Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:29, реферат

Краткое описание

На общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, т.к., по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Обращение к физической культуре в системе высшего педагогического образования в связи с решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма дальнейшего развития негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения нашей страны.

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ .doc

— 520.00 Кб (Скачать файл)

Все многообразие литературы, посвященной проблематике развития личности, представляется возможным объединить в несколько основных направлений:

1. Биологические (физические) способности человека (В.М. Бехтерев, 1928; И.П. Павлов, 1926; И.М. Сеченов, 1907; Б.М. Теплов, 1964, и др.).

2. Психофизиологические  резервы человека (Г.Л. Апанасенко, 1993; Р.М. Баевский, 1984; В.В. Белоусов, 1996; А.П. Берсенева, 1983, 1988; И.И. Брехман, 1987; П.В. Бундзен, 1996; И.В. Давыдовский, 1962; Ф.Л. Доленко, 1982; И.М. Козлов, 1996; А.С. Мозжухин, 1980; В.П. Петленко, 1996; А.С. Солодков, 1996; В.Г. Стрелец, 1996, и мн. др.).

3. Социально-философский  подход к исследованию развития  личности (В.У. Агеевец, 1989; В.М. Выдрин, 1996; А.В. Петровский, 1997; Н.А. Пономарев, 1996; Л.В. Сохань, 1983; Т.К. Широкова, 1973, и  др.).

4. Психолого-педагогический  подход к исследованию развития личности (А.В. Запорожец, 1986;А.Н. Леонтьев, 1972, 1975; А.Р. Лурия, 1968; В.И. Лях, 1992, 1998; М.В. Прохорова, 1998, и др.)

5. Валеологический подход (В.П. Петленко, 1992, 1996; Л.Г. Татарникова, 1995; П.Д. Шабанов, 1995, и др.).

Нами использовался комплекс междисциплинарных методик. Для определения психофизиологического компонента применялись методики самооценки состояний: самочувствия, работоспособности, утомляемости, причем полученные данные по возможности сопоставлялись с данными экспресс-методик (Ф.Л. Доленко, 1993).

Для оценки воздействия средств физической культуры на формирование личности применялись также методы наблюдения, опроса, тестирования, анкетирования, экспертный метод.

В последующем с учетом выявленных недочетов методика была усовершенствована и использовалась для сравнительной диагностики самооценки психофизиологического состояния в начале и конце учебного года.

В этот период в методику вносились определенные коррективы.

Следующий этап совершенствования методики - ее дифференциация в зависимости от структуры и содержания этапа системы непрерывного образования. Нами широко использовалась шкала самооценки личности, разработанная автором и представляющая собой модификацию известной методики Дембо - Рубинштейна, которая позволяла достаточно быстро и адекватно определять некоторые показатели психофизиологического компонента. Данная методика использовалась нами в том случае, когда члены творческого коллектива были ограничены при опросе достаточным временем.

Результаты и обсуждение. Процессу развития личности средствами физической культуры можно придать управляемый характер при реализации следующей совокупности психолого-педагогических условий в системе непрерывного образования:

- изучение и интеграция  основных характеристик развития  личности средствами физического воспитания в процессе непрерывного образования дают возможность установить реальную структуру и содержание средств, которые будут являться ориентиром;

- определение уровня  формирования личности на разных  этапах процесса непрерывного обучения при изучении различных дисциплин позволит выяснить состояние процесса формирования личности средствами физической культуры и даст возможность разработки технологии формирования личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры;

- полученные на этой  основе данные будут способствовать, при соответствующем внедрении, повышению эффективности воздействия  средств физической культуры  в процессе непрерывного образования  на развитие личности.

Сущность, структура, содержание процесса формирования личности средствами физического воспитания в системе непрерывного образования и концепция ее формирования в условиях непрерывного образования - динамический процесс.

1. Формирование личности  средствами физической культуры - это социальный сложно сконструированный феномен, качественно характеризующий систему воздействия средств физической культуры в динамическом процессе непрерывного образования и детерминирующий эффективность решения задачи гармоничного развития. Сущностную основу развития личности составляют социальные потребности.

2. Структура феномена  формирования личности средствами  физической культуры в процессе  непрерывного образования отражает  диалектическое единство объективных  и субъективных сторон, общего  и особенного. В них фиксируются общие закономерности педагогической деятельности и индивидуальные особенности конкретных ее участников. Субъективную основу структуры личности составляют компоненты физического развития, физической подготовленности и личностный (ценностная, характерологическая и культурологическая составляющие), объективную - социальная перцепция (социальная значимость, социальный престиж и социальные стереотипы) и ролевой компонент.

3. Формирование личности  средствами физической культуры  рассматривается нами как совокупность реальных и перспективных возможностей, необходимых для реализации содержания физкультурного образования и его деятельностной позиции, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение, определяющиеся самопреобразованием и саморазвитием личности.

4. Структура и содержание  формирования личности средствами  физической культуры в системе  непрерывного образования рассматриваются  с позиций синтеза психофизиологического, психолого -педагогического и социально-педагогического  компонентов. Каждый компонент наполнен специфическим содержанием.

5. Эффективность процесса  формирования личности достигается  путем непрерывного и комплексного  подхода, посредством разработанных  педагогических технологий, внедряемых  в практику физкультурного образования, и курсов их интегрирую щих.

6. Принципы построения  структуры личности средствами  физической культуры отражают  причинно-следственные связи, которые  являются основой в понимании  процесса развития личности: субъект- субъектный характер и личностные  отношения; опосредованность развития личности содержанием и условиями физического воспитания; успех в учебной деятельности; учет ценностных ориентаций, мотиваций и потребностей; возрастная опосредованность; дискретность личности; сбалансированность использования средств физической культуры с учетом специфики и уровня развития личности; предъявление требований в сочетании со знаками уважения, взаимного доверия и значимости; детерминанта нравственного воспитания в решении.

7. Уровневый подход к  оценке формирования личности средствами физической культуры позволяет проследить последовательную этапность ее развития: позиционный (формальный уровень), характеризующийся имеющимися личностными особенностями и бизирующийся на объективных составляющих личности: социальном и ролевом компонентах, что и обуславливает его формальный уровень; функциональное развитие личности (неформальный уровень личности), определяется мерой экспертности, его доминирующее основание составляет компонент физического и функционального развития, который обеспечивает возможность эффективного решения дидактических и развивающих задач; ценностный, характерологический и культурологический (неформальный уровень развития личности), интегрирующий экспертность и личностные качества. Он дает возможность решать задачи развития личности, формирования ее культуры, нравственности. Гармоничное соединение позиционного развития личности с функциональным, ценностным, характерологическим и культурологическим представляет собой творческую проблему формирования личности средствами физической культуры в процессе непрерывного образования.

8. В становлении и  развитии личности средствами  физической культуры в процессе  непрерывного образования можно  видеть следующие основные тенденции: гуманистическую направленность  образования, творческую самореализацию, последовательное сближение идеального и реального в развитии личности.

9. Эффективность развития  личности средствами физической  культуры в процессе непрерывного  образования обеспечивается посредством  следующей совокупности психолого-педагогических условий: опоры на личностно ориентированное обучение; ориентации процесса физкультурного образования на развитие общей и специальной (физической) культуры; целенаправленного формирования целостной структуры развития личности, единства ценностной, характерологической, физической, культурологической составляющих.

Проектирование системы физического воспитания на основе личностно ориентированного образования

Ключевые слова: проектирование, система физического воспитания, личностно ориентированное образование, личностно развивающая ситуация.

Введение. Проектирование как инструмент познания сложноорганизованных объектов в отличие от совершенствования ставит под сомнение сам характер данной системы и ее роль в рамках более широкой системы [6, 13], т.е. при проектировании систем идут от частного к общему, рассматривая всю систему, а не отдельные ее части. Соответственно и задачей проектирования является оптимизация системы в целом, а не повышение эффективности входящих в нее компонентов.

Исследования ведущих специалистов [1, 8, 9, 17, 4 и др.] не только позволили обосновать необходимость перестройки системы физического воспитания, но и определили ее основные направления. Это прежде всего реализация принципов гуманистической педагогики и психологии, где личность человека есть высшая социальная ценность, а ученик превращается из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности. На наш взгляд, реализация указанных принципов наиболее эффективна при использовании технологии личностно ориентированного образования [7, 14, 15], так как это тот вид образования, где абсолютной ценностью как раз и является сама личность в ее самобытности и целостности.

Результаты исследования

1. Определение основных  понятий. Разработка любой теории всегда требует глубокого анализа ряда ее категорий, так как от того, как формируются основные понятия, зависит построение самой теории. В нашей работе, безусловно, к основным понятиям относятся определения "система", "физическое воспитание" и "система физического воспитания".

Не повторяя уже известного, отметим, что, хотя категория "система" рассматривается по-разному, обычно имеется в виду, что она является центральной категорией общей теории систем, представляющей собой отграниченное и автономное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих в своем единстве целостность, которая обладает качественной определенностью и собственными законами структуры, функционирования и развития [6, 13].

С определением "физическое воспитание" ситуация аналогична. Различное толкование понятия "физическое воспитание" объясняется тем, что само понятие "воспитание" в педагогике неоднозначно. Не вдаваясь в детальный анализ всех существующих определений, все же можно сказать, что несмотря на столь различную интерпретацию понятия "физическое воспитание" в этих определениях нет существенных противоречий. По своей сути все они отражают те или иные стороны одного процесса - воспитания.

В нашем понимании "физическое воспитание" - это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей и формирование их физической культуры в соответствии с социальными потребностями общества. В дальнейшем будем придерживаться именно этого определения.

В таком случае система физического воспитания - это множество взаимосвязанных педагогических элементов, образующих в своем единстве целостность, обеспечивающую последовательные действия педагога и ученика для достижения целей и задач физического воспитания.

2. Сущность педагогического  проектирования. Проектирование педагогических систем имеет циклический характер. Цикл процесса проектирования систем включает в себя три этапа. На каждом этапе решаются свои задачи, которые в конечном счете и приводят к проектированию новой системы. Как правило, на первом этапе определяются системообразующий фактор, структура системы и ее функционирование. Этот этап принято называть формированием стратегии или планированием процесса проектирования. Затем происходит оценивание разработанного варианта (второй этап) и его практическая реализация (третий этап) [6, 13, 18]. В данной статье будет рассмотрен только первый этап проектирования.

3. Системообразующий фактор. В педагогических системах, к которым и относится система физического воспитания, одним из основных признаков является наличие цели. Цели педагогических систем как раз и выступают в роли их системообразующих факторов [2, 3, 10, 11].

В соответствии с концепцией физической культуры и физкультурного воспитания [17] и личностной ориентацией образования основной целью системы физического воспитания и деятельности преподавателя является всестороннее физическое развитие личности ученика и формирование его физической культуры.

Целями же самого ученика в таком случае должны быть самореализация, проявление и развитие собственных способностей (физических, психологических, нравственных) в процессе физического воспитания.

4. Структура системы  физического воспитания . Внутреннее строение системы описывается через ее компоненты. Они представлены структурными единицами в виде подсистем, частей и элементов. В результате аналитико-синтетических исследований можно сказать, что внутреннее строение системы физического воспитания составляют следующие компоненты, или подсистемы: цель, принципы, задачи, средства, содержание, методы и организация процесса воспитания.

Наряду с внутренним строением структура предполагает и наличие строго определенных связей и отношений между всеми компонентами. Именно в этих связях и отношениях и происходит становление, развитие и функционирование системы. Любые изменения в этих связях (порядке взаимодействия частей и элементов или интенсивности их протекания) свидетельствуют о преобразованиях в данной системе или характеризуют уже иную целостность.

Информация о работе Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования