Социально-психологический феномен лидерства в спортивной команде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
На основе игровой методики и проведенного тренинга выяснить реальную возможность проявления лидерских качеств в спортивной команде,выявить формальных и неформальных лидеров.
Задачи исследования:
1. Изучить общую характеристику. Рассмотреть феномен лидерства в зарубежной и отечественной психологии.
2. Определить стили и основные концепции лидерства.
3. Выявить особенности проявления лидерства в спорте, и их социально-психологический феномен.
4. Рассмотреть соотношения между формальным и неформальным лидерством.
5. На основе игровой методики и проведенного тренинга изучить представление испытуемого о себе, по данным исследования
выяснить кто является формальным и неформальным лидерам в группе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально-психологический феномен
лидерства.………………………………………………...………………………..6
1.1.Общая характеристика лидерства………………………………………..6
1.2Лидерство в спортивной команде.………….………………………….12
Вывод по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование проявления лидерских
качеств в спортивной команде…………………………………………………..24
2.1 Диагностика лидерских качеств в спортивной команде………………………………………………………………………..……..24
2.2 Социально психологический тренинглидерства……………………….25
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

socialnopsihologicheskii_fenomen_liderstva_v_sportivnoi_koma.docx

— 75.01 Кб (Скачать файл)

Сторонники этого подхода изучали довольно узкий круг явлений (например, различные задачи) и совершенно игнорировали активность личности. Они считали, что человек является лишь функцией ситуаций, действует по обстоятельствам. Сторонники поведенческого подхода считают, что любого человека можно сделать лидером на основе усвоения поведения других лидеров. Таким образом, в отличии от предыдущего подхода поведенческий подход утверждает, что лидерами не рождаются, а становятся. Эффективное лидерство зависит от специфики ситуации. Одни лидеры в определенных ситуациях проявляют себя лучше, чем другие.

«Синтетическая теория лидерства»

Своеобразным компромиссом указанных теорий представляется «синтетическая теория лидерства», популярная в советской социальной психологии. Лидерство рассматривается этой теорией как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер как субъект управления этим процессом. Изучать лидерство следует, начиная с целей и задач группы, не сбрасывая при этом со счета структуру личности лидера. Но отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Лидерство рассматривается как процесс, возникающий из специфического набора факторов среды - культурных и групповых. Среди представителей «синтетической» теории лидерства следует назвать Б. Басса, Ф. Фидлера, E. Холландера и Дж. Джулиана.

Басс предлагает учитывать три важнейших переменных в исследовании лидерства:

1) цели группы,

2) личность лидера 

3) факторы, определяющие  изменения в групповом поведении.

 

 

 

Стили лидерства.

Кроме разработки концепций лидерства ученые исследовали стили лидерства. Американские ученые К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт провели ряд экспериментов, в результате которых было выделено 3 основных стиля лидерства – Так, этим ранним исследованием было выявлено три основных стиля:

- Авторитарный, или автократический.

- Соучастный или демократический.

-  Либеральный стиль лидерства.

Хорошие лидеры стараются использовать все три стиля, нередко, один из стилей доминирует, плохие же лидеры, придерживаются только одного стиля. Рассмотрим эти стили подробнее.

Наиболее эффективен демократический стиль руководства.

Демократический стиль наиболее разумный и гуманный в руководстве. Лидер-демократ советуется с коллегами, заставляет их инициативно и активно работать, прислушиваться к их мнению, аргументам, ориентируется па общественное мнение, устраивает обсуждение задач группы, часть полномочий делегирует ряду членов группы, руководит коллегиально.

Несколько менее эффективным является автократический стиль лидерства. Автократический лидер устанавливает строгую организацию группы, жесткую дисциплину, четко распределяет обязанности между членами группы, не прислушивается к мнению группы, не устраивает дискуссий, лишь незначительную часть информации, которой располагает, доводит до группы, навязывает свое мнение, признает только свои приказания. К. Левин и Р. Леппит отмечают, что авторитарное лидерство требует неукоснительного подчинения от членов группы и приводит к большой зависимости участников групповой деятельности от лидера.

Либеральный стиль лидерства — отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.

Это тот стиль лидерства, где лидер позволяет коллективу принимать самостоятельные решения. Но, не смотря на то, что они получают свободу действий, лидер по-прежнему отвечает за принимаемые решения

 

1.2  Лидерство  в спортивной команде.

Спортивная команда — это всегда спортивная группа. В состав такой группы входят не менее двух и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи.

Спортивная команда выступает не только как объект управления, но и как субъект деятельности. В этом качестве команда может выступать, если она будет внутренне организована и обладать определенной степенью интеграции. В результате самоорганизации в группе устанавливаются отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.

Необходимость совместной и согласованной, подчиненной одной общей цели деятельности спортсменов выдвигает потребность в руководстве командой. Руководителем или лидером должен быть человек, которому будут подчиняться другие члены команды (ведомые).

Социально-психологические исследования показали, что в группе, выполняющей общую задачу, наличие лидера обеспечивает успех деятельности, отсутствие лидера обрекает действия группы на неудачу

 

- Под лидером понимают члена группы, регулирующего межличностные отношения, которые в группе носят неофициальный или неформальный характер.

- Под руководителем в отличие от лидера понимают человека, который регулирует официальные межличностные отношения.

Часто первого называют неофициальным лидером, а второго — официальным.

 

Между ними не должно проводиться противопоставления, так как руководитель может быть и неофициальным (неформальным) лидером. Но и отождествлять их нельзя, поскольку руководитель, назначенный официально вышестоящими инстанциями, может не признаваться группой или командой, то есть не являться лидером в более узком понимании .

Формальный лидер — человек, назначенный руководством по приказу или распоряжению для осуществления руководящей функции в группе. Черты формального лидера воплощает в себе тренер, хотя это не значит, что он в некоторых жизненных ситуациях не может быть неформальным лидером.

Неформальный лидер — один из членов группы, позиция которого завоевывается, как правило, спонтанно, в ситуациях, не связанных с основной деятельностью, благодаря симпатиям и уважению большинства группы. Способствовать этому могут личностные качества этого человека, его знания, жизненный опыт и т.п.

Признаки, характеризующие лидера в команде.

- Первым признаком является принадлежность, его к группе, в которой он выдвинулся на позиции лидера. Это значит, что лидер обязательно должен быть включен в иерархическую структуру группы.

- Вторым признаком является то, что своими действиями лидер способствует достижению групповой цели.

- Третьим признаком лидера является его инициативность: он добровольно берет на себя значительно большую меру ответственности, чем того требует формальное соблюдение предписаний, общепринятых норм, практических разработок на игру.

- Четвертым признаком лидера является желание или необходимость членов группы подчиняться ему как более авторитетному спортсмену.

 

Дифференциация лидерских ролей

Основной интерес для практики спорта представляет лидерство как стойкое социально-психологическое явление.

Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли:

Роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи;

Роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения.

Деловые и эмоциональные типы лидерства возникают на базе различной направленности личности:

-деловой, личностной и общественной: деловой направленности спортсменов соответствует деловое лидерство

- личностной и общественной направленности — эмоциональное лидерство.

Инструментальных   или деловых лидеров следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении задач технико-тактической, специальной подготовки. Они выступают инициаторами в поисках более современных средств и способов совершенствования мастерства спортсменов, обсуждают с тренером возникающие идеи.

Преимуществом таких лидеров является:

- Хорошо организует работу и распределяет обязанности в ситуациях, требующих решения четко сформулированных задач

- Эффективен в ситуациях, когда необходимо сильное единоличное руководство, цели четко определены или между членами группы отсутствуют дружественные отношения.

- Хорошо стимулирует членов группы к активному участию в делах. Имеет много предложений и идей по совершенствованию дел

Недостатки:

- Мало внимания уделяет межличностным отношениям в команде.

-Жертвует личными интересами и спокойствие членов группы ради достижения успеха в делах

- Мало эффективен в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы: стремятся к общению

- Может неудачно взаимодействовать с членами команды, играющими важную роль в деятельности, а также не удовлетворяет потребности в лидерстве у лиц, стремящихся к дружественным отношениям

Экспрессивные или эмоциональные лидеры — ближайшие помощники тренера прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий.

Преимущество:

- Заботлив, внимателен в межличностных отношениях

- Может снизить тревожность в ситуациях, когда команду постигла неудача

- Лучше работает с людьми, не уверенными в себе, с низкой самооценкой

- Более эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных для лидерства и когда членам группы требуется большая свобода в поведении и принятии решений

Недостатки:

- Не проявляет инициативы и настойчивости в делах

- Менее эффективен при решении задач с четкой структурой, в напряженных ситуациях деятельности и когда лидер должен обладать большим личным влиянием

- Может вызвать тревожность у членов группы с выраженной деловой ориентацией

- Легко уступает групповому давлению, не склонен брать на себя инициативу в ответственных ситуациях

В действительности разделение на деловых и эмоциональных лидеров несколько условно. Нередко обе лидерские функции выполняет один спортсмен.

 

Механизмы выдвижения лидеров в группе.

Пути выдвижения человека в лидеры различны:

1.Когда человек становится лидером в одной ситуации и не может им стать в другой. Например, человек, лучше всех решающий стоящую перед группой задачу, быстро становится лидером в группе людей, незнакомых прежде друг с другом. И наоборот, в группе людей, хорошо знающих друг друга и имеющих уже лидера, человек, хорошо решающий задачу, не будет быстро выдвинут в лидеры, так как группа ориентирована на действия своего лидера.

Лишь в случае неудачи последнего и возникновения напряженности группа начнет выяснять, кто же лучше справился с заданием. Тогда-то и происходит смена лидера.

Однако для того, чтобы член группы был выдвинут в данной ситуации в лидеры, он должен обладать такими особенностями и способностями, которые выведут группу из тупика, приведут ее к достижению цели.

 

2.Существуют некие врожденные свойства позволяют человеку в любой ситуации занять господствующее положение и взять на себя роль лидера.

Экстремальные условия, в которых протекает спортивная деятельность, предъявляет к лидеру особые и жесткие требования. Считается, что ряд лидерских качеств можно в определенных пределах развить. Можно, например, научить спортсмена быть более внимательным к отношениям внутри группы,  заботливее относиться к различным нуждам и стремлениям спортсменов,что они не только одаренные спортсмены, но и люди с редкой силой воли, что позволяет им вести команду за собой, делать невозможное в критических ситуациях.

 

У капитанов команд в спортивных играх чаще, чем у других игроков, выражены типологические особенности, характеризующие напористость, агрессивность, устойчивость к напряженности, большая сила нервной системы и преобладание возбуждения над торможением.

Отличаются капитаны команд и по другим личностным характеристикам. У них чаще встречается высокая самооценка и реже — высокая тревожность (иейротизм), что может свидетельствовать об их уверенности в себе.

Очевидно, эти данные объясняются тем, что в большом спорте к выбору капитана относятся неформально; на это место выдвигают спортсмена, обладающей.качествами, необходимыми для обеспечения успешной деятельности в ситуации острой борьбы.

Таким образом, личностные особенности спортсменов играют определенную роль при выдвижении на роль лидера.

Важно при этом, чтобы спортсмена на роль капитана выдвигала команда. Признание капитана лидером команды положительно сказывается на эффективности групповой деятельности. Капитан, назначенный тренером, как показывает спортивная практика, чаще приносит вред, чем пользу

Необходимым условием выдвижения в лидеры является авторитет спортсмена. Авторитет имеет двоякое значение. С одной стороны, авторитету стараются подражать, с другой — с авторитетом легче соглашаются, ему верят.

 

Авторитет можно рассматривать по двум параметрам: деловые качества (человек как специалист) и эмоциональные качества (человек как личность). Как будет видно из дальнейшего, в большинстве случаев авторитеты по спортивным и личностным качествам сочетаются, однако бывают и расхождения. Поэтому лидерами-капитанами могут быть и не самые сильные игроки в команде.

Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивной команде