Роль и место физической культуры в формировании здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:16, реферат

Краткое описание

Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверхактуальными.
Нам необходимо весь тот огромный потенциал физической культуры и спорта «в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации».

Содержание

Введение
1. Определение и основные черты здорового образа жизни.
2. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни.
3. Решающая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека.
4. Структурные группы здорового образа жизни.
4.1. Созидательно-преобразующая группа.
4.2. Восстановительно-оздоровительная группа.
4.3. Развивающе-поддерживающая группа.
5. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня студента.
5.1. Учебное время.
5.2. Внеучебное (занятое) время.
5.3. Свободное время.
6. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кр Гигиена.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ им. П.Ф. ЛЕСГАФТА

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Гигиена

Тема: Роль и место физической культуры в формировании здорового образа жизни

 

 

 

 

Выполнила студентка 

IV курса 2 группы

Педагогического факультета (заочное отделение)

Никульшина  В.С.


 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание

Введение

1. Определение и основные черты здорового образа жизни.

2. Биологические и  социальные аспекты здорового  образа жизни.

3. Решающая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека.

4. Структурные группы  здорового образа жизни.

4.1. Созидательно-преобразующая  группа.

4.2. Восстановительно-оздоровительная  группа.

4.3. Развивающе-поддерживающая  группа.

5. Здоровый образ жизни  в суточном режиме дня студента.

5.1. Учебное время.

5.2. Внеучебное (занятое)  время.

5.3. Свободное время.

6. Возрастание роли  физической культуры и спорта  в формировании здорового образа  жизни студента.

Заключение

Список литературы

Введение

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

     Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное

слагаемое человеческого фактора.

     Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах

нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого,

человек  не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и

так, что человек  неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной  ни была медицина, она не может избавить нас от всех

болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться,

заниматься  физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, -

словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение и основные черты здорового образа жизни

Здоровый образ жизни - свод исторически проверенных и  отобранных временем и практикой  норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек

- умел высокоэффективно  и экономично трудиться, рационально  расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

- владел знаниями, умениями  и навыками восстановления и  оздоровления организма после  напряженного труда;

- постоянно углублял  свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

- самостоятельно поддерживал  и укреплял свое здоровье.

Добровольный отказ  от вредных привычек, связанных с  табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией -- важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального ЗОЖ студента.

ЗОЖ - отличительная черта  человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

 

 

 

 

2. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни

ЗОЖ - категория социальная. И тогда, когда мы говорим о ЗОЖ, то конечно же подразумеваем, что речь идет о жизнедеятельности общества (класса, социальной группы, индивида и т.д.). И вместе с тем мы никогда не должны забывать о том, что человечество (человек) является неотъемлемой частью огромного земного и биологического мироздания, что законы биосферы распространяются на весь ее неорганический и органический мир.

Все биологические системы  человека унаследованы им в процессе генезиса. Все они функционируют  на основе биологических законов  и закономерностей. Но так как человек - существо социальное, а социальная деятельность человека является определяющей в его жизни, то все биологические системы человека были перенацелены в основном на то, чтобы человек преуспевал в социальной жизни (созидал, творил, строил, преобразовывал, совершенствовал и т.д.), чтобы он высокоэффективно и высокоэкономично учился и трудился, строил и созидал, творил и облагораживал, оберегал и защищал.

Биологическая энергетика, проходя через человеческое существо, через центральную нервную систему, через сознание и рукотворную деятельность, преобразуется в социальные творения. Биологическое преобразуется человеком в социальное. Биологическая энергия - основной источник сотворения всей человеческой материальной и духовной культуры.

 

 

 

 

3. Решающая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека

Здоровье - по определению  Всемирной организации здравоохранения - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия; а не только отсутствие болезней и  физических дефектов.

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его  нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать  и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется ОЖ, на 20% -- экологическими; на 20% -- биологическими (наследственными) факторами и на 10% -- медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь (6).

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Структурные группы здорового образа жизни

В ЗОЖ выделяют три структурные группы.

4.1. Созидательно-преобразующая группа

К этой структурной группе относят  все те виды жизнедеятельности, в  процессе которых человеком производятся материальные, культурные и духовные ценности, поддерживается мир и стабильность в обществе, воспитывается подрастающее поколение, оказывается медицинская помощь и т.д. Молодое поколение (и в частности, студенты) осваивают научные знания и достижения предшествующих поколений.

В процессе созидательно-преобразующей  деятельности человек, как правило, расходует запасы своих сил и энергии, качеств и способностей, умений и навыков. Крайне важно, чтобы эта деятельность была высокопроизводительной, эффективной и малозатратной, чтобы она осуществлялась на основе последних, наиболее совершенных научно-практических достижений, на основе норм и правил НОТ.

4.2. Восстановительно-оздоровительная группа

К этой структурной группе относятся  все те виды человеческой жизнедеятельности, которые нацелены на восстановление и оздоровление человеческого организма  в послепроизводственный (послеучебный) период. Характер и направленность восстановления и оздоровления, в конечном счете, предопределяется содержанием и особенностями трудовой (производственной, учебной, профессиональной) деятельности.

Крайне важно, чтобы  в обществе сложилась научно-обоснованная система мер, направленная на восстановление и оздоровление человека, чтобы в  ней нашли свое место полноценное (но без излишеств) питание, нормальный сон, активный отдых, соблюдение норм личной и общественной гигиены, чтобы организм получал ежедневную норму физических движений и т.д. Бедность и безработица, трудовая занятость на 2-3 работах и низкая оплата труда, недооценка восстановительно-оздоровительной деятельности, пассивный отдых, алкоголизм, табакокурение и т.д. привели к резкому росту смертности россиян, снижению рождаемости, детской беспризорности и другим негативным последствиям нашей жизни.

4.3. Развивающе-поддерживающая группа

К этой структурной группе ЗОЖ относятся все виды человеческой жизнедеятельности, которые направлены на развитие и совершенствование физических сил, качеств, способностей, здоровья человека.

Двигательная деятельность, физические упражнения и спорт были и остаются единственным средством  развития и укрепления человеческих сил и энергии, его физических качеств и способностей. Крайне важно, чтобы каждый человек научился сам осознанно, без какого-либо принуждения пользоваться этими абсолютно доступными для всех нас средствами (7; 8). 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня студента

Каждый человек в  течение всей своей жизни должен находиться в сфере норм и правил ЗОЖ. Совершенно ясно, что эти нормы  и правила у каждого человека в зависимости от возраста будут  видоизменяться, что в дотрудоспособном (до 15 лет), трудоспособном (16-59) и послетрудоспособном (после 60 лет) периодах они будут заметно отличаться друг от друга. Известно, что каждый из отмеченных периодов подразделяется в свою очередь на отдельные подпериоды (этапы) и т.д.

В данной лекции мы концентрируем внимание на суточном режиме дня студента.

5.1. Учебное время

Лекции и семинары, практические и лабораторные занятия, учебные и полевые практики, зачетные и экзаменационные сессии - основное время становлении я личности будущего специалиста высшей квалификации. Все виды учебной работы рассчитаны из 54-часовой учебной недельной нагрузки, куда входят аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельные работы, контрольные мероприятия и т.д. Все это требует от студентов не только основательной эрудиции и подготовленности, но и большой сосредоточенности, высокой работоспособности, хорошего, крепкого и стабильного здоровья, чрезвычайной нацеленности и прямого использования всех своих резервов и наработок, навыков и умений в области ЗОЖ на решение всех основных задач и проблем, связанных с формированием специалиста высшей квалификации.

Мы настоятельно рекомендуем  студентам

- являться на учебные  занятия полностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физзарядка  поможет вам являться на учебу  в хорошей физической форме;

- быть активными на  учебных занятиях. Пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки») - враг ваших успехов;

- умело и активно  использовать перерывы между  занятиями. Помните: движения  являются лучшим источником восстановления  и отдыха. Курение и наркотики, водка и пиво, безделье и сквернословие - тайные и явные враги вашего профессионального роста.

5.2. Внеучебное (занятое) время

Основная направленность ЗОЖ в занятое (несвободное) время  нацелена на восстановление и оздоровление студента после учебы. Сон, питание, личная гигиена, ведение (или участие в нем) домашнего и личного подсобного хозяйства, воспитание детей (младших братьев и сестер), уход за лицами преклонного возраста, время и энергия затрачиваемые на дорогу в вуз и обратно, разного рода временные работы в целях пополнения бюджета и т.д. - вот основные составляющие внеучебного (занятого) времени.

Информация о работе Роль и место физической культуры в формировании здорового образа жизни