Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 18:50, реферат
Популярность баскетбола в мире необычайно быстро растет. Баскетбол давно завоевал Америку. В этом нет ничего удивительного. Американцы
придумали баскетбол, и потому в стране он считается спортом №1. Очень популярна игра в Южной Америке. Недаром шесть чемпионатов мира
РЕФЕРАТ
на тему
«Современное представление
о баскетболе и правила игры»
Выполнила ученица 11 класса «Б»
Мерзликина Ирина
Введение
Популярность баскетбола в мире необычайно
быстро растет. Баскетбол давно завоевал
Америку. В этом нет ничего удивительного.
Американцы
придумали баскетбол, и потому в стране
он считается спортом №1. Очень популярна
игра в Южной Америке. Недаром шесть чемпионатов
мира
проводились на этом континенте и собирали
громадное количество зрителей. В латиноамериканских
странах, особенно в Бразилии, Аргентине,
Уругвае, Мексике, Пуэрто-Рико, на Кубе,
баскетбол считается наиболее популярным
спортивным зрелищем, вторым после футбола
видом спорта. Стремительно развивается
он и в странах Старого Света. На Европейском
континенте баскетбол появился в первом
десятилетии ХХ века. Впервые его увидели
во Франции.
Демонстрировали игру американские моряки.
А первая международная встреча по баскетболу,
правда, еще не официальная, состоялась
в России в 1909 году. То был матч между игроками
петербургской команды «МАЯК» и баскетболистами
американского Христианского союза, прибывшими
в столицу России. Благодаря настойчивости
и коллективной игре наши баскетболисты
победили своих грозных соперников.
Потом баскетбол еще дважды стучался
в двери Олимпиады – в 1924 году в Париже
и в 1928 году в Амстердаме. Американцы настойчиво
демонстрировали красоту и привлекательность
своего изобретения. Европейцы довольно
спокойно реагировали на события, проходившие
на небольшой площадке. Наверное, равнодушие
европейцев смутило американцев, может
быть, они отчаялись в пропаганде баскетбола,
но в 1932 году во время проведения Олимпиады
в Лос-Анджелесе они сами отказались от
баскетбола как показательного зрелища,
а включили в программу американский футбол.
Но к баскетболу европейцы не остались
равнодушными. Игра понравилась в Старом
Свете. В мае 1935 года в Женеве собрались
десять сильнейших команд Европы, чтобы
разыграть первый чемпионат. Звание сильнейшей
завоевала сборная Латвии. В те времена
прибалтийские баскетболисты занимали
ведущее положение на континенте. И, видимо,
не случайно, второй чемпионат Европы,
проводившийся через два года в Риге, выиграла
сборная команда Литвы. Она же первенствовала
и в 1939 году на третьем европейском первенстве,
«хозяйкой» которого вновь была Рига.
После создания Всемирной федерации баскетбола
(ФИБА), основателем и генеральным секретарем
которой стал Вильям Джонс, США стали требовать
включения этого вида спорта в программу
Олимпиады 1936 года, которая проводилась
в Берлине. В результате этого, баскетбол
стал бессменным представителем Олимпийских
игр и привлек внимание гурманов спортивных
зрелищ.
^ Общая характеристика баскетбола.
Баскетбол - одна из самых популярных игр в Российской
Федерации. Для нее характерны разнообразные
движения: ходьба, бег, остановки, повороты,
прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые
в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные
движения способствуют улучшению обмена
веществ, деятельности всех систем организма,
формируют координацию.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое
значение, но и агитационно-воспитательное.
Занятия баскетболом помогают формировать
настойчивость, смелость, решительность,
честность, уверенность в себе, чувство
коллективизма. Но эффективность воспитания
зависит, прежде всего, от того, насколько
целеустремленно в педагогическом процессе
осуществляется взаимосвязь физического
и нравственного воспитания (Белов С.,1990).
Баскетбол, как средство физического воспитания,
нашел широкое применение в различных
звеньях физкультурного движения.
В современной системе образования баскетбол
включен в программы физического воспитания
дошкольников, общего среднего, среднего,
профессионально-технического, среднего
специального и высшего образования (Портнов
Ю.М., 1997)
Баскетбол является увлекательной атлетической
игрой, представляющей собой эффективное
средство физического воспитания. Не случайно
он очень популярен среди студенческой
молодёжи.
Закрепление достигнутых результатов
и дальнейшее повышение уровня спортивного
мастерства тесно переплетаются с массовой
оздоровительной работой и квалифицированной
подготовкой резервов из наиболее талантливых
юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются
в детских спортивных школах (Джон Р., Вуден,
1987).
Многолетнее обучение требует учета особенностей
возрастного развития, и, в связи с этим,
тщательного подбора средств и методов
учебной работы. В настоящее время имеется
много пособий, подробно освещающих современную
технику баскетбола. В них изложены общие
вопросы организации педагогической работы,
а также приведены конкретные практические
материалы, которые необходимо усваивать
в определенном возрасте (Зельдович Т.,
Кераминас С., 1964)
Разнообразие технических и тактических
действий игры в баскетбол и собственно
игровая деятельность обладают уникальными
свойствами для формирования жизненно
важных навыков и умений, всестороннего
физического и психического развития.
Освоенные двигательные действия игры
в баскетбол и сопряженные с ним физические
упражнения являются эффективными средствами
укрепления здоровья и могут использоваться
человеком на протяжении всей его жизни
в самостоятельных формах занятий физической
культуры (Кофман Л.Б., 1998).
^ Характеристика, классификация и значение
бросков в современном баскетболе.
Современная тенденция игры определяет
направленность технической подготовки.
Высоких результатов можно достичь только
при высоком уровне технической подготовленности
игроков. Для этого баскетболист должен:
1) Владеть известными современному баскетболу
приемами игры и уметь осуществлять их
в разных условиях;
2) Уметь сочетать приемы друг с другом
в любой последовательности в разнообразных
условиях игры. Разнообразность действий,
сочетая различные приемы в условиях единоборства
с противником;
3) Владеть комплексом приемов, которыми
в игре приходиться пользоваться чаще,
и выполнять их с наибольшим эффектом;
4) Постоянно совершенствовать приемы,
улучшая общую согласованность и скорость
их выполнения (Портнов Ю.М., 1988).
В баскетболе успех команды обеспечивает
точный завершающий бросок. Основное средство
нападения - это бросок одной рукой сверху
в прыжке. В состязаниях сильнейших мужских команд
мира до 70% всех бросков с игры выполняются
именно этим способом, с различных дистанций.
Основные характеристики броска. Говоря
о бросках в баскетболе, следует иметь
в виду три основных их характеристики
- вид броска, стиль и технику, понимаемую
здесь как организационную структуру
движений при броске. Баскетбольные снайперы
отличаются в стилях, в разновидности
бросков. Но они не отличаются в основах
техники - биомеханических принципах движений
- рук, ног, туловища при направлении мяча
точно в корзину. Основы техники, такие
как работа ног, держание мяча и направление
локтя бросающей руки не одинаковы у разных
снайперов (Яхонтов Е.Р., 1987).
^ Броски в корзину - важнейший элемент в баскетболе. Чтобы
выиграть матч, команда должна превзойти
противника в счете, а это достигается
посредством более точных бросков. Все
остальные приемы игры служат созданию
условий для овладения корзинкой. Чтобы
приносить пользу команде, каждый игрок
должен уметь метко поражать корзину (Линдберг
Ф., 1971).
Каждый бросок основывается на технике
выполнения одного из шести бросков:
1) Двумя руками снизу;
2) Одной рукой снизу;
3) Двумя руками с места;
4) Одной рукой с места;
5) Бросок в прыжке;
6) Крюком.
Хотя некоторая модификация и необходима
для выполнения различных дистанций и
в различных условиях, перечисленные выше
броски обеспечивают основу для выполнения
любого другого (Коузи Б., Пауэр Ф., 1975).
Классификация бросков в корзину (Портнов
Ю.М., 1997) выглядит следующим образом:
1) Броски двумя руками; броски одной рукой;
2) Броски сверху, от груди, снизу, сверху
вниз, добивание;
3) Броски с вращением мяча, с отскоком
от щита, без отскока от щита;
4) По характеру передвижения игрока: с
места, в движении, в прыжке:
5) По расстоянию: дальние, средние, ближние
6) По направлению к щиту: прямо перед щитом,
под углом к щиту, параллельно к щиту.
Правила игры в баскетбол.
Некоторые выдержки из официальных правил
баскетбола.
В баскетбол играют две команды, в каждой
из которых по пять игроков. Цель каждой
команды в баскетболе - забросить в корзину
соперника и помешать другой команде овладеть
мячом, и забросить его в корзину.
Победителем в баскетболе становится
команда, которая по окончании игрового
времени набрала большее количество очков.
Игровая баскетбольная площадка должна
представлять собой плоскую прямоугольную
твердую поверхность без каких-либо препятствий.
Размеры должны быть 28 метров в длину и
15 метров ширину.
Баскетбольные щиты с корзиной должны
быть изготовлены из соответствующего
прозрачного материала или выкрашены
в белый цвет. Размеры баскетбольных щитов
должны быть: 1,80 м по горизонтали и 1,05 м
по вертикали.
Баскетбольные кольца должны быть из прочной
стали, внутренний диаметр 45 см. Пруток
кольца должен иметь минимальный диаметр
16 мм, а максимальный 20 мм. На нижней части
кольца должны быть приспособления для
крепления сеток.
Баскетбольный мяч должен иметь сферическую
форму и быть оранжевого цвета с традиционным
рисунком из восьми вставок и черных швов.
Он должен быть накачан до такой величины
воздушного давления, чтобы при падении
на игровую поверхность с высоты около
1,80 м, измеренной от нижней поверхности
мяча, отскакивал на высоту, измеренную
до верхней поверхности мяча, не менее
чем около 1,20 м и не более чем около 1,40
м. Длина окружности мяча должна быть не
менее 74,9 см и не более 78 см. Вес мяча должен
быть не менее 567 г и не более 650 г.
По правилпм баскетбола игра состоит из
четырех периодов по десять минут с перерывами
по две минуты. Продолжительность перерыва
между половинами игры – пятнадцать минут.
Если счет ничейный по окончании четвертого
периода, игра продлевается на дополнительный
период продолжительностью пять минут
или на столько периодов по пять минут,
сколько необходимо, чтобы нарушить равновесие
в счете. Команды должны поменяться корзинами
перед третьим периодом. Игра официально
начинается спорным броском в центральном
круге, когда мяч правильно отбит одним
из спорящих.
В правилах баскетбола существует понятие живого и мертвого мяча.
Мяч становится живым, когда:
- Во время спорного броска мяч правильно
отбит одним из спорящих.
- Во время штрафного броска судья передает
мяч в распоряжение игрока, выполняющего
штрафной бросок.
- Во время вбрасывания из-за пределов
площадки мяч находится в распоряжении
игрока, выполняющего вбрасывание.
Мяч становится мертвым, когда:
Любой мяч заброшен с игры или со штрафного
броска.
Звучит свисток судьи, когда мяч живой.
Очевидно, что мяч не попадёт в корзину
при штрафном броске, за которым последует:
- Другой штрафной бросок.
- Дальнейшее наказание.
Звучит сигнал об окончании каждого периода
игры или дополнительного периода.
Звучит сигнал устройства 24 секунд, когда,
мяч живой.
Мяча, который уже находится в полёте при
броске в корзину, касается игрок какой-либо
команды, после того, как:
- Судья дал свисток.
- Истекло время периода или дополнительного
периода.
- Прозвучал сигнал устройства 24 секунд.
Мяч не становится мертвым и бросок с площадки,
если он точен, засчитывается, когда:
Мяч находится в полёте при броске в корзину
с площадки, когда судья дает свисток или
звучит сигнал игровых часов, или устройства
24 секунд.
Мяч находится в полете при штрафном броске,
когда судья дает свисток при любом нарушении,
кроме нарушения игрока, выполняющего
штрафной бросок.
Соперник совершает фол в тот момент, когда
мяч всё еще контролируется игроком, который
находится в процессе броска в корзину
и который заканчивает свой бросок продолженным
движением, начавшимся до того, как был
совершен.
В баскетболе мячом играют только руками.
Бежать с мячом, преднамеренно бить по
нему ногой, блокировать любой частью
ноги или бить по нему кулаком является
нарушением. Случайное же соприкосновение
или касание мяча стопой или ногой не является
нарушением.
Процесс броска начинается, когда игрок
предпринимает обычное движение, предшествующее
этому броску и по мнению судьи, он начал
попытку забросить мяч в корзину соперника
броском, броском сверху или добиванием.
Процесс броска продолжается до тех пор,
пока мяч не покинет руки бросающего. Иногда
соперник держит руки бросающего так,
что он не может выпустить мяч, однако,
даже в этом случае, по мнению судьи, игрок
может выполнять попытку броска. В этом
случае не важно, покинул ли мяч руки бросающего.
Нет никакой связи между числом правильно
сделанных шагов и процессом броска.
В случае броска в прыжке, процесс броска
продолжается до тех пор, пока не завершится
попытка броска, (т. е. пока мяч не покинет
руку бросающего и обе ноги игрока не коснутся
пола.
Чтобы фол считался совершенным против
игрока, находящегося в процессе броска,
этот фол должен произойти, по мнению судьи,
после того, как игрок начал непрерывное
движение рукой и/или телом в попытке броска
с игры.
Непрерывное движение:
- Начинается, когда мяч находится в руках
игрока и бросковое движение, обычно направленное
вверх, уже началось.
- Может включать движение рук и/или тела,
используемое игроком в попытке броска
с игры.
- Заканчивается, если сделано новое движение.
Если критерии, касающиеся непрерывного
движения, перечисленные выше, выполняются,
то игрок считается находящимся в процессе
броска.
Мяч, заброшенный с площадки, засчитывается
команде, атакующей корзину, в которую
он заброшен, следующим образом:
- За мяч, заброшенный со штрафного броска,
засчитывается одно очко.
- За мяч, заброшенный с игры, из 2-х очковой
зоны засчитывается два очка.
- За мяч, заброшенный из 3-х очковой зоны,
засчитывается три очка.
Если игрок случайно забрасывает мяч с
площадки в свою корзину, очки записываются
капитану соперников.
Если игрок умышленно забрасывает мяч
с площадки в свою корзину, это является
нарушением и очки не засчитываются.
Если игрок заставляет мяч войти в корзину
снизу, это является нарушением.
Игрок находится за пределами площадки,
когда любая часть его тела касается пола
или любого предмета, кроме игрока на,
над или за ограничивающими линиями.
Мяч находится за пределами площадки,
когда он касается:
- Игрока или любого другого лица, находящегося
за пределами площадки.
- Пола или любого другого предмета на,
над или за ограничивающими линиями.
- Конструкции, поддерживающей щит, задней
стороны щита или любого объекта над и/или
за щитом.
По правилам баскетбола ведение мяча начинается,
когда игрок, получивший контроль над
живым мячом на площадке, бросает, отбивает
его в пол или катит его по полу и касается
мяча опять, прежде, чем его коснется другой
игрок. Ведение заканчивается в тот момент,
когда игрок касается мяча одновременно
двумя руками или допускает задержку мяча
в одной или обеих руках. При ведении мяч
может быть подброшен в воздух при условии,
что мяч коснется пола раньше, чем игрок
снова коснется мяча своей рукой. Число
шагов, которые игрок может сделать, когда
мяч не находится в контакте с его рукой,
не ограничено. Игрок, который случайно
теряет, а затем восстанавливает контроль
над живым мячом на площадке, считается
совершившим случайную потерю мяча.
Игрок не должен вести мяч второй раз после
того, как его первое ведение закончилось,
если это только не происходит после потери
контроля над живым мячом на площадке
из-за:
броска по корзине,
касания мяча соперником,
передачи или случайной потери мяча, который
затем коснулся или которого касался другой
игрок.
Пробежка – запрещенное перемещение одной
или обеих ног в любом направлении, во
время контроля живого мяча на площадке
сверх ограничений, изложенных в этой
статье.
Поворот происходит, когда игрок держит
живой мяч на площадке и шагает один или
несколько раз в любом направлении одной
и той же ногой, в то время, как другая нога,
называемая опорной, сохраняет свое место
контакта с полом.
Если игрок затем скользит, перекатывается,
или пытается встать с мячом в руках - это
нарушение.
Игрок не должен оставаться более трех
секунд подряд в ограниченной зоне соперника,
когда его команда контролирует живой
мяч на площадке и игровые часы включены.
Исключение должно быть сделано игроку,
который:
- пытается выйти из ограниченной зоны.
- находится в ограниченной зоне, когда
он или его партнер по команде производит
бросок и мяч покинул или покидает руки
бросающего.
- находясь в ограниченной зоне менее трех
секунд, ведет мяч с целью произвести бросок.
Каждый раз, когда игрок устанавливает
контроль над живым мячом в своей тыловой
зоне, его команда должна в течение восьми
секунд перевести мяч в свою передовую
зону.
Каждый раз, когда игрок получает контроль
над живым мячом на площадке, попытка броска
по корзине должна быть реализована его
командой в течение двадцати четыре секунд.
Фол - это несоблюдение правил, вследствие
персонального контакта с соперником
и/или неспортивного поведения.
Это лишь некоторые важные выдержки из
правил баскетбола. Вообще, официальные
правила баскетбола Международной Федерации
Баскетбола - это большое стостраничное
руководство, в котором изложены все нюансы
правил.
Источники информации:
Информация о работе Современное представление о баскетболе и правила игры