Роль физкультурных развлечений в формировании у дошкольников интереса к двигательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: совершенствование процесса формирования интереса к физической культуре детей дошкольного возраста через физкультурные развлечения.
Задачи исследования:
Изучить влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей.
Определить роль содержания физкультурных развлечений в формировании у детей интереса к двигательной деятельности.
Исследовать отношение педагогов, родителей к проблеме физической культуры дошкольников.

Содержание

Введение. 3
ГЛАВА1. ФИЗКУЛЬТУРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКА ИНТЕРЕСА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 6
1.1. Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей. 6
1.2. Роль содержания физкультурных развлечений в формировании у детей интереса к двигательной деятельности. 9
1.3. Организация и методика проведения физкультурных развлечений в дошкольных учреждениях. 14
ГЛАВА2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 19
2.1 Исследование организации двигательной деятельности родителями. 19
2.2 Исследование организации двигательной деятельности воспитателями. 22
2.3. Исследование по определению у дошкольников уровня заинтересованности в двигательной деятельности. 24
2.4. Проведение педагогического эксперимента. 26
Заключение. 27
Список используемой литературы: 28
Приложение 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.С. Пушкина»

 

 

 

 

 

Дошкольное  отделение

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

«Роль физкультурных развлечений в формировании у дошкольников интереса к двигательной деятельности»

 

 

 

 

 

Работу  выполнила:

Иван Иванович Иванов

учащаяся 4 курса группы Д-413

 

Руководитель:

И.И.Иванов

 

 

 

 

 

 

 

 

Пинск, 2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это  основа формирования личности. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Если учесть, что двигательная активность детей  является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.

«Береги здоровье смолоду!» – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.

Действительно, невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника – это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.

В современных  условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.

Одной из основных  задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных  форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми.

Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники  выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринуждённое взаимопонимание.

Цель исследования: совершенствование процесса формирования интереса к физической культуре детей дошкольного возраста через физкультурные развлечения.

Задачи исследования:

  1. Изучить влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей.
  2. Определить роль содержания физкультурных развлечений в формировании у детей интереса к двигательной деятельности.
  3. Исследовать отношение педагогов, родителей к проблеме физической культуры дошкольников.
  4. Разработать практические рекомендации для педагогов в ДОУ и родителей по теме.

Объект исследования: содержание и организация физкультурных развлечений.

Предмет исследования: формирование интереса к двигательной деятельности в правильном проведении физкультурных развлечений.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2. Педагогическое наблюдение;

3. Опрос;

4. Педагогический эксперимент.

Гипотеза  исследования:

Если насытить содержание физкультурных развлечений  игровой деятельностью, то возрастёт активность детей в участии двигательной деятельности.

 

ГЛАВА1. ФИЗКУЛЬТУРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКА ИНТЕРЕСА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1. Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей.

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.

Физическое  развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношении к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

В первые годы жизни  развитие двигательной активности является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается фундамент здоровья и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем. Связи между соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослых, поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.

Физическая  активность по достижению цели действия определяется интеллектуально - сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой  и игровой активностью ребенка. Для развития движений детей имеет значение и ощущение «мышечной радости». Удовлетворение от преодоления возникающих трудностей объективного (физическое напряжение, предметные препятствия и т.п.) и субъективного (нерешительность, боязнь и т.п.) характера стимулирует решение детьми все более разнообразных и трудных двигательных задач, ведёт к мобилизации волевых усилий.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается  его речь. Взаимосвязь общей и  речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии  головного мозга, способствует увеличению работоспособности, повышению произвольности в выполнении различных действий. Для включения всех систем организма в активную деятельность необходимо, с физиологической точки зрения, применять интенсивные двигательные нагрузки. В основе любого спортивно-тренировочного процесса лежит выполнение значительных физических нагрузок. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. А поскольку дети не в силах выдержать значительные и длительные физические напряжения, то это является препятствием к выполнению большого объема тренировочных нагрузок, и как следствие, к выступлению на соревнованиях, где требуются высокие способности нервной системы.

Немалую роль в  развитии движений играет предметно-развивающая  среда. Предметное окружение, по мнению многих педагогов, психологов имеет  огромное значение для развития активности детей, формирования у них инициативного поведения и творчества. Развивающая роль предметной среды заключается в том, что она стимулирует поисковую активность маленького ребенка, побуждает к действенному познанию мира предметов, явлений, а также человеческих отношений и самого себя, своих сил и возможностей.

В качестве оптимального для детей дошкольного возраста может быть рекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно  достичь и поддерживать выше среднего уровень физического состояния. Этот уровень характеризуется оптимальными возрастными значениями параметров морфо - функционального статуса, физической подготовленности и работоспособности, а также низкой заболеваемостью. В дошкольном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно - сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим детям  рекомендуются упражнения в ходьбе, беге, лазании, ползании, метании. При хорошем состоянии здоровья дети могут выполнять любые виды основных движений. Ограничения в нагрузках для них подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом необходим учет их физиологической подготовленности, функционального состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма.

Таким образом, двигательная активность – необходимое условие здоровья и всестороннего развития детей: окружающий мир они познают посредством движений, в них находят выход своей неуёмной энергии, фантазии, они стимулируют эмоции, речевую активность. Другими словами, интенсивность физического развития детей и их здоровье зависит от двигательной активности; движение – жизнь ребёнка, его стихия.

 

1.2. Роль содержания физкультурных развлечений в формировании у детей интереса к двигательной деятельности.

Определяющую  роль в организации физкультурных  развлечений играет подбор содержания: игр, упражнений. Задачей государственной важности является забота об укреплении здоровья, повышении работоспособности детей. Важнейшим условием её реализации является широкое внедрение в повседневную жизнь физической культуры.

Хорошей традицией  наших дошкольных учреждений является организация для детей различных  развлечений: показ кукольного, настольного  или теневого театров, диафильмов, концертов, инсценировок и т.д. Определённое место среди этих развлечений должно быть отведено вечерам физкультурных развлечений или физкультурным досугам (проводиться они могут в первую и вторую половину дня).

Физкультурные развлечения, при правильном подборе входящих в них элементов, могут стать эффективным средством воздействия на личность ребёнка. Они способствуют развитию мышления, воображения, целеустремлённости, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность.

Развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. Их целью является доставлять детям удовольствие, создавать радостное настроение. Это в полной мере относится и к физкультурным досугам. Поэтому их программы составляются из любимых детьми игр и упражнений, интересных зрелищных спортивных номеров, в которых участвуют ребята, а также взрослые: и воспитатели, и родители.

Игры составляют основное содержание развлечений. В развлечения могут быть включены подвижные и спортивные игры, аттракционы, игры-эстафеты, дидактические игры с разрезными картинками, спортивные упражнения, ОД, ОРУ. 

При проведении развлечений все дети приобщаются  к непосредственному участию  в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания.

Хорошо, когда  физкультурные развлечения сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умение двигаться под  музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный  слух, память. В создании у детей приподнятого настроения большую роль играет атрибутика: эмблемы, вымпелы, медали и т.д.

Для проведения на открытом воздухе наиболее приемлемы  развлечения с художественным содержанием. Это прежде всего игры с использованием художественных литературных текстов, игровых образов и сюжетных ситуаций. Такие игры непродолжительны по времени, и поэтому возможно их неоднократное повторение с меняющимися водящими. Дети могут при их проведении проявить знания, осведомлённость, сообразительность, быстроту ориентировки в игровой ситуации, уметь передавать игровой образ, учитывая обстановку, в которой происходят игровые действия. Развлечения в условиях природы родного края помогают углублять нравственные и эстетические чувства детей, приобщать их к народным традициям.

По содержанию и построению различают 5 вариантов физкультурных досугов, предложенных Глазыриной Л.Д. и Овсянкиным В.А.:

I вариант.

Развлечение строится на знакомых играх и игровых упражнениях.

  1. Общая игра средней подвижности, которая даёт первый настрой (повторяется 2-3 раза).
  2. Двигательные задания (аттракционы). Их должно быть не более трёх. Они подбираются с таким учётом, чтобы, повторив каждый из них не более 3-4 раз, обеспечить участие каждого ребёнка в одном или двух из них. В одном задании принимают участие 2 ребёнка, а в другом – сразу пятеро-шестеро детей.
  3. Игра с элементами соревнований или игра большой подвижности. В ней принимают участие все дети.
  4. Игра малой подвижности (если есть в этом необходимость).

Информация о работе Роль физкультурных развлечений в формировании у дошкольников интереса к двигательной деятельности