Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа
Цель исследования: совершенствование процесса формирования интереса к физической культуре детей дошкольного возраста через физкультурные развлечения.
Задачи исследования:
Изучить влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей.
Определить роль содержания физкультурных развлечений в формировании у детей интереса к двигательной деятельности.
Исследовать отношение педагогов, родителей к проблеме физической культуры дошкольников.
Введение. 3
ГЛАВА1. ФИЗКУЛЬТУРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКА ИНТЕРЕСА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 6
1.1. Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей. 6
1.2. Роль содержания физкультурных развлечений в формировании у детей интереса к двигательной деятельности. 9
1.3. Организация и методика проведения физкультурных развлечений в дошкольных учреждениях. 14
ГЛАВА2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 19
2.1 Исследование организации двигательной деятельности родителями. 19
2.2 Исследование организации двигательной деятельности воспитателями. 22
2.3. Исследование по определению у дошкольников уровня заинтересованности в двигательной деятельности. 24
2.4. Проведение педагогического эксперимента. 26
Заключение. 27
Список используемой литературы: 28
Приложение 29
Во время прогулок всегда имейте под рукой мяч. Дети любого возраста любят играть с мячом. Если дети совсем маленькие, вы можете сесть с ними на травку и катать мячик. Когда ребята подрастают и движения у них становятся более скоординированными, можно не очень сильно бросать мячик о землю, чтобы он подпрыгивал и ребенок мог его поймать. Еще спустя какое-то время вы можете уже слегка подкидывать мячик в воздух, мечтая о недалеком будущем, когда вы и ваш отпрыск вместе отправитесь на игровое поле.
«Следим» за соседями.
Посматривайте, не переезжает
ли кто-нибудь из ваших соседей. Большие
коробки, в которых обычно перевозят
вещи, для маленьких детей представля
Теперь, когда коробка ваша, проделайте в ней окна и двери. Отверстие делайте не отрезая одну из четырех сторон; эта вырезанная часть дослужит в качестве ставней или створок дверей. Если домик уже стоит, ребенок может играть тут в самые разные игры, какие только придут ему в голову. В таком домике детям приятно будет устроить «чаепитие» или пригласить к себе воображаемых гостей. А еще они могут заняться украшением своего «жилища». Позвольте им раскрасить свой домик внутри или снаружи. Дайте домику номер, как у настоящих домов. Если ребенок захочет, пусть даст домику какое-нибудь красивое название.
Скорее всего, эта затея увлечет детей, они будут залезать в окошки и вылезать из них, постараются забраться и на домик. Да и в самом домике у них найдется много дел.
Наблюдение за птицами.
Почему бы вам и вашему малышу не поинтересоваться, какие птицы водятся в вашей местности, и не научиться их узнавать? Купите книгу о птицах и посмотрите, какие они бывают. Вы можете повесить в кухне картинки с изображением разных пернатых и, возвращаясь с прогулки, проверять, кого из них вам удалось увидеть. Иногда, под настроение, попробуйте вместе с ребенком посочинять какие-нибудь незатейливые стишки или истории на эту тему. Если будет желание, устройте для птиц кормушку.
Полеты.
Вместо того чтобы просто пойти на прогулку, предложите ребенку «полетать». Пусть малыш всю дорогу воображает себя разными летающими объектами: «я самолет… я бабочка… я комар, и-и-и-и!»
Поговорите с ребенком о том, как по-разному все летают. У самолета, например, есть мотор, и он издает громкий звук. Бабочка совершенно беззвучна, грациозна и двигается медленно, как будто висит в воздухе, а комар, издавая высокий пронзительный звук, носится кругами, пока не найдет свою жертву.
Как летают воздушные змеи и птицы, дирижабли и пчелы, облака и журавли?
Запускаем воздушного змея.
Если вам никогда не приходилось запускать воздушного змея, предупреждаем, что поднять его в воздух труднее, чем кажется на первый взгляд. Но это чудесное развлечение. Нужно найти большое открытое пространство, где над головой не будет проводов и ребенок может побегать. Самое лучшее место для этой цели — берег реки или озера, а может быть, моря, большое, покрытое травой поле тоже вполне подойдет.
Дождитесь, пока подует свежий ветерок, возьмите двух воздушных змеев, побольше бечевки и отправляйтесь развлекаться. Начинайте с простых, недорогих змеев. Если вас это занятие тоже увлечет, вам и вашему сынишке будет интересно вместе почитать о том, как много существует самых разных видов змеев и какими необыкновенно красивыми они бывают.
Специально для ветреной погоды.
Ребятишки, которые еще слишком малы для запуска змея, могут получить удовольствие от ветра более простым способом. Купите или нарежьте узкие разноцветные бумажные ленточки по пятнадцать—двадцать пять сантиметров длиной и прицепите их к петлям на поясе детского костюма или к лямкам комбинезончика. Потом возьмите палочки с тупым (безопасным) концом и привяжите к ним побольше ленточек. Теперь вы готовы отправиться на «ветреную» прогулку, устроив парад одного человечка, — если только вам тоже не захочется украсить себя ленточками.
Сгребаем листья.
Если вы живете в местности, где осенью бывает листопад, будет хорошо, если вы сможете научить ребенка сгребать листья. Это очень полезно даже в том случае, если ваш двор кто-то убирает или вы живете в городе, и вам нужно идти в парк, чтобы увидеть листья. Дайте ребенку маленькие грабельки, сами вооружитесь большими и сгребите огромную кучу листьев. Хорошо, если рядом есть скамейка, стул или что-нибудь другое, с чего можно прыгать. Пусть малыш поразвлекается, прыгнув на кучу листьев столько раз, сколько ему захочется. Если вам вспомнится ваше детство, прыгните и сами несколько раз.
Забавные прогулки.
«Забавные» прогулки можно сделать разными. Например, можно начать с Железного Дровосека из сказки «Волшебник Изумрудного города». (Если ваш ребенок еще не знает эту сказку, как-нибудь в дождливый день или когда ребенку будет нездоровиться почитайте ему истории о забавных обитателях сказочной страны.) Когда пойдете гулять, покажите малышу, как ходит Железный Дровосек с заржавевшими конечностями, пусть ребенок тоже попробует так походить. У вас будет повод поговорить о том, что такое суставы. Во время следующей прогулки попробуйте передвигаться как тряпичная кукла.
Что еще вы можете придумать? Может быть, вам захочется помаршировать, как солдаты, или пройти на кончиках пальцев, как балерина, или прошагать гигантскими шагами, или пятясь назад? Такие прогулки могут стать смешными и забавными, и в то же время они дают малышу какие-то знания, а кроме того, укрепляют его мышцы.
Осознанный бодибилдинг.
В некоторых странах
мира одной из форм общения служат
танцы и жесты, которые использовались
еще до того, как появилась речь.
Мы же придаем словам более важное
значение, нежели движениям. Однако если
ваш малыш любит подвигаться,
мы можем порекомендовать упражнен
Начните с того, что, встав рядом с малышом, покачайтесь вместе. Затем попросите его повторять ваши движения. Медленно — ОЧЕНЬ медленно, как бы потягиваясь, плавно и грациозно — поднимите одну руку, потом другую. Так же медленно, одну за другой, опустите руки. Поднимите одну ногу и, не сгибая ее, опустите. Потом другую. Сделайте выпад вперед, выдвинув согнутую в колене ногу, другая, прямая, пусть остается на месте, пятка должна быть прижата к земле (полу), мышцы напряжены. Ощутите напряжение мышц. Делайте упражнение несколько минут, потом пусть «ведет» ребенок, а вы повторяйте движения за ним. Затем походите как можно медленнее, сделайте круг. Постарайтесь почувствовать все мышцы, задействованные при ходьбе. Пройдите очень медленно, делая большие, как бы «преувеличенные» шаги.
Помогите ребенку сохранить плавность движения, пусть он постарается ощутить движение воздуха, когда поднимает руку, и пусть объяснит, какие части ноги двигаются, когда он ее вытягивает; какое ощущение он испытывает от медленного движения. Все эти упражнения должны занять немного времени, а в конце нужно хорошенько подпрыгнуть — просто от радости.
«Слепая» прогулка.
Гуляя с ребенком в парке, спросите, не хочется ли ему попробовать ощутить мир, не видя его, полагаясь только на осязание и обоняние. Если ребенку это интересно, завяжите ему глаза, возьмите за ручку и подведите к дереву, или к каким-нибудь цветам, или к кустарнику, или к чему-нибудь другому, что он может потрогать и понюхать.
Ухо, полное звуков.
Разговаривая с ребенком о том, что мы ощущаем с помощью органов чувств, проведите еще один опыт. Лягте на траву рядом с ребенком, закройте глаза и прислушайтесь к звукам — какие они разные.
Учим смотреть и видеть.
Детям постарше, которые любят рисовать, покажется привлекательной возможность провести время вместе с вами где-нибудь на природе и там заняться живописью. И неважно, создаст ли при этом ваш ребенок шедевр или нет, вы все равно сотворите чудо, если пробудите в нем умение наблюдать. Ребенок начнет замечать тени, размеры предметов и их цвет.
Купите ребенку и себе наборы бумаги для рисования и несколько карандашей или краски. Возможно, есть смысл потратиться и на два складных стульчика. Закупив все необходимое, решите, какого рода натуру вы хотели бы запечатлеть в своем рисунке. Может быть, вам нравятся дома интересной архитектуры неподалеку от вас или деревья в парке, или захочется нарисовать и то и другое. А может быть, вам приглянется совсем иное? Например, вас могут привлечь уличные фонари, дорожные указатели, животные в зоопарке, машины на стоянке или удивительный цветок в саду.
Для начала договоритесь, что проведете за рисованием всего пять минут. Если через пять минут ребенок не остынет к творчеству, предложите ему поработать еще пять минут и постараться добавить к рисунку побольше деталей. Ну а если ребенку не усидеть и пяти минут, тогда поговорите с ним о том, как нужно внимательно смотреть и снова смотреть, чтобы заметить каждую деталь того, на что смотришь. Если у ребенка разовьется способность к сосредоточенному вниманию, вы сможете с ним больше проводить времени над каждым рисунком.
Уздечка для критика.
Не забывайте, что ваша цель — получить удовольствие, а не создавать шедевры. Слишком придирчивая критика может отвратить ребенка от этого занятия. С другой стороны, не нужно захваливать его, иначе он перестанет принимать ваши похвалы всерьез.
Приложение 3.
ТЕСТ: «Моё отношение к физическому воспитанию».
1. Вы знаете, каков индекс здоровья детей вашей группы?
(Да – 5 очков, нет – 0, приблизительно – 1).
2. Вы предусмотрели
специфику физкультурно-
(Да – 5, нет – 0, частично – 2).
3. Вы ищете возможность, чтобы отменить прогулку с детьми?
(Да – 0, никогда – 5, иногда – 3).
4. У вас есть
перспективные планы
(Да – 5, нет – 0, частично – 2).
5. Вам удаётся
ежедневно позаниматься с
(Да – 8, нет – 0, иногда – 4).
6. Вы строго
соблюдаете предусмотренный
(Да – 5, почти – 3, как придётся – 0).
7. Вы можете
полностью самостоятельно
(Да – 8, нет – 0, в определённой мере – 4).
8. Вами созданы
оптимальные условия для
(Да – 5, как получается – 2).
9. Вы считаете своё здоровье хорошим?
(Да – 10, нет – 3, не очень – 5).
10. Вы следите за литературой по физическому воспитанию детей?
(Да – 5, на эту литературу не хватает времени – 0, читаю случайную литературу – 3).
От 61 до 49 очков. У вас имеются необходимые знания и умения в области оздоровительного физического воспитания. Вы ответственно относитесь к здоровью детей и своему собственному, что очень важно в физкультурно-оздоровительной работе. Вас можно поздравить как хорошего специалиста в области физического воспитания малышей. Вы заслуживаете большой благодарности от руководства ДУ и родителей.
От 48 до 28 очков. У вас достаточно высокие потенциальные данные к физическому воспитанию детей. Однако вы явно недооцениваете его значимость в общей системе воспитательно-образовательного процесса. Если вы измените своё отношение к физкультурно-оздоровительной работе, то обязательно добьётесь успехов.
До 27 очков. К сожалению, сегодня вас нельзя назвать квалифицированным специалистом в области физического воспитания дошкольников. Вам следует серьёзно заняться самообразованием по проблеме здоровья детей. Не огорчайтесь, при желании всегда можно приобрести необходимые педагогические знания и практические умения.
Приложение 4.
Подвижные игры как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию.
Подвижные игры широко используются в детском саду как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Они проводятся со всеми детьми одновременно на дневной, вечерней (после полдника) прогулке. Кроме того, дети могут играть, объединяясь в небольшие группы утром (до утренней гимнастики), в перерывах между занятиями, на дневной и вечерней прогулке.
Воспитатель отбирает игры из «Программы воспитания в детском саду», учитывая подготовленность детей группы. Так, в начале года (осенью) целесообразно проводить игры с более простым содержанием и сюжетом, с менее сложными движениями.
На выбор игр влияет время года. Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону. Например, зимой ― «Два мороза», «Снежные круги»; летом ― «Ловля обезьян», «Лягушки и цапля». В прохладную погоду лучше проводить такие игры, в которых все дети одновременно выполняют движения, что позволяет предупредить переохлаждение. В холодную сырую погоду не следует планировать на участке игры с речитативом и пением (с целью охраны голосового аппарата). В жаркую погоду, наоборот, пригодны игры спокойного характера и меньшей подвижности, исключающие опасность перегревания. В осеннее время рекомендуется подбирать игры, которые можно проводить на ограниченной площадке («Пустое место», «Горелки»).