Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:47, курсовая работа
Цель исследования: На основании изучения теоретических и исторических аспектов, измерения данных физиологических систем организма спортсменов, а также сравнения преимуществ современных методов и форм оздоровительной физической культуры, таких как шейпинг и аэробика, выявить их рекреативно - оздоровительный потенциал.
Задачи исследования:
систематизировать исторические этапы развития аэробики и шейпинга;
выявить особенности оздоровительного потенциала исследуемых видов спорта, в частности происходящих изменений в организме начинающих заниматься аэробикой и шейпингом;
изучить и проанализировать опыт использования аэробики и шейпинга как рекреативно - оздоровительной технологии
Введение. 4
Глава I. современные методы и формы оздоровительной физической культуры молодёжи г. Горловка. 7
Раздел 1. Краткая характеристика современных методов оздоровительной физкультуры 7
1.1. Формы и сущность легкой атлетики. 7
1.2. Водные виды спорта. 8
1.3. Спортивные игры.. 8
1.4. Тяжёлая атлетика и борьба. 9
1.5. Преимущества шейпинга и аэробики над современными методами оздоровительной физической культуры.. 10
Раздел 2 История развития аэробики и шейпинга как форм и методов физической культуры.. 10
2.1. Исторические аспекты становления аэробики. 10
2.2. Возникновение шейпинга. 13
Раздел 3 Общие сведения о шейпинге и аэробике. 14
3.1. Шейпинг как современный вид спорта. 14
3.2. Аэробика. Виды, направления, фазы занятий. 15
3.3. Отличия шейпинга от аэробики. 20
Раздел 4. Влияние шейпинга и аэробики на организм человека. 24
4.1. Влияние занятий шейпингом на состояние систем организма. 24
4.2. Особенности оздоровительного влияния аэробики. 31
Глава II. Оздоровительно-рекреативные эффекты под воздействием занятий аэробикой (собственная исследовательская работа) 40
Раздел 1 Общая характеристика обследуемых спортсменок. 41
1.1. Сведения об обследуемых спортсменках, занимающихся в контрольной группе 41
1.2. Сведения об обследуемых спортсменках, занимающихся в экспериментальной группе 42
Раздел 2 Методы проведения исследования. 44
2.1. Функциональные пробы.. 44
2.1.1. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) 45
2.1.2. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) 45
2.1.3. Проба Руфье. 46
2.1.4. Контроль массы тела. 48
2.2. Методики проведения занятий. 48
2.2.1. Особенности составления комплекса занятия. 49
2.2.2. Техника выполнения упражнений: 51
2.2.3. Музыкальное сопровождение и одежда для занятий. 51
2.2.4. Разработанный комплекс упражнений, применяемый в ходе исследования 52
2.3. Математико-статистический метод обработки данных, полученных в ходе эксперимента по Стьюденту. 54
2.3.1. Краткие сведения о методе. 54
2.3.2. Целесообразность использования таблиц и формул, применённых в ходе исследования. 55
Раздел 3. Ход проведения исследования. 59
3.1. Получение необходимых показателей. 59
3.2. Учёт и оценка проводимых проб и методик. 60
Раздел 4. Оценка проведённого исследования. 61
4.1. Статистический анализ результатов исследования. 61
4.2. Оценка результатов исследования. 63
Выводы.. 67
Список использованной литературы.. 70
С учётом всего вышеперечисленного
нами был составлен комплекс упражнений
с учётом особенностей группы, её подготовленности.
Продолжительность занятия
2.2.4. Разработанный комплекс упражнений, применяемый в ходе исследования
Занятие состоит из следующих упражнений:
1 И. п. - стоя прямо, колени и ступни вместе. Слегка сгибая колени, перевести руки на затылок. Колени должны быть все время вместе (16-18 раз)
2.И. п. - стол с широко
расставленными ногами, руки разведены
в стороны. Движения верхней
частью туловища вправо и
З.И. п. - то же. Энергичные повороты верхней части туловища вправо и влево с сильным напряжением мышц живота.10 - 12 раз.
4.И. п. - стол прямо, колени ступни вместе. Легко сгибая колени, делать махи руками, одновременно выставляя левую ногу. Затем шаг влево в сторону, выставляя правую ногу.
Одновременные махи руками, увеличивая их амплитуду до верху через голову. Потягивания и наклоны в ритме размахов с опорой руками о пол. Из этого положения сделать руками четыре шага вперед и обратно. Бедра все время сомкнуты, но на последнем шаге руки и ноги вытянуты.10-14 раз.
5.И. п. - стоя прямо, руки
вытянуты вдоль туловища. Правую
ногу поднять вверх так, чтобы
бедро было параллельно полу,
а согнутая в колене нога
составляла с бедром прямой
угол. Руки в стороны.
6. Окончив предыдущее упражнение,
без паузы (кстати, пауз между
упражнениями вообще не должно
быть, движения должны плавно
переходить из одного в другое)
начинайте медленно вращать
7.И. п. - стоя, слегка расставив ноги. Медленные, плавные круговые движения головой 3-4 раза.
8. Ходьба на месте с переходом на легкий, мягкий бег. Продолжительность упражнения - 40-45 c. Проверьте пульс.
9.И. п. - стоя, ноги на
ширине плеч. Наклониться, вытянув
руки вперед, прогнув спину, голову
вверх. Наклониться ниже с
10.И. п. - лежа на коврике на животе, ноги вместе. Попеременные хлопки ладонями, вытянув руки вперед перед лицом, и, отведя руки за плечи над спиной 12-14 раз.
11.И. п. лежа на спине с опорой прямыми стопами о пол, колени сомкнуты. Попеременно согнутыми в коленях ногами коснуться пола то слева, то справа.12-14 раз.
12.И. п. - сидя на полу
с широко расставленными
13.И. п. - лежа на животе
с опорой руками на уровне
плеч о пол. Поднять туловище
вверх «скамейка», затем сесть
на пятки, руки вытянуть
14.И. п. - лежа на спине.
Медленно поднять ноги вверх
до вертикального положения,
15.И. п. - лежа на спине,
выпрямленные ноги подняты
16.И. п. Ноги плотно сдвинуты, руки вдоль туловища. Пружинистые движения коленями вправо - влево 18-20 раз
17. Заканчивают занятие упражнениями на расслабление с восстановлением дыхания.
2.3. Математико-статистический
метод обработки данных, полученных
в ходе эксперимента по
2.3.1. Краткие сведения о методе
Полученные нами значения показателей в ходе проведённого исследования были обработаны при помощи использования критерия статистической вероятности отличий или их отсутствия по– t – критерию Стьюдента.
В соответствии с тем, что
вся совокупность участвующих в
эксперименте людей образуют так
называемую генеральную группу людей,
которая в последствии
Для решения этой задачи проводится
сравнительный математический анализ
изучаемых показателей. Данное сравнение
позволит определить наличие достоверных
или недостоверных отличий
Одним из методов определения наличия достоверного отличия является – t – критерий Стьюдента.
2.3.2. Целесообразность
Для математического сравнительного анализа изучаемых показателей по методу t – Стьюдента определяются следующие значения:
х. (икс среднее) – среднее арифметическое значение величины показателя;
σ (сигма) – среднее квадратичное отклонение значения показателя;
M (м) – ошибка средней арифметической.
х определяется по формуле: х =Σх/n, где Σх – сумма значений показателя в группе;
n – Количество людей в группе.
σ – определяется по формуле: σ = R (max-min) /A, где
R – разность между максимальным
и минимальным значением
А – табличное значение из значений n (количества людей в группе);
n A n A
1 - 120 5.15
2 1.13 140 5.26
3 1.69 150 5.35
4 2.06 180 5.43
5 2.33 200 5.50
6 2.53 220 5.57
7 2.70 240 5.61
8 2.85 260 5.68
9 2.97 280 5.72
10 3.08 300 5.77
11 3.17 320 5.80
12 3.26 340 5.84
13 3.34 360 5.88
14 3.41 380 5.92
15 3.47 400 5.94
16 3.53 420 5.98
17 3.59 440 6.00
18 3.64 460 6.02
19 3.69 480 6.06
20 3.74 500 6.09
22 3.82 520 6.12
24 3.90 540 6.13
26 3.96 560 6.14
28 4.03 580 6.17
30 4.09 600 6.18
32 4.14 620 6.21
34 4. 19 640 6.23
36 4.24 660 6.26
38 4.28 680 6.27
40 4.32 700 6.28
45 4.41 750 6.33
50 4.50 800 6.34
60 4.64 850 6.37
62 - 900 6.43
Далее m определяется по формуле: m = σ / √N – 1, где
σ – среднее квадратичное отклонение;
N – количество людей в группе.
Зная величины х и m каждой группы можно определить значение критерия t-Стьюдента по формуле: х1 – х2
t =√m12 + m22 , где
х1 – средняя арифметическая;
m – ошибка средней арифметической.
После определения значения t остается только установить – достоверно или недостоверно различие в величине изучаемого показателя между контрольной и экспериментальной группами. Для этого используется таблица, в которой в одной из колонок находятся значения так называемых «степеней свободы».
Степень свободы (f) определяется по формуле: f = (n конт. + n эксп) – 2, где
n – количество человек
в контрольной и
Таким образом, зная значение степени свободы (f) и значение критерия t-Стьюдента, определяем достоверность отличий. Для этого в таблице напротив найденного значения степени свободы, имеются 2 значения Р. Именно с этими значениями Р нужно сравнить полученные значения t.
Граничные значения t-критерий Стьюдента для 5% и 1% - ного уровня значимости в зависимости от числа степеней свободы
Степень свободы (f) Границы значения Степень свободы (f) Границы значения
Р – 0,05 Р – 0,01 Р – 0,05 Р – 0,01
1 12,71 63,60 21 2,08 2,82
2 4,30 9,93 22 2,07 2,82
3 3,18 5,84 23 2,07 2,81
4 2,78 4,60 24 2,06 2,80
5 2,57 4,03 25 2,06 2,79
6 2,45 3,71 26 2,06 2,78
7 2,37 3,50 27 2,05 2,77
8 2,31 3,36 28 2,05 2,76
9 2,26 3,25 29 2,04 2,76
10 2,23 3,17 30 2,04 2,75
11 2, 20 3,11 40 2,02 2,70
12 2,18 3,06 50 2,01 2,68
13 2,16 3,01 60 2,00 2,66
14 2,15 2,98 80 1,99 2,64
15 2,13 2,95 100 1,98 2,63
16 2,12 2,92 120 1,98 2,62
17 2,11 2,90 200 1,97 2,60
18 2,10 2,88 500 1,96 2,59
В данной таблице, в одной из колонок находятся значения так называемых «степеней свободы».
Степень свободы (f) определяется по формуле: f = (n конт. + n эксп) – 2, где
n – количество человек
в контрольной и
Таким образом, зная значение степени свободы (f) и значение критерия t-Стьюдента, определяем достоверность отличий. Для этого в таблице напротив найденного значения степени свободы, имеются 2 значения Р. Именно с этими значениями Р нужно сравнить полученные значения t.
Если значение t будет меньше значения (Р – 0,05), следовательно, достоверного отличия между изучаемым показателем в контрольной и экспериментальной групп нет.
При описании данного сравнения в тексте работы, после слов об отсутствии достоверного отличия, обязательно следует указать, что Р > 0,05. Именно знак > говорит об отсутствии достоверности.
Если значение t будет равно значению (Р – 0,05); или будет находиться между значениями (Р – 0,05) и (Р – 0,01); или будет больше значения (Р – 0,01) – это говорит о наличии достоверного отличия между величинами показателей контрольной и экспериментальной групп.
При описании этого сравнения в тексте работы, после слов о достоверности отличия, необходимо указать, что Р < 0,05 (если значение t равно табличному значению (Р – 0,05) или находится между значениями (Р – 0,05) и (Р – 0,01).
Если значение t равно табличному значению (Р – 0,01) или больше данного значения, то следует указать в тексте работы, что Р < 0,01. Именно знак < указывает о наличии достоверного отличия.
Раздел 3. Ход проведения исследования
3.1. Получение необходимых показателей
На протяжении исследования были применены пробы для оценки сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
Помимо них нами были применены:
для оценки состояния сердечно – сосудистой и дыхательной систем, способности внутренней среды организма насыщаться кислородом нами применялась проба Штанге и проба Генчи,
для оценки функционального состояния кардио-респираторной системы в ходе исследования (в начале, середине и по окончании его) была применена проба Руфье.
Также на протяжении всего исследования вёлся контроль массы тела занимающихся в обеих группах.
3.2. Учёт и оценка проводимых проб и методик
Показатели, полученные в результате проведенных проб (проба Штанге, проба Генчи, проба Руфье, показатели контроля массы тела) в ходе исследования и до него в обеих группах представлены в таблицах 3-4
Таблица 3. Показатели, полученные до проведения исследования. Экспериментальная группа.
№ Проба Штанге, с Проба Генчи, сек Проба Руфье Масса тела, кг
П1 П2 П3 Индекс Руфье
1 45 32 18 34 27 12 62
2 63 30 16 33 24 10 74
3 80 40 17 32 20 8 70
4 105 50 22 40 22 14 56
5 85 30 18 35 19 9 72
6 40 20 15 35 22 9 63
7 82 35 17 32 20 8 65
8 38 20 15 36 15 7 68
9 90 30 24 42 23 16 78
10 60 40 12 34 11 3 69
Показатели, полученные после проведения исследования. Экспериментальная группа.
№ Проба Штанге, с Проба Генчи, сек Проба Руфье Масса тела, кг
П1 П2 П3 Индекс Руфье
1 60 40 16 30 20 7 56
2 90 32 13 29 21 6 60
3 82 42 15 31 19 6 59
4 115 55 20 39 21 12 51
5 88 31 18 34 17 8 61
6 50 25 12 29 20 5 58
7 90 37 14 32 19 6 60
8 40 20 15 37 16 8 60
9 95 32 23 39 24 15 62
10 65 42 11 33 11 2 58
Таблица 4. Показатели, полученные до проведения исследования. Контрольная группа.
№ Проба Штанге, сек Проба Генчи, сек Проба Руфье Масса тела, кг
П1 П2 П3 Индекс Руфье
1 40 20 16 33 25 10 63
2 55 40 23 40 23 15 69
3 35 25 12 40 11 6 70
4 90 20 18 38 17 10 56
5 80 20 17 32 20 8 72
6 35 22 23 44 21 16 59
7 82 40 15 38 14 7 63
8 80 35 14 35 12 5 68
9 100 25 16 33 23 10 65
10 35 28 17 44 16 11 74
Показатели, полученные после проведения исследования. Контрольная группа.
№ Проба Штанге, сек Проба Генчи, сек Проба Руфье Масса тела, кг
П1 П2 П3 Индекс Руфье
1 45 20 14 30 24 8 63
2 80 45 21 38 22 13 68
3 35 30 11 39 11 5 72
4 91 25 19 40 17 11 57
5 82 24 14 32 18 6 70
6 40 30 21 41 20 13 58
7 83 42 14 35 14 7 60
8 81 35 12 34 10 3 65
9 100 30 13 29 21 6 65
10 40 30 14 41 15 8 74
Раздел 4. Оценка проведённого исследования
4.1. Статистический анализ результатов исследования
После получения показателей в ходе проведённых проб, т.е. конкретных цифр, а также после проведения математического метода статистической обработки полученных значений, благодаря которым можно сравнить объёмы изменения показателей в контрольной и экспериментальной группах, а также после вычислений по критерию Стьюдента, нами были получены следующие данные:
Проба Штанге. Начальные показатели экспериментальной группы: х=68,8, σ=21,75, m=7,25. Конечные показатели: х=77,5, σ=24,35, m=8,12.
Начальные показатели контрольной группы: х=63,2, σ=21,1, m=7,03. Конечные показатели: х=67,7, σ=21,1, m=7,03.
Проба Генчи. Начальные показатели экспериментальной группы: х=32,7, σ=9,74, m=3,25. Конечные показатели: х=35,6, σ=11,36, m=3,79.
Начальные показатели контрольной группы: х=27,5, σ=6,49, m=2,16. Конечные показатели: х=31,1, σ=8,12, m=2,71.
Показатель массы тела. Начальные показатели экспериментальной группы: х=67,7, σ=7,14, m=5,67. Конечные показатели: х=58,5, σ=3,57, m=1,42.
Начальные показатели контрольной группы: х=65,9, σ=5,84, m=3,8. Конечные показатели: х=65,2, σ=5,52, m=3,39.
Проба Руфье. Начальные показатели экспериментальной группы: х=96, σ=4,22, m=1,41. Конечные показатели: х=98, σ=4,22, m=1,41.
Начальные показатели контрольной группы: х=75, σ=3,57, m=1, 19. Конечные показатели: х=80, σ=3,25, m=1,08.
После вычисления среднего арифметического значения (х), среднего квадратического отклонения значения величины показателя σ (сигма), ошибки средней арифметической (m) в исследовательской и контрольной группах, получили значение t для обеих групп.
Таким образом, в экспериментальной и контрольных группах значение t при проведении пробы Штанге в начале исследования равно 0,55, а в конце 0,91, при этом Р > 0,05 (при этом границы значений не превышают 2,10 (полученное граничное значение из таблицы).