Роль и задачи физкультурно-оздоровительной работы в школе. Виды физкультурно-оздоровительной работы в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:16, реферат

Краткое описание

В последнее время, в Украине, реализуется ряд государственных программ, направленных на укрепление здоровья учащихся. Ученые и практики создают различные оздоровительные программы для детей, подростков и молодежи. К сожалению, не всегда авторы этих программ задумываются над концептуальными основами создаваемых программ, принципами их построения, копируют опыт создания таких программ в западноевропейских странах и США, при этом не учитывают менталитет тех, кому они предназначены.
Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения - важнейшая социальная задача государственного значения и масштаба в Украине.

Содержание

Вступление.
Роль и задачи физкультурно-оздоровительной работы в школе.
Виды физкультурно-оздоровительной работы в школе.
гимнастика до занятий:
- значение гимнастики;
- организация и проведение гимнастики до занятий;
- содержание гимнастики;
игры на переменах;
физкультминутка;
спортивный час:
- задачи спортивного часа;
- структура спортивного часа;
- содержание спортивного часа;
e) массовые физкультурные мероприятия:
- дни физической культуры и спорта.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 71.62 Кб (Скачать файл)

В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные  спортивные игры, массовые соревнования '' Веселые старты '', '' А, ну-ка парни! '', '' А, ну-ка девушки! '', '' Папа, Мама - Я спортивная семья! '', '' Кожаный мяч '', '' Белая ладья '', '' День прыгуна '', открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна, метателя и т. д.; в зимних условиях - катания на лыжах, санках. Необходимо, чтобы все эти виды активного отдыха проходили без чрезмерной повышенной физической нагрузки, интересно для всех учащихся. Для подготовки и проведения дней здоровья директор школы привлекает весь педагогический коллектив школы во главе с организатором внеклассной и внешкольной работы. Необходимо, в рамках проведения дней здоровья привлекать родительский комитет школы, обеспечивая присутствия родителей на спортивных праздниках по плану школы. Одним из обязательных условий является обеспечение этого мероприятия медицинского обслуживания.

Основным показателем  результативности дня здоровья является массовость. Поэтому, при проведении главное внимание уделяется занятости  школьников, активному участию всех их в запланированных видах программы. Временно освобожденные врачом от занятий  физической культурой учащиеся также  находятся в составе класса на местах проведения спортивных мероприятий, что положительно скажется и найдет достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности  учащихся, повышения уровня учебной  и внеклассной физкультурно-оздоровительной  работы в школе. Однако они не участвуют в соревнованиях, играх, в выполнении физических упражнений, а оказывают посильную помощь учителям физического воспитания, классным руководителям в их проведении.

Создание звена научно-исследовательской  работы среди учащихся в школе  позволяет дополнительно привлечь к регулярным занятиям учащихся, отнесенным к медицинской группе здоровья, путем  решения образовательно-воспитательных задач по предмету физической культуры и спорта, выявить лиц из числа  учащихся способных заниматься НИР  в области ФКиС, что положительно скажется и найдет достойное применение полученных знаний и навыков в  дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышения уровня учебной и внеклассной  физкультурно-оздоровительной работы в школе. Безусловно, данная работа требует большого труда педагогического коллектива школы, особенно учителей физического воспитания. Поэтому, главным направлением в проведении любых физкультурно-спортивных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное участие, прежде всего самих школьников. Данная работа по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий не должна быть стихийной, бесконтрольной. Ее следует систематически направлять администрацией, учителями физического воспитания, в данную работу должен включиться весь педагогический коллектив школы, однако эта работа должна стать более плодотворной, если она будет тесно связана и подкреплена внешкольными формами физического воспитания самих учащихся.

Виды физкультурно-оздоровительной  работы в школе

Разнообразие двигательных умений и навыков, получаемых школьниками  в процессе занятий по физической культуре в школе, направлено на повышение  уровня общей физической подготовленности учащихся. Многими исследованиями и повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность. Основными показателями общей физической подготовленности школьников были, есть и будут достижения в основных движениях. В них, как в фокусе, видно умение владеть своим телом, умение выполнять движение экономно, быстро, точно. В этих движениях выявляется уровень развития физических качеств, скорости, ловкости, силы и др. Под качеством понимается такое свойство, которое выражается в способности выполнения не одной какой-нибудь узкой задачи, а более или менее широкого круга задач, объединенных психофизической общностью. Основные движения наиболее полно вскрывают эту общность качеств. Разумеется, педагогический процесс по физическому воспитанию не ограничивается узким набором упражнений, «приложимых в жизненных условиях». Чем больше число двигательных условных рефлексов приобретает ученик, тем более сложные и разнообразные двигательные задачи может ставить учитель перед учениками, тем легче приобретается навык. А двигательный навык характеризуется объединением частных операций в единое целое, устранение ненужных движений, задержек, повышением точности и ритмичности движений, уменьшением времени на выполнение действия в целом, строгой системностью в движениях, слаженностью различных систем организма.

Двигательный навык позволяет  экономить физические и психические  силы, облегчает ориентировку в окружающей среде, освобождает сознание для  своевременного осмысливания действия.

Известно, что недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточная двигательная активность снижает функциональные сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка, в результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких, замедляется моторное развитие. Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют. Сорокапятиминутный урок физической культуры компенсирует в средней 11%. А максимально (при большей моторной плотности) 40% необходимого объема движений. Это говорит о том, что два урока физической культуры компенсирует только 11% движений от нормы. Даже ежедневные уроки не способны ликвидировать дефицит движений. Известно, что потребность детей младшего школьного возраста двигаться на 18-22% в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. К таким относятся движения рук, ног. Повороты туловища, головы, движения рук во время письма, труда, рисования, выход к доске и т.д. однако спонтанно созданные движения на уроках не могут полностью удовлетворить движения учащихся.

В дни, когда по расписанию проводится урок физкультуры, дефицит  двигательной активности составляет 40%, а в дни когда их нет, увеличивается до 80%. Исходя их данных о том, что урок максимально компенсирует 40% естественной биологической потребности школьников в движении, суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов, а недельный не менее 14 часов.

На современном этапе  развития школ, недопустимо ограничение  двигательной активности учащихся только на уроках физической культуры. В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать  теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми  и обязательными для всех здоровых детей.

Огромную роль здесь играют все виды физкультурно-оздоровительной  работы в режиме школ с продленным днем. Они являются основными поставщиками необходимых ребенку движений. В  школах, где физкультурно-оздоровительная  работа всем своим видом, где она  является обязательной для всех здоровых людей, не стоит проблема «двигательного голодания» со всеми вытекающими  последствиями. Поэтому с первых дней нужно учить школьников строго соблюдать режим. Несоблюдение режима, неумение планомерно распределять время  отрицательно сказывается на растущем организме ребенка.

Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитого  ребенка с плохой осанкой, то также  безошибочно можно сказать, что  он мало бывает на воздухе, малоподвижен, поздно ложиться спать. А значит и  не досыпает. Отсутствие занятий физической культурой, физическими упражнениями отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и психоневрологическом статусе ребенка.

Твердый распорядок, предусматривающий  все моменты двигательного режима, поможет детям так построить  день, чтобы хватило времени и  на уроки, и на помощь дома, и на игры и развлечения, и занятия спортом. Разнообразия движений необходимы для  роста и жизнедеятельности ребенка. О том, что движение способствует здоровью, люди знали еще давно. Мы часто слышим разговоры о гиподинамии, т.е. о снижении физической активности, недостаточной физической нагрузки. Семилетний ребенок проводит 3-4 часа за партой в школе, потом 1-1,5 часа готовит  уроки дома и столько же просиживает  у телевизора. В старших классах  неумение правильно расходовать  время, его и вовсе не остается на то, чтобы побегать, погулять, подвигаться. А без движения, без полноценного отдыха на воздухе нет, как правило, и полноценного развития.

Гиподинамия чревата опасностью вызвать различного рода нежелательные  отклонения в здоровье ребенка, привести к психическим расстройствам  и нервным срывам. И, наоборот, у школьников, ежедневно занимающихся физическими упражнениями, отличаются несколько большие прибавки в росте, значительное увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц. Существенные изменения происходят и в обмене веществ: лучше усваиваются питательные вещества, более интенсивно протекают окислительные процессы. Благоприятно отражаются занятия физической культурой и на развитии всего опорно-двигательного аппарата ребенка, что создает условия для развития здоровья.

Физкультура в школе в 1-3 классах продолжает дело дошкольных учреждений. А именно, физкультура  в школе в начальных классах  продолжает развивать выносливость, ловкость, силу рук и ног, координацию  движений, навыки участия в командных  играх. И делает это физкультура  в школе с учетом физических и  психических особенностей организма  ребенка, присущих определенному возрасту.

Физкультура в школе в  начальных классах продолжает обучать  детей:

· правильно дышать, сочетать дыхание с движением;

· усложненным ходьбе и  бегу;

· бегу с препятствиями;

· начальным навыкам прыжков  в длину и высоту с разбега;

· подбрасывать и ловить мяч одной и двумя руками;

· метать мяч в цель на разном расстоянии;

· лазать различными способами  по гимнастической стенке;

· элементам спортивно-командных  игр;

· часто обучают плаванию, ходьбе на лыжах.

Гимнастика до занятий

Известно, что у детей  с особенностями в развитии отмечаются расстройства эмоциональной сферы. Эмоции имеют большое значение в  процессе познания, поскольку активизируют мышление. Всплеск отрицательных  эмоций или подавленное эмоциональное  состояние наиболее характерны для  утренних часов. Дети малоподвижны, сонливы  и капризны. На занятиях они невнимательны  и пассивны. Их трудно вовлечь в  процесс обучения, чем-либо заинтересовать. Чтобы улучшить их эмоциональное  состояние, создать установку на предстоящую учебную деятельность, ускорить вхождение организма в  активную работу на первом уроке, рекомендуется  использовать гимнастику до учебных  занятий. Ее проведение возможно на свежем воздухе или в приспособленном  для занятий физическими упражнениями помещении и возлагается на учителя, проводящего первый урок. Для этого  педагог за 7—10 минут до начала урока  организует учащихся для выполнения комплекса упражнений: собирает, соответствующим  образом строит и размыкает. В  большинстве случаев гимнастика до учебных занятий представлена 5—7 специально подобранными общеразвивающими упражнениями (приложение 2), которые  проводятся в течение 6—8 минут. Предлагаемые упражнения должны располагаться в  следующем порядке: для осанки, мышц плечевого пояса и рук, туловища, нижних конечностей, на внимание. Их комплекс разрабатывается учителем физической культуры. Рекомендуется не реже одного раза в месяц вводить новые упражнения. Комплекс упражнений, оформленный на листе бумаги и помещенный в классный журнал, служит «подсказкой» педагогу и позволяет конкретизировать содержание предлагаемых упражнений. Для детей, имеющих выраженную интеллектуальную недостаточность, выполняющих со значительными искажениями даже самые простые движения, гимнастика до учебных занятий может быть представлена набором элементарных индивидуальных двигательных заданий, связанных с перемещением в пределах специально отведенного пространства, переноской и перекладыванием предметов, манипуляцией с ними. Использование любимых игрушек вызовет дополнительный интерес, станет стимулом хорошего эмоционального состояния. Очень важно «расшевелить» детей, добиться проявления личной заинтересованности в качественном выполнении физических упражнений. Создание ситуации успеха, использование поощрений, устных оценок, привлечение учащихся к показу, совместный счет и непринужденная доброжелательная обстановка стимулируют у них интерес, формируют привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями до уроков и к добросовестному их выполнению. Педагогу следует показать детям, что это очень важная и крайне необходимая форма выполнения физических упражнений, и ему не безразлично, как они к ней относятся. Обязателен дифференцированный подход к каждому ученику. В свою очередь, педагогическому коллективу школы нужно провести работу с родителями, убедить их в целесообразности и эффективности гимнастики до учебных занятий и связанной с этим необходимости более раннего прихода детей в школу, грамотном построении режима дня ребенка в семье. Усилия педагогов, понимание и поддержка родителей помогут избежать организационных и методических трудностей в данной работе. Чтобы ознакомить учителей-предметников с теоретическими и практическими аспектами выполнения физических упражнений и особенностями их организации, администрация школы должна планировать проведение учителями физической культуры методических семинаров для всего педагогического коллектива по методике физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня, в том числе и гимнастики до занятий.

Значение гимнастики

Среди средств, направленных на поддержание физической формы  и хорошего настроения, повышения  сопротивляемости организма и сохранение хорошей фигуры, важную роль играет гимнастика. Занятия гимнастикой с взрослыми людьми различного возраста проводят спортивные организации. Однако многие, по разным причинам, не могут ходить на эти занятия, и вынуждены заниматься гимнастическими упражнениями самостоятельно. Индивидуальная гимнастика имеет то преимущество, что упражнения можно подобрать в соответствии с личными вкусами и способностями. Гимнастику начинают с легких простых движений, которые подготавливают организм к большим усильям. Во второй фазе применяют интенсивные движения, а затем переходят к успокаивающим упражнениям, основное назначение которых заключается в том, чтобы расслабить мышцы и восстановить ровное дыхание. Число упражнений и их повторений зависит от индивидуальных потребностей и возможностей. Обычно каждое упражнение повторяют 4 – 8 раз.

Уровень нагрузки, выбор  упражнений и их длительность определяются, прежде всего, состоянием здоровья, физической формой и возрастом. 
Люди старшего возраста, а также слабое здоровье или недавно перенесшие болезнь, особенно те, кто ранее не делал гимнастики, должны очень осторожно приступать к упражнениям и только с разрешения врача. 
На первых порах следует выполнять упражнения в темпе, не вызывающим одышки, избегать резких движений, перемежая интенсивные упражнения дыхательной гимнастикой или ходьбой. Затруднение дыхания (одышка), чрезмерная бледность или сильное покраснение кожи служат сигналами перегрузки организма и говорят о необходимости прервать упражнения. 
В любых случаях важно индивидуальное дозирование упражнений. Например, слишком резкие движения могут спровоцировать повреждения сухожилий. При заболеваниях сердца рекомендуется включать больше дыхательных упражнений, при этом противопоказаны упражнения, связанные с резким подъемом рук вверх и т.д. Особое значение имеет гимнастика при лечении излишней полноты. Однако для похудания необходимы интенсивные упражнения. Их следует выполнять в быстро темпе, увеличивая число повторений. При этом выбирают такие упражнения, которые захватывают мышцы в областях тела, особенно подверженных ожирению (наиболее часто жир скапливается на животе, бедрах, в области шеи), - подскоки, махи, повороты, бег и т.д. А как же делать упражнения худым людям, чтобы увеличить массу мышц? Во-первых, темп упражнений должен быть более медленный. Во-вторых, следует выбирать упражнения, развивающие физическую силу, много ходить пешком, заниматься спортом, особенно плаванием. При нормальной фигуре для её сохранения необходимо подбирать упражнения, равномерно развивающие все мышцы. Лучше всего делать упражнения на улице или при открытых окнах, в крайнем случае – в хорошо проветриваемом помещении. Во время упражнений увеличивается вентиляция легких, а скорость кровотока возрастает в несколько раз, поэтому так важен свежий воздух. Занятия гимнастикой на улице служат еще одной цели – закаливанию. Соединение движений с воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами оказывает дополнительное воздействие на обмен веществ, кровообращение и т. д. Упражнения следует делать в специальной одежде. При выполнении их на улице в холодное время нужно одеться в теплый спортивный костюм. Обувь при выполнении гимнастики должна быть эластичной и хорошо подогнанной по ноге. Однако лучше всего делать упражнения босиком на ковре, траве или песке. Упражнения, выполняемые без обуви, оказывают дополнительной укрепляющее воздействие на мышцы стопы. Научные исследования показали, что наилучшие результаты достигаются при регулярном выполнении упражнений. Ежедневные упражнения более полезны, даже если они кратковременны. Короткие упражнения можно также делать несколько раз в течение дня. Специальное значение имеет вечерняя гимнастика перед сном. Она основана на успокаивающих упражнениях, прежде всего на расслабляющих мышцы и дыхательных. Помимо этого, очень полезно, по крайней мере, раз в неделю, заниматься гимнастикой в группе под руководством опытного тренера.

Информация о работе Роль и задачи физкультурно-оздоровительной работы в школе. Виды физкультурно-оздоровительной работы в школе