Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:49, реферат
Двигательная активность и работоспособность студента напрямую зависят от его образа жизни. Студенту необходимо научиться сочетать учёбу и отдых. Не малую роль в поддержании здоровья студента играет активный отдых и занятия физкультурой и спортом.
К сожалению, многие студенты в наше время не занимаются спортом, не приемлют активный образ жизни. Не соблюдение элементарных правил здорового образа жизни и неумение правильно составлять распорядок дня приводят к снижению работоспособности и появлению различных заболеваний.
Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности организации и основные психофизиологические характеристики учебного труда студентов……………………………………...4
Динамика трудоспособности в процессе учебной и трудовой деятельности, факторы её определяющие…………………………………………………….…8
Критерий нервно-эмоционального утомления и переутомления студентов, их профилактика средствами физической культуры……………………………..13
Заключение………………………………………………………………………20
Библиографический список……………………………………………………..21
Новосибирский Государственный Аграрный Университет
Факультет Ветеринарной медицины
Кафедра физического воспитания
Реферат по физической культуре на тему:
Режим двигательной
активности и
Выполнила:
Студентка I курса, гр.6103
Дубова Л. С.
Проверила:
Григорьева Л. П.
Новосибирск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Особенности организации
и основные психофизиологические характеристики
учебного труда студентов…………………………………….
Динамика трудоспособности
в процессе учебной и трудовой
деятельности, факторы её определяющие………………………………………………
Критерий нервно-эмоционального
утомления и переутомления
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..21
Введение.
Двигательная активность и работоспособность студента напрямую зависят от его образа жизни. Студенту необходимо научиться сочетать учёбу и отдых. Не малую роль в поддержании здоровья студента играет активный отдых и занятия физкультурой и спортом.
К сожалению, многие
студенты в наше время не
занимаются спортом, не
Студенты подвержены
гиподинамии, ожирению, респираторным
заболеваниям, заболеваниям опорно-
В данном реферате
мы рассмотрим особенности
Особенности организации и основные психофизиологические характеристики учебного труда студентов.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студента.
Снижение умственной работоспособности наблюдается при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70% людей.
Обучение в ВУЗе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов.
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:
1) противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;
2) между объективно текущим
постепенным, многолетним
3) Между стремлением к
самостоятельности в отборе
Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии студентов.
Студенческий возраст является заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда.
Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе психоэмоциональном состоянии студентов.
К ним относятся целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности, дающие отрицательный эффект, который можно назвать неспособностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:
1) Резко отличающиеся
от школьных методы и
2) Отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, что характерно для всякого формирующегося коллектива;
3) Ломка старого, сложившегося
за годы учебы жизненного
4) Сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии.
Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят: среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.
Учебное время студентов в среднем составляет 52-58 ч в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8-9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. В возрасте17-25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций (сенсорно-перцептивные, мнемические, мышление), в котором определяющую роль играет образование и учение, т.е. деятельность по усвоению знаний, умений, навыков. Фактор учения, постоянной умственной работы определяет высокий тонус интеллекта студентов, позволяет им эффективно выполнять напряженную учебную деятельность.
Однако при этом восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного использования средств физической культуры и спорта и других причин.
Критический и сложный для студентов экзаменационный период – один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования. К психофизиологическому дискомфорту может привести как учебная перегрузка, так и плохая организация учебного труда— неритмичность работы, отсутствие своевременного и качественного отдыха, питания, оздоровительных мероприятий.
Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний.
Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.
Динамика трудоспособности в процессе учебной и трудовой деятельности, факторы её определяющие.
Работоспособность - это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические (самочувствие, настроение, мотивация), физиологические (состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы), физические (степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума) особенности.
В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента.
Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд.
Различают студентов с устойчивой стереотипностью изменения работоспособности. Студенты, отнесенные к «утреннему» типу, так называемые жаворонки, встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность заметно снижается. Этот тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза. Студенты «вечернего» типа - «совы» наиболее работоспособны с 18 до 24 ч. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.
Наблюдения показали, что у студентов, которые по оптимуму работоспособности относятся к группе утренних, в1,5 раза чаще возникает гипертония, чем в группе вечерних. Объясняется это тем, что у «жаворонков» утром организм быстрее и активнее перестраивается с отдыха на работу - уже в 6 часов у этих студентов больше выбрасывается в кровь адреналина и норадреналина, которые поднимают артериальное давление. У студентов вечерней группы внутренние механизмы, влияющие на повышение давления, работают медленнее.
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой работы, её организацией и другими причинами.
Учебный день студента, как правило, не начинается с высокой продуктивности труда. В начале занятия не сразу удается сосредоточиться, активно включиться в работу. Проходит10-15 мин, а иногда и больше, прежде чем работоспособность достигнет оптимального уровня. Этот первый период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое содержание этого периода сводится к образованию рабочей доминанты, для чего большое значение имеет соответствующая установка. Второй период – оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность— 1,5-3 ч. Состояние студентов характеризуется такими изменениями функций организма, которые адекватны выполняемой учебной деятельности. Третий период - полной компенсации отличается тем, что появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается. При этом функциональные изменения отчетливо проявляются в тех органах, системах, психических функциях, которые в структуре конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе устойчивости внимания, оперативной памяти и др.). В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). Дальнейшее продолжение работы влечет резкое снижение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (шестой период). В практической оценке динамики работоспособности час-то третий и четвертый периоды характеризуют как периоды снижения работоспособности.
Информация о работе Режим двигательной активности и работоспособности.