Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:16, реферат
В последнее время, в Украине, реализуется ряд государственных программ, направленных на укрепление здоровья учащихся. Ученые и практики создают различные оздоровительные программы для детей, подростков и молодежи. К сожалению, не всегда авторы этих программ задумываются над концептуальными основами создаваемых программ, принципами их построения, копируют опыт создания таких программ в западноевропейских странах и США, при этом не учитывают менталитет тех, кому они предназначены.
Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения - важнейшая социальная задача государственного значения и масштаба в Украине.
Вступление.
Роль и задачи физкультурно-оздоровительной работы в школе.
Виды физкультурно-оздоровительной работы в школе.
гимнастика до занятий:
- значение гимнастики;
- организация и проведение гимнастики до занятий;
- содержание гимнастики;
игры на переменах;
физкультминутка;
спортивный час:
- задачи спортивного часа;
- структура спортивного часа;
- содержание спортивного часа;
e) массовые физкультурные мероприятия:
- дни физической культуры и спорта.
Огромное значение для
здоровья и красоты имеет утренняя
гимнастика. Выполняемая ежедневно,
она позволяет сохранить
Утреннею гимнастику делают
перед завтраком, через несколько минут
после пробуждения. Люди, не совсем хорошо
себя чувствующие или несколько ленивые,
могут делать гимнастику в постели. После ночного отдыха, во время
которого все процессы, происходящие в
организме, замедляются, необходимо постепенно
перейти к дневному ритму жизни. Поэтому
первые движения утренней гимнастики
должны быть естественными, не требующими
больших усилий. Лучше всего для этих целей
подходят дыхательные упражнения, потягивания
и т.д. Затем переходят к более интенсивным
движениям. Подробное описание можно найти
в специальной литературе или журналах. Гимнастика оказывает положительное
воздействие не только на внешний вид
человека, но и на результаты его профессиональной
деятельности. При этом совсем не обязательно
наличие огромного гимнастического зала,
тренера и т.д. Изменение вынужденной позы,
расслабление напряженных мышц, выполнение
нескольких наклонов и махов руками, разминка
суставов и т.д. прекрасно снимают мышечное
напряжение. И не только его. Короткий
отдых оказывает положительное влияние
на нервную систему, улучшает самочувствие,
повышает работоспособность. Гимнастика
в качестве активного отдыха в рабочее
время и по его окончании особенно показана
тем, кто трудится сидя. Как же должна выглядеть гимнастика
после трудового дня для людей различных
профессий? Иногда работа вынуждает человека
находиться длительное время в одной позе,
что влечет за собой напряжение определенных
групп мышц. Некоторые профессии связаны
с постоянным напряжением внимания. Упражнения
для ежедневной гимнастики нужно подбирать
с учетом этих факторов. Физическая работа часто односторонне
развивает силу и объем мышц. Выполнение
упражнений, вовлекающих неработающую
группу мышц, позволяет в какой-то мере
выровнять эту диспропорцию. Например,
работа, нагружающая только одну руку,
приводит к резкому увеличению мышц этой
руки. Однако, ежедневно упражняя другую
руку, можно сгладить эту разницу. После работы, требующей постоянного
внимания, обязательны упражнения, снимающие
это напряжение, - прогулки на свежем воздухе,
дыхательные упражнения. Ежедневная короткая
гимнастика в этом случае не должна быть
очень сложной и требовать особого внимания,
поэтому не следует часто вводить новые
упражнения. Работающим стоя, нужно делать
гимнастические упражнения в положении
сидя или лежа даже при упражнениях для
верхней части туловища. Это позволит
избежать перегрузки нижних конечностей,
которые после рабочего дня и так достаточно
нагружены. Работающие в положении сидя
и склонившись, особое внимание должны
уделять упражнениям, захватывающим мышцы
спины, грудной клетки и ног.
Организация и проведение гимнастики до занятий
По мнению ряда специалистов и учителей, эта форма вызывает наибольшую сложность. В то же время опыт многих школ показывает, что при соблюдении всех необходимых организационных и методических условий трудностей можно избежать. К этим условиям следует отнести:
–глубокое понимание значимости гимнастики педагогами;
–согласование с родителями необходимости более раннего прихода детей в школу;
–подготовку всех педагогов школы к умению лично выполнять, руководить и контролировать ее выполнение;
–подготовку мест занятий на воздухе и в помещении;
–подготовку актива учащихся;
–личную заинтересованность каждого
учащегося в зарядке и
Только после решения этих вопросов можно приступать к организации гимнастики до начала занятий.
Гимнастика до занятий решает такие специфические задачи: организует учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников на первых уроках, закаливает организм, предупреждает искривление осанки.
Организация проведения гимнастики до занятий включает определение мест каждому классу и отдельному ученику на спортивной площадке и в помещении (но не в классе) на случай ненастной погоды; построение девочек в задних рядах отдельно (эти места остаются постоянными на весь год); подготовку ответственных педагогов и инструкторов из числа старшеклассников; разучивание упражнения на уроках; оборудование на местах проведения гимнастики вешалок для ранцев, портфелей, верхней одежды. Руководит гимнастикой до занятий дежурный учитель, каждым классом – физорг и инструктор. Классные руководители и учитель физической культуры контролируют и принимают меры, содействующие качественному выполнению упражнений. Проводят гимнастику по группам классов (1-3; 4-6; 7-8; 9-11) или с каждым классом отдельно. Для каждого класса (группы классов) составляется свой комплекс упражнений, но их количество в комплексе, число повторений и характер упражнений одинаковы. Например, в комплексе 7 упражнений. Седьмое – прыжки – выполняется на 4 счета, количество повторений – 16. Это даст возможность записать музыкальное сопровождение, которым могут воспользоваться все классы. После записи музыки на каждое упражнение делается пауза, куда может быть включен дикторский текст, призывающий подготовиться к выполнению следующего упражнения. Организованный вход в школу осуществляется по классам, начиная с первого.
Основными положениями методики проведения гимнастики до занятий являются: состояние комплекса из 5-7 упражнений динамического характера, воздействующих на все группы мышц. Правильность выполнения упражнений с особым вниманием к осанке и дыханию, чего легче достичь, используя наглядность. Основным средством гимнастики до занятий являются комплексы гимнастических упражнений, но зарядка может дополняться упражнениями, способствующими решению конкретных задач, стоящих перед школой, в определенные периоды. Например, подготовка всех школьников ко дню бега, массовому кроссу, конкурсы строевой подготовки и др.
Комплексы упражнений должны постоянно и постепенно обновляться, их характер и интенсивность выполнения соответствовать времени года. Темп выполнения каждого упражнения постепенно повышается и к концу выполнения снижается. При этом от начала до конца выполнения комплекса нагрузка постепенно повышается. Продолжительность гимнастики не должна превышать 15 мин.
Гимнастику до занятий следует проводить не только в первую, но и во вторую смену при двухсменном режиме работы школы. Для повышения интереса учащихся к гимнастике можно применять форму соревнований между классами на лучшее ее проведение.
Содержание гимнастики
Все гимнастические упражнения условно можно разделить на 8 групп. Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач.
Строевые упражнения – несложны
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – координационно несложные движения, которые применяются для всестороннего развития организма, для развития функциональных возможностей, для воспитания «школы движений» и т.п. ОРУ можно выполнять без предметов, с предметами и отягощениями, на снарядах и тренажерах, на месте и в движении, одному или вдвоем.
Акробатические упражнения – весьма действенное средство развития двигательных способностей, координации, ловкости, воспитания решительности и смелости. Различные движения и положения тела, в том числе и переворачивания через голову, оказывают специфическое воздействие на внутренние органы, повышая их функциональную устойчивость. Доступность акробатических упражнений и возможность их беспрерывного усложнения позволяет использовать их в общей и прикладной физической подготовке, в различных видах спорта с целью специальной подготовки. К акробатическим упражнениям относят прыжки, балансирования, вольтижные элементы, выполняемые индивидуально, в парах, втроем, вчетвером, а также групповые пирамиды (фигурные построения с поддержками).
Прыжки в гимнастике делятся на простые (неопорные) и опорные и характеризуются выраженной фазой полета. Опорные прыжки представляют собой движения, целью которых является преодоление препятствия с промежуточной опорой руками. Прыжки служат прекрасным средством формирования прикладных умений и навыков (напрыгивание, спрыгивание, перепрыгивание (преодоление) препятствий); развития ловкости, прыгучести, быстроты; воспитания волевых качеств личности – смелости, настойчивости, целеустремленности, силы воли.
Упражнения на гимнастических снарядах (на перекладине, брусьях параллельных и разновысоких, коне с ручками, кольцах, бревне) характерны необычностью условий опоры и особенными телодвижениями, обусловленными конструкцией этих снарядов. Упражнения на снарядах многообразны по форме, по степени сложности, по характеру воздействия на организм и доступны для применения в занятиях с лицами разного пола, возраста, уровня физической подготовленности.
Прикладные упражнения включают разновидности ходьбы, бега, метаний, лазаний, переползаний, переноски грузов, упражнения в равновесии. Для данной группы упражнений характерны менее строгая регламентация движений по форме, допущение индивидуальных решений в действиях для достижения двигательной задачи, что способствует формированию умений и навыков активного взаимодействия с окружающей средой. Прикладные упражнения являются основными при проведении гимнастических игр и эстафет, преодолении полос препятствий.
Вольные упражнения (ВУ) – это комбинации разнообразных гимнастических и акробатических элементов, логично связанных между собой по законам композиции и выполняемых слитно, в соответствии с гимнастическим стилем. ВУ выполняются в более простых и естественных условиях, чем, например, упражнения на снарядах, в связи с чем их применяют для знакомства с характеристиками движений (направление, амплитуда, темп, ритм, силовые оттенки, точность положений тела и его частей, чистота линий, осанка, пластичность, выразительность) и овладения их школой; а также для воспитания силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
Упражнения художественной гимнастики – это специфические элементы, выполняемые без предметов (волны, равновесия, прыжки, повороты и т.п.) и с предметами (обруч, мяч, булавы, скакалка, лента и др.). Они носят динамический, танцевальный характер, тесно связаны с музыкой и служат для воспитания гибкости, пластичности, выразительности, координации, совершенствования чувства равновесия.
Игры на переменах
Правильно организованные подвижные
игры благоприятно отражаются на состоянии
и самочувствии учеников: они продуктивнее
занимаются, лучше воспринимают материал,
внимательно слушают учителя, спокойнее
ведут себя в классе. Игры проводятся
на больших переменах (желательно на
свежем воздухе) под руководством учителя
или кого-то из учащихся. Как правило,
во всех играх дети участвуют добровольно,
по желанию. Для игр старших и
младших школьников лучше отводить
отдельные места. Хорошо проводить
одновременно несколько игр, что
дает детям возможность выбора. Игра,
проводимая во время перемены, должна
отвечать следующим требованиям: допускать
возможность смены состава
Игры для I - IV классов
1. Перебежки
Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место - небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.
По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняются местами, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.
2. Передача мяча
Играющие делятся на две или несколько команд, располагающихся на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и становятся в колонну по одному. Головные игроки находятся на одинаковом расстоянии от намеченной черты, проведенной на земле; каждый из них держит в руках мяч. По команде преподавателя мяч передается из рук в руки над головами играющих, пока он не дойдет до последнего игрока. Тот быстро бежит вперед, становится во главе своей колонны, и вновь начинается передача мяча. Когда первый игрок окажется последним и получит мяч, он бежит к намеченной черте и кладет мяч на землю. Тот, кто сделает это раньше других, обеспечивает победу своей команде.
Примечание. Мяч можно также передавать между ног игроков или попеременно: через головы нечетных игроков и между ног четных. Можно также прокатывать мяч между ног игроков с одного конца колонны в другую.
3. Смена номеров
Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.
4. «Волк» и «ягненок»
Играющие становятся в
колонну по одному, крепко держат друг
друга за талию. Первый изображает пастуха,
последний - ягненка, остальные - овец.
Игрок, изображающий волка, становится
в нескольких шагах впереди «пастуха»
(лицом к нему). По сигналу преподавателя
«волк» бросается, чтобы схватить «ягненка».
«Пастух», вытянув руки в стороны,
старается не пропустить его. «Овцы»
бегут в наименее опасную сторону.
Когда «ягненок» схвачен «
5. Эстафета со скакалкой
Играющие делятся на две команды и становятся в колонну по одному. Первый и второй игроки отделяются от колонны и берут за концы скакалку. По сигналу преподавателя они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий игроки продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок вновь не окажется во главе колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.