
Решение стоящих перед регионом проблем в сфере физической культуры и спорта определяется основной стратегической целью - созданием условий для реализации права граждан на занятия физической культурой и спортом.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
1. Развитие нормативно-правовой
базы управления физической
2. Улучшение спортивной материально-технической базы области, включающее в себя:
- строительство
и реконструкцию современных
физкультурно-оздоровительных
- обеспечение
эффективной деятельности
3. Формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни.
4. Внедрение
новых форм организации
5. Создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса.
6. Пропаганда здорового образа жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая культура и спорт относится к сфере социальной жизни, представляя собой неотъемлемый элемент нематериального производства.
В этой связи
возникает необходимость
В новой экономической ситуации государству пришлось одновременно решать целый ряд сложнейших проблем и вырабатывать новые подходы к их решению. Страна, как государство, все еще продолжает поиск стабилизации, и решений насущных вопросов во многих социальных областях, в том числе, в управлении физической культурой и спортом. Наряду со спортом высоких достижений, физкультурой для школьников, оздоровительными мерами для инвалидов и старших поколений, должны развиваться спорт высоких достижений и другие виды, которые в связи с переходом страны на рыночную экономику потеряли многое, что имели. Формирование здорового образа жизни и интереса к спорту воспитывается с детства, и мы обязаны изменить подходы к физическому воспитанию, прежде всего в учреждениях образования. Занятия физкультурой в школах не могут быть формальными, они должны стать систематическими, увлекательными для детей и полезными для их здоровья.
К развитию массового спорта и укреплению его инфраструктуры следует активнее привлекать отечественный бизнес. Это в первую очередь касается детского и юношеского спорта, а также спорта инвалидов и граждан с ограниченными физическими возможностями. Примером может служить программа «Газпром — детям», другие компании также работают в этом направлении. Необходимо всячески поддерживать эту активность
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипов А.Ф. Профессиональный спорт и закон / А.Ф. Антипов, Н.В. Уловистова // Теория и практика физической культуры. – 2001. - № 11. – С. 19-21.
2. Виноградов П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Часть I / П.А. Виноградов. – Челябинск. : УрГАФК, 2000. – 289 с.
3. Горшков В.Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях : учебное пособие / В.Е. Горшков, В.А. Какузин, А.В. Починкин. – Малаховка. : МОГИФК, 2003. – 68 с.
4. Актуальные вопросы истории, социологии, управления и экономики физической культуры и туризма // Сборник научных работ. – Малаховка, МГАФК, 1999. – 86 с.
5. Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 432 с.
6. О физической культуре и спорте : решение о ходе выполнения Закона РТ. – Нижнекамск. : 2002. – 23 с.
7. Молодежь и спорт в Республике Татарстан : информационно-методологический сборник / под общей редакцией М.М. Бариева. – Казань. : РЦИМ, 2004. – 186 с.
8. Аристова Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта / Л.В. Аристова // Теория и практика физической культуры. – 1999. - № 5. – С. 2-8.
9. Воронин С.Э. Организационно-правовые формы I физкультурных организаций в современных условиях / С.Э. Воронин, С.С. Филиппов // Теория и практика физической культуры. – 1999. - № 4. – С. 14-16.
10. Краснов В.М. Новое в организации и управлении развитием физической культуры и спорта в Чувашской Республике / В.М. Краснов // Теория и практика физической культуры. – 2000. - № 10. – С. 57-60.
11. О мерах по совершенствованию работы со спортсменами – членами сборных команд Республики Татарстан и подготовке их к всероссийским и международным соревнованиям : постановление КМ РТ от 16.04.2004 № 187.
12. Современные проблемы и концепции развития физической культурыи спорта / под ред. В.И. Жолдак. – Челябинск. : 2004. – 269 с.
13. Соколов А.С. О муниципальной спортивной политике [Электронный ресурс] / А.С. Соколов. – Режим доступа: http : // www.infosport.ru.
14. Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В.А. Фетисов. – М. : Советский спорт, 2005. – 80 с.
Информация о работе Разработка программы физкультуры и спорта в Оровской области