Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:29, реферат
На общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, т.к., по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Обращение к физической культуре в системе высшего педагогического образования в связи с решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма дальнейшего развития негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения нашей страны.
Заслуживает внимания в этой концепции положение о том, что главным фактором, определяющим урок физической культуры в качестве основной формы физического воспитания является его дидактическая направленность с приоритетом решения образовательных задач, как стратегически важных для достижения общей цели физического воспитания, т.е. формирования физической культуры личности. Решение этих задач видится во включении в систему учебных занятий наряду с практическими занятия по общетеоретической подготовке и инструктивно-методической направленности. Полагаем вполне обоснованной постановку автором вопроса о необходимости создания подлинно образовательной системы в сфере физического воспитания школьников. При этом следует заметить, что значимость созданной концепции была бы выше, если бы экспериментальное подтверждение ее сущности было осуществлено на модели по крайней мере начальных классов, но не старшеклассников.
Особенно важным, если не основополагающим, условием придания предмету "физическая культура" действительно образовательной направленности является изменение социальной сущности и предмета, и его преподавания. Это заключается в пересмотре акцентов в явлениях и процессах, и в частности отходе от механического "натаскивания" учащихся на физический, качественный результат, и ярко выраженном внимании на приобретении учащимися действительной образованности в области физической культуры [18, 23, 28, 41]. Причем реализация такого подхода в преподавании должна обуславливаться онтогенетической познавательной активностью обучаемых и строиться на основе логической формулы формирования физической культуры индивида (младший школьный возраст) - индивидуальности (средний школьный возраст) - личности, что соответствует старшему школьному возрасту [25] .
Таким образом, формирование системы общего непрерывного образования в области физической культуры позволит изменить образовательную ситуацию в России и выйти на качественно новый уровень воспитания физически и психически здорового подрастающего поколения.
Теоретические и методологические проблемы развития личности средствами физической культуры в системе непрерывного образования
Ключевые слова: система непрерывного образования, структура и содержание, ценности, мотивация, личность, методология исследования.
Крайнее обострение социально-экономических проблем в целом в России, ослабление роли государственной политики в развитии системы непрерывного образования и здравоохранения диктуют условия для поиска путей и средств поддержания здоровья и развития каждой личности.
Предмет "физическая культура" входит в образовательный стандарт всех звеньев системы непрерывного образования: дошкольное учреждение - школа - вуз. Это говорит о том, что средства физической культуры имеют большое значение для гармоничного развития личности в онтогенезе. Как отмечает Л.И. Лубышева, физическая культура выступает как самостоятельный социальный институт 1.
Согласно определению гуманистической парадигмы (М.Х. Титма) образование рассматривается как ценность само по себе, при этом важным положительным моментом является его ориентация на развитие личности. На идеях педагогического гуманизма основана концепция личностно ориентированного образования, в рамках которого и проводится наше исследование.
В новых политических, социально-экономических и культурологических условиях изменились тенденции общественного развития, которые привели к смене образовательных ориентиров. Одними из ведущих принципов государственной образовательной политики сегодня становятся ее гуманистическая направленность, определяющая приоритет общечеловеческих ценностей, создание условий для свободного развития личности. Это нашло свое отражение в трудах многих отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов (Ш.А. Амонашвили, А.А. Вербицкий, Х.И. Лийметс, В.А. Сластенин, Н.И. Шевандрин, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
На протяжении последних десятилетий сложилась тревожная тенденция ухудшения здоровья, физической подготовленности населения. Это связано не только с проблемами экономики, экологии, условиями труда и быта, но и с недооценкой в обществе социально -экономической, оздоровительной и воспитательной роли физической культуры, что отразилось дефицитом на гармоничном развитии личности. Низкий уровень оплаты труда и неудовлетворенность собственной деятельностью являются одной из причин оттока физкультурных кадров в другие сферы, а недостаток высококвалифицированных специалистов в сфере физической культуры, в частности, порождает социальные проблемы (Ю.В. Верхошанский, 1984; Н.В. Кузьмина, 1993; Ю.Н. Кулюткин, 1996; В.Г. Онушкин, 1995, Н.Э. Пфейфер, 1996, и др.), которые, в свою очередь, отрицательно влияют на развитие личности.
Научно-теоретический анализ литературы и исследование деятельности специалистов по физической культуре выявили и ряд актуальных проблем в данной сфере: неадекватную значимость престижа предмета "физическая культура" в современном обществе; недостаточную продуктивность деятельности специалистов по физическому воспитанию в области развития личности в процессе непрерывного образования; использование не в полной мере реальных и перспективных возможностей; стереотип ный подход специалистов к решению профессиональных задач; недостаточный уровень осознания результатов педагогической деятельности и т.п.
Необходимость в формировании всесторонне развитой личности воспитанников в процессе непрерывного образования и подготовки их к последующей трудовой деятельности на рынке труда требует целенаправленного исследования реальных и перспективных возможностей воздействия средств физической культуры на формирование личности.
На основе анализа литературы, теоретических и эмпирических исследований нами дано определение понятия формирования личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры как совокупности реальных и перспективных возможностей воздействия средствами физической культуры на формирование личности. Система непрерывного образования необходима для реализации содержания образования и его деятельностной позиции, направленной на творческое самовыражение и профессио нальное самоутверждение, определяющееся самопреобразованием и саморазвитием личности.
Для работников области физической
культуры это особенно актуально в связи
с тем, что их профессиональная деятельность
основана на творческой активности и требует
большой самоотдачи, постоянного стремления
к достижению успеха при высоком уровне
профессиональной компетентности, деятельности,
направленной на формирование гармонично
развитой личности воспитанников. Поскольку
в сфере физической культуры как нигде
тесно взаимодействие педагога и ученика,
успех деятельности последнего во многом
определяется обоюдным взаимопониманием.
Так как педагогическая ситуация в данной
сфере весьма динамична (растет профессиональное
мастерство, расширяются знания занимающегося,
изменяется возраст ученика и т.п.), то
требования к профессионально-
Сложившаяся в обществе и сфере образования социокультурная ситуация, процессы, происходящие в области образования, необычайно актуализируют проблему формирования личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры. В связи с решением в системе непрерывного образования вопросов демократизации, гуманизации, дифференциации и индивидуализации перемещение акцентов с внешних "формальных" характеристик развития ребенка (уровень образования, физическое развитие и физическая подготовленность и т.п.) на его внутренний мир (система жизненных ценностей, нравственных позиций) особую актуальность приобретают необходимость разработки эффективных подходов к формированию личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры на основе новых педагогических технологий, формирование их деятельной позиции, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение личности.
Исследование формирования личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры, выявление эффективных подходов к ее формированию позволяют предложить педагогическому (физкультурному) образованию новые ориентиры для деятельности, направленной на формирование личности средствами физической культуры, как системы специфических функций индивида, связанных с ее саморазвитием, целостностью, формированием личностного опыта в процессе обучения, создание условий для полноценного развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
Цель физкультурной деятельности - явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной личности.
Формирование личности имеет две существенные и взаимосвязанные стороны: внутреннюю и внешнюю.
Каждому человеку (независимо от возраста) очень важно осознавать себя всесторонне развитой личностью. Без этого невозможны высокая самооценка, являющаяся стержнем личности, сохранение активной жизненной позиции, внутренней уравновешенности, творческого потенциала. Все вышеуказанное можно принять как внутреннюю сторону феномена личности.
Потребность каждого человека в эффективном взаимодействии возникает на уровне построения отношений со сверстниками, родителями, педагогами, окружающими людьми. Перечисленное можно отнести к внешним проявлениям личности, т.е. к внешней стороне рассматриваемого явления.
В качестве основных объектов физкультурной педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Цели педагогической деятельности - явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели - развитию личности в гармонии с самим собой и социумом. Можно говорить о педагогическом проектировании личности, программе формирования личности и ее индивидуальных коррективах.
С учетом рассмотренных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы ведущие тенденции, принципы и психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование личности средствами физической культуры в системе непрерывного образования. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - педагогический процесс использования средств физической культуры в системе непрерывного образования.
Предмет исследования - процесс формирования личности под воздействием средств физической культуры.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:
1. Обосновать совокупность
положений, определяющих теоретико-
2. Выявить содержание
и особенности процесса
3. Определить основные структурные и функциональные компоненты развития личности в зависимости от типа учебного заведения (детский сад, школа, вуз), возраста (года обучения), от особенностей структуры и содержания используемой системы физических упражнений.
4. Выявить ведущие тенденции
и принципы формирования
5. Обосновать факторы, обуславливающие формирование личности средствами физической культуры в системе непрерывного образования, и разработать методическое обеспечение ее развития на основе выявленных показателей.
6. Опираясь на результаты
исследования, разработать научно-
Общая гипотеза исследования основана на том, что на развитие личности средствами физической культуры в системе непрерывного образования оказывает влияние совокупность факторов, характеризующих субъективную и объективную стороны этого феномена, их содержание в настоящее время недостаточно раскрыто, что влечет за собой преимущественно ориентацию на физическое развитие и физическую подготовленность.
Методы и организация исследования. Многочисленные исследования, посвященные проблемам формирования личности, показывают ее физическую, психическую, социальную природу, которая отражена в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения. Исходя из этого положения, предпринятый нами подход к выявлению воздействия средств физической культуры на развитие личности в системе непрерывного образования был построен на основе природы человека.
Информация о работе Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования