Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:29, реферат

Краткое описание

На общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, т.к., по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Обращение к физической культуре в системе высшего педагогического образования в связи с решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма дальнейшего развития негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения нашей страны.

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ .doc

— 520.00 Кб (Скачать файл)

Основываясь на представлениях о понятиях "качество образования", "результат образования", мы также намерены развести понятия "эффективность" и "результативность" подготовки студентов и при этом придерживаться следующей позиции:

- эффективность интеграции  физического и духовного воспитания  будущих педагогов понимается  нами как результат достижения  целей по организации процесса обучения и оцениваться должна в показателях деятельности преподавателей;

- результативность интеграции - это собственно результат достижения  целей подготовки и фиксируется  в показателях развития личности  студента;

- об уровне результативности  возможно судить по степени приближения показателей к идеалу, выраженному в ценностях.

На уровне рассмотрения проблем данной статьи выделим и такой компонент результативности, как интегративная деятельность. Категория "интегративная деятельность" определяется главным образом уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию (включая его физический и духовный аспекты), творческим и ответственным отношением к делу. "Эмбрионы" всех этих качеств должны присутствовать не только в структуре содержания педагогического образования, но и в структуре духовной и функциональной грамотности. Они востребуются и актуализируются на собственно профессиональном уровне, а также тех ее компонентов, которые могут быть отнесены не столько к предметному содержанию, сколько к высокой духовности и формируемым качествам личности: творчеству, настойчивости, стремлению к приобретению новых знаний и т.д., без которых немыслим подлинный профессионализм. Рассмотрение интегративной деятельности учителя с позиций целостности дает возможность включения в ее состав таких ментальных ценностей, как:

- уровень образованности (знания, умения, навыки, способствующие  полноценному включению педагога в разветвленную структуру физической, духовной и профессиональной деятельности);

- уровень воспитанности (система мировоззренческих качеств, основанных не только на знаниях, но и на духовных ценностях, личностном осознании смысла жизни и отношении к миру во всем его многообразии на уровне развития человека, предопределяющего его способности к непрерывному саморазвитию).

Кроме того, об интегративной деятельности учителя есть смысл говорить только тогда, когда она проявляется в какой-нибудь педагогической ситуации. Быть целостным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Факт проявления необходимой целостности в определенной ситуации есть, на наш взгляд, не что иное, как стиль деятельности.

ВЗГЛЯДЫ НА ОБЩЕЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Ключевые слова: образование, педагогическая антропология, физическая культура, пространство.

Завершение двадцатого и начало нового столетия характерно явно выраженным всплеском научного интереса в мировом научном пространстве к феномену человека. Уже в настоящее время общая антропология принимает явные очертания фундаментальной интегрированной человековед.ческой дисциплины. В основу гуманистической концепции, являющейся фундаментом общей антропологии, положено представление о том, что человек является биологическим видом, в котором органично объединены социальные, биологические и нравственно-духовные начала. В этой связи в современной интегративной антропологии отчетливо проявляются такие крупные направления, как философское, биосоциальное и педагогическое.

В свою очередь, педагогическая антропология движется также в трех направлениях развития и систематизации антрополого-педагогического знания [10, 15, 30]. Первое из них связано с приданием педагогической антропологии не только очертаний, но и сущности самостоятельной сферы системного научного знания о человеке в процессе образования и воспитания. Второе направление становления педагогической антропологии и формирования основ антрополого-педагогического знания характеризуется представлением педагогической антропологии, как части педагогики. Гуманитарные исследования, базирующиеся на синтезе теоретико-педагогического, философско-антропологического и человековедческого знания, лежат в основе третьего направления. Несмотря на то, что все три отмеченных направления развития педагогической антропологии объединяет общий фундаментальный тезис о том, что именно интеграция общей антропологии и педагогики "породила" педагогическую антропологию как человековедческую дисциплину, нам представляется целесообразным при раскрытии темы ориентироваться на сущностные особенности первого направления. Ибо педагогическая антропология, как это декларируется видными учеными данного направления, характеризуется главным и стратегическим предназначением - интеграцией человековедческих дисциплин и созданием реальных предпосылок системного исследования отличительных особенностей онтогенетического поэтапного развития человека в процессе его обучения и воспитания. Для нас важно то обстоятельство, что в перечне элементов своеобразного ядра педагогической антропологии наряду с философией, педагогикой, психологией, генетикой, физиологией, гигиеной, социальной этнографией, педиатрией и другими приводятся физическая культура, теория и методика физического воспитания в направлении соматической антропологии [12].

Очевидно то, что современное понимание термина "физическая культура" предполагает необходимость интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний о телесном субстрате (основе) человеческого в человеке. Однако стремление к такой интеграции сталкивалось с парадоксальной проблемой - отсутствием должного внимания в исследовательской практике обществоведов к физической культуре как средству формирования дееспособного человека, следствием чего является наличие в массовом сознании негативно - скептического отношения к физической культуре, снижение ее роли в формировании целостного человека.

Кроме того, на протяжении десятилетий отношение общества к физическому воспитанию, физической культуре формировалось под влиянием политических, идеологических факторов. Общеизвестно, что предназначение физического воспитания во многом определялось политической ориентацией государства, а ценности физической культуры и спорта, их приумножение служили во многом целям идеологической борьбы. К сожалению, в нашем обществе на протяжении большей части прошлого века господствовало представление о физической культуре и ее деятельностной составляющей - физическом воспитании как о способе тренировки тела. Нисколько не приуменьшая значимости средств и методов физического воспитания для целей военного укрепления страны и во многом разделяя идеологическую значимость ценностей физической культуры и спорта, следует сказать, что достижения в сфере физического воспитания, физической культуры как педагогических явлениях, без сомнения, отождествлялись с физическим здоровьем нации, со здоровьем каждого человека.

Современное физическое воспитание, декларирующее в качестве целевой установки формирование физической культуры личности гражданина, построение его физического и психического здоровья, не решает эффективно задач, приближающих к отмеченной цели, а спорт высших достижений, профессиональный спорт как явления культурной двигательной деятельности человека в настоящее время в большинстве случаев приводят к обретению занимающимся статуса нездорового человека.

И первый, и второй случаи - это сферы так называемой физкультурной, спортивной педагогики как ветви классической отечественной педагогики. Но первая, как педагогическая система, дает сбои, а если говорить точно - работает неэффективно. Для пояснения отмеченного факта целесообразно определить возможные причины отклонения в функционировании педагогики в области физической культуры по сравнению с классической педагогикой. В качестве формулы наших действий примем известные слова Г. Гегеля: "Понять - значит выразить в форме понятий" и рассмотреть некоторые базовые компоненты явлений физического воспитания, в целом физической культуры с позиций общих с классической педагогикой понятий, отражающих их сущность.

Физическая культура, как и другие составляющие культуры общества, уникальна. Ее феноменальность заключается в исключительной функции объединения социального и биологического начал в человеке [1]. Именно в этой связи и с полным основанием физическая культура является изначальным, фундаментальным видом формирующейся культуры человека [4]. Ибо физическая культура - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей [36]. В определенной мере разделяя сущность этой трактовки, следует отметить, что в таком виде понятие "физическая культура" отражает преимущественный запрос общества на физически совершенных граждан, но не учитывается то обстоятельство, что основной, интегральной характеристикой этого вида культуры является физическая культура личности, которая проявляется в развитой потребностной, мотивационно -ценностной сферах человека, в его самоопределенности, самообразованности и самопредставленности. Трудно согласиться с существующими официальными представлениями о том, что компоненты физической культуры полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке людей к их жизнедеятельности [36], поскольку такое утверждение должно находить свое подтверждение в достаточном уровне физического здоровья нации, что не отражает существующей реальности.

Доминирующая позиция в понимании физической культуры как явления с акцентированным преимуществом физической тренировки тела с явной недостаточностью или попросту отсутствием социально-психологической, духовной, личностной направленности этого явления привели, как точно отметил В.А. Пономарчук, к тому, что "мы сегодня практически имеем дело с физической антикультурой, цель которой - не производство мыслящей, свободно действующей плоти, а производство отдельных физических возможностей и способностей человека" [31].

При наличии полярных мнений о сущности понятия и содержания физической культуры, например: 1) как способе двигательной активности, осуществляемой человеком для оптимизации своего телесного состояния, 2) как виде культуры человека и общества "в культуре физической определяющей должна быть человекотворческая функция, ведущей стороной которой (как и у всех других видов культуры) является духовная составляющая, реализуемая в своеобразной форме через двигательную деятельность человека" [23]. Производной же этой функции предстает адаптационная функция, сущность которой заключается в самосохранении и развитии общества. В этом случае с позиций культурологии, с позиций функций культуры в обществе физическая культура может быть действительно ее ветвью, а физическое воспитание - действительной составляющей интегративной педагогической антропологии.

Формирование физической культуры личности, общества в целом, пользование ценностями этого вида культуры осуществляется через педагогическую деятельность, в процессе физического воспитания, основанных на языке общения с применением специальных терминов, специфических средств, особенностей передачи и усвоения социального опыта в педагогической деятельности в рамках этого вида культуры.

В семантическую основу сферы физической культуры и ее главной производной - формирования физической культуры личности - входят понятия "воспитание", "образование", "развитие" и "обучение". В последнее десятилетие, обнажившее состояние кризиса физического воспитания, достаточно активно дискутируются вопросы сущности, взаимосвязей и соотношения отмеченных выше категорий, в частности в работах Л.П. Матвеева, В.М. Выдрина, Н.И. Пономарева, В.Т. Чичкина, В.Н. Курыся, В.П. Лукьяненко и др., что направлено как на отражение состояния физической культуры в целом, так и на определение стратегии ее развития.

Цель нашего обращения к этому вопросу - определение места образования в области физической культуры через смысловое содержание отмеченных ранее базовых понятий, понимание сущности явлений и процессов, через особенности их взаимосвязи и взаимовлияния.

В современной педагогике наиболее распространено такое представление о взаимосвязи базовых понятий, которое выражается в суммации обучения, воспитания и развития, результатом чего является образование. На первый взгляд это соотношение довольно притягательно для достижения нашей цели, обусловленной темой статьи, но в таком случае воспитание и развитие как таковые представляют собой составляющие образования, что не соответствует ни реальности педагогической деятельности, ни диалектической сущности развития как философской категории.

В другом случае и в соответствии с отмеченным выше приоритет отдается развитию как результату суммации образования, обучения и воспитания [8]. Определенная ясность в позиции каждой из базовых составляющих физической культуры появляется при рассмотрении их сущности под углом зрения на цель функционирования последней, коей является сформированная и развивающая физическая культура личности человека. И если под образованием в области физической культуры понимаются процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, связанных с применением специальных средств и методов направленного физического развития человека, а также развития способности передавать усвоенное окружающим [18], а под физическим воспитанием - процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, формирования положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей [27], то, бесспорно, цель обоих этих процессов - формирование и развитие физической культуры личности человека. Образование в области физической культуры и физическое воспитание с этой точки зрения представляют собой своеобразный "единый организм", взаимосвязанные процессы, но существенно отличающиеся предметами своего основного воздействия. Сущность отличий заключается в том, что когда мы говорим об образовании в области физической культуры, то предметом такого воздействия являются двигательный и интеллектуальный компоненты, в физическом воспитании - социальные, духовные, нравственные качества личности [1, 20, 21, 23, 26, 36]. Органичность физического воспитания и образования в области физической культуры определяется базовым совокупным целеполаганием этих процессов, а именно - формированием и развитием физической культуры личности.

Информация о работе Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования