Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа
Цель исследования: совершенствование процесса формирования интереса к физической культуре детей дошкольного возраста через физкультурные развлечения.
Задачи исследования:
Изучить влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей.
Определить роль содержания физкультурных развлечений в формировании у детей интереса к двигательной деятельности.
Исследовать отношение педагогов, родителей к проблеме физической культуры дошкольников.
Введение. 3
ГЛАВА1. ФИЗКУЛЬТУРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКА ИНТЕРЕСА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 6
1.1. Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей. 6
1.2. Роль содержания физкультурных развлечений в формировании у детей интереса к двигательной деятельности. 9
1.3. Организация и методика проведения физкультурных развлечений в дошкольных учреждениях. 14
ГЛАВА2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 19
2.1 Исследование организации двигательной деятельности родителями. 19
2.2 Исследование организации двигательной деятельности воспитателями. 22
2.3. Исследование по определению у дошкольников уровня заинтересованности в двигательной деятельности. 24
2.4. Проведение педагогического эксперимента. 26
Заключение. 27
Список используемой литературы: 28
Приложение 29
II вариант.
Он строится на элементах одной из спортивных игр (баскетбол, ручной мяч, бадминтон, хоккей, футбол, теннис). Возможно использование такого варианта в том случае, если все дети усвоили элементы данной игры.
III вариант.
Это развлечение лучше проводить на площадке в летнее время или ранней осенью. Строится оно в основном на упражнениях в беге, прыжках, метании, езде на велосипедах, самокатах, прыжках через короткую скакалку. Такой вариант развлечения является своеобразным зачётом по овладению детьми перечисленными видами движений, по освоению ими правильной техники движений.
IV вариант.
Этот вариант строится в основном на играх-эстафетах. Спортивные пособия, предметы и сами движения подбираются такие, с которыми дети уже встречались на физкультурных занятиях, а также в повседневной жизни, и хорошо их усвоили. В одной игре-эстафете не должно быть более трёх этапов. Если развлечение проводится даже в одной только группе, то и тогда воспитатель делит детей на подгруппы и каждая подгруппа принимает участие в одной из эстафет. Нельзя давать несколько игр-эстафет подряд, так как они очень возбуждают и утомляют детей. Между играми-эстафетами нужно включать задания, которые снизили бы физическую нагрузку детей, но сохранили бы эмоциональный настрой, например: какая команда перечислит больше считалок, игровых зачинов, загадок.
V вариант.
Этот вариант проводится под музыку. Дети соревнуются в качестве выполнения движений с предметами (мячами, лентами, скакалками, обручами). Данный вид развлечений развивает у детей творческую инициативу, воображение. Начать можно с игры «Чей отряд быстрее соберётся?» Игру повторить 2-3 раза. Затем предложить детям послушать другую музыку, постараться придумать какое-то движение к ней. Оценивается характер движения и красота исполнения. Можно предложить детям, послушав музыку, взять заранее приготовленные предметы, придумать движения под музыку с мячом, скакалкой, ленточкой или обручем. В такое развлечение можно включить упражнения, разученные с детьми на утренней гимнастике, делать их под музыку по командам.
Формы организации
досугов могут быть разнообразными.
Их целесообразно посвящать
Примерная тематика:
Таким образом, организуя физкультурное развлечение, прежде всего, необходимо продумать его содержание, и оно должно быть таким, чтобы дети получили как физическую, психическую, так и эмоциональную нагрузки.
1.3. Организация и методика проведения физкультурных развлечений в дошкольных учреждениях.
Физкультурные развлечения проводятся во всех возрастных группах, начиная со второй младшей, 1-2 раза в месяц. Проводить их можно для одной группы или для двух смежных групп.
По длительности физкультурные досуги должны соответствовать физкультурному занятию: в младшей и средней группах в течение 20-30 минут, в старшей – 35-40 минут, но ничем не напоминать его. Организуются физкультурные развлечения чаще во второй половине дня, после полдника, преимущественно на открытом воздухе.
Физкультурные
развлечения позволяют
Составляя программу физкультурных развлечений, необходимо руководствоваться следующими критериями:
Вечер физкультурных
развлечений – мероприятие
Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребёнок принял участие в 3-4 заданиях. Выполнение каждого задания оценивается. Кроме обычного поощрения используются аплодисменты, возгласы: «молодцы», «хорошо». Особо отличившиеся дети могут возглавить колонну в заключительной ходьбе.
Воспитатель строит программу таким образом, чтобы каждый последующий номер был логично связан с предыдущим, а нагрузка возрастала постепенно. Повторность каждого элемента программы зависит от характера деятельности детей. Отдельные упражнения проигрываются только один раз, другие – несколько, но не более 3-4 раз.
Для того, чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием, определённой периодичностью применения развлечений разного характера. При этом нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.
Во вторую половину года в младшей группе уже можно проводить развлечения, используя простейшие игры и игровые упражнения. Нельзя лишать детей младшей группы радости движений в необычных для них условиях, непохожих на те, к которым они привыкли. Необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действия, обогащать их яркими впечатлениями.
В средней группе, как и в младшей, игры-эстафеты ещё не проводятся, а соревнования преобладают только индивидуальные, так как детей этого возраста пока ещё не интересуют результаты, их занимают процесс игры и сами движения. Необходимо приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребёнка к проявлению своих возможностей.
Детей старшей группы уже интересуют результаты игры. Поэтому игры и упражнения подбираются такие, где бы дети могли соревноваться в быстроте, ловкости, в координации движений не только индивидуально, но и коллективно. Необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Успех проведения физкультурных развлечений кроется не в специальной подготовке детей к ним, а в повседневной большой, серьёзной работе с детьми по развитию движений.
В задачи воспитателя при руководстве играми и развлечениями входит наблюдение за состоянием играющих и регулирование нагрузки. Дозировать её в играх можно, пользуясь общепринятыми приёмами: 1) увеличивать или уменьшать общее время игры, а также изменять количество повторений всей игры или отдельных её эпизодов; 2) регулировать длительность перерывов в игре или проводить игры совсем без перерывов; 3) проводить игру на большем или меньшем участке, с большим или меньшим количеством препятствий, преодолеваемых в игре; 4) удлинять или сокращать дистанции для перебежек, проползания; варьировать количество прыжков и др.
Физкультурные развлечения можно проводить в разные поры года – зимой, весной, летом, осенью.
Выпал первый снег – значит, пришла зима. С каким удовольствием дети возятся в снегу. Чистый зимний воздух полезен ребёнку. Но необходимо следить за тем, чтобы он не простудился. Интенсивные движения на воздухе предохраняют ребёнка от переохлаждения. Самыми доступными развлечениями зимой являются игры со снегом, катание на санках, лыжах и коньках.
Весной и летом надо как больше времени проводить на воздухе, используя для этого природный ландшафт: луг, лес, реку. Лес – это отличное место для проведения спортивных развлечений. Дети могут прыгать через ветки, ручейки, кучи листьев, чрез канавы, бросать шишки. А если встретится поваленное дерево, то его можно использовать к качестве гимнастического бревно. Спортивные игры делают пребывание в лесу интересным и полезным. Окружающую обстановку можно быстро превратить в сказочную, что вызовет интерес у ребят к проводимому мероприятию. При этом необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Летом дети любят играть на лугу в различные игры с мячом. На мягкой траве хорошо бегать босиком, кувыркаться, прыгать. При организации спортивных развлечений на лугу обязательно нужно оградить пространство, где они будут происходить, а также продумать, где разместятся зрители, откуда будут выходить действующие лица, какие атрибуты и спортивные снаряды нужно приготовить. Следует также организовывать игры с водой, которая привлекает ребёнка, а при совместных развлечениях, в которых участвуют родители, можно использовать бассейн, реку или озеро. Дети должны быть подготовлены к таким развлечениям и знать важнейшие правила: предварительно пойти в туалет; не заходить в воду разгорячёнными или с полным желудком; не входить без разрешения взрослого в воду. Необходимо помнить, что весенне-летний период – это самое лучшее время для закаливания.
Осень – самая удивительная пора года. Как правило, погода в начале осени тёплая и сухая, а солнце ещё ласково греет, поэтому многие спортивные развлечения целесообразно проводить на улице. Это позволит детям насладиться последними погожими деньками перед короткими зимними днями.
При организации на улице спортивных развлечений надо помнить о безопасности детей и о создании атмосферы радости. Эти положения являются основополагающими в любе время года. Когда развлечения проводятся на спортивной площадке, в поле или на лугу, всё вышеперечисленное приобретает остроту, так как место, где планируется провести развлечение, сложнее украсить: на земле могут быть стёкла, камни, да и внимание детей будет рассеянным. В силу этих обстоятельств к месту, где собираются провести спортивные мероприятия, предъявляются требования как санитарно-гигиенические, так и эстетические. С участка необходимо убрать всё, что угрожает здоровью ребёнка, а к украшению следует приобщить детей: использовать их поделки, рисунки – словом, всё, что они делают на занятиях по ручному труду и изобразительной деятельности. Также для украшения помещения используют шары, гирлянды, плакаты. Особое внимание следует уделить одежде ребёнка. Ребёнку должно быть удобно и легко в одежде, а также он должен быть максимально задействован – тогда дошкольнику будет интересно и радостно.
Таким образом, от организации и содержания методики развлечений также зависит формирование интереса у детей.
ГЛАВА2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1 Исследование организации двигательной деятельности родителями.
Исследование проводилось на базе ДОУ №40 «Сказка» в старшей группе №6.
Родителям старших дошкольников была предложена анкета на выявление физического воспитания в семье (см. Приложение 1). Данные анкет представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Физическое воспитание в семье.
Задаваемые вопросы |
Совершаете ли вы пешие прогулки с ребёнком |
Пешие прогулки длятся более 1-2ч |
Дома с ребёнком занимаются физкультурой |
Ребёнок умеет кататься на велосипеде |
Ребёнок ходит на лыжах |
Вы занимаетесь с ребёнком оздоровительным бегом |
Наличие спортивного инвентаря дома |
Наличие спортивного уголка |
Созданы ли дома необходимые условия для занятия спортом |
Осанка у вашего ребёнка правильная |
Фамилии анкетируемых | ||||||||||
Анисенко |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
Бех |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
Демкович |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
Исламова |
+ |
+ |
+/– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
Трушко |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |