Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:01, курсовая работа
Цель исследования:
На основе игровой методики и проведенного тренинга выяснить реальную возможность проявления лидерских качеств в спортивной команде,выявить формальных и неформальных лидеров.
Задачи исследования:
1. Изучить общую характеристику. Рассмотреть феномен лидерства в зарубежной и отечественной психологии.
2. Определить стили и основные концепции лидерства.
3. Выявить особенности проявления лидерства в спорте, и их социально-психологический феномен.
4. Рассмотреть соотношения между формальным и неформальным лидерством.
5. На основе игровой методики и проведенного тренинга изучить представление испытуемого о себе, по данным исследования
выяснить кто является формальным и неформальным лидерам в группе.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально-психологический феномен
лидерства.………………………………………………...………………………..6
1.1.Общая характеристика лидерства………………………………………..6
1.2Лидерство в спортивной команде.………….………………………….12
Вывод по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование проявления лидерских
качеств в спортивной команде…………………………………………………..24
2.1 Диагностика лидерских качеств в спортивной команде………………………………………………………………………..……..24
2.2 Социально психологический тренинглидерства……………………….25
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Конечно, идеальными являются случаи, когда спортсмен имеет авторитет и как специалист, и как человек. Здесь многое зависит от того, как себя ведет со своими партнерами по команде игровой лидер. Практика показывает, что совмещение всех функций лидера в одном человеке бывает редко.
Наличие авторитета — важное условие выдвижения в лидеры. Но надо отметить, одно важное обстоятельство. Сам по себе авторитет как широкое понятие может и не быть связан с лидерством.
Авторитет — это не только инструмент для психологического давления насубъекта, но и образец для подражания. Авторитетное лицо может и не принадлежать к данной группе, то есть не быть социометрическим лидером в ней. Поэтому, когда авторитет выдвигается в качестве фактора, влияющего на появление лидера, необходимо помнить, что он должен принадлежать группе, где происходит выдвижение лидера. Иначе говоря, авторитет должен реализоваться в высокий социально-психологический статус человека и пределах данной группы.
Факторы, влияющие на выдвижение лидера в команде:
1) Ситуация, требующая лидера, способного управлять группой в данных условиях;
2 Наличие человека, отвечающего по своим характеристикам сложившейся ситуации;
3) Желание группы подчиняться этому человеку.
В спорте необходимыми для лидера характеристиками являются:
1) наличие авторитета по деловым и личностным качествам;
2) Наличие устойчивости к экстремальным ситуациям, инициативность и настроенность на победу;
3) Выполнение в команде роли «ключевого» игрока.
Выдвижение в лидеры спортсменок без учета этих факторов (а неформальный лидер должен обязательно соответствовать первым двум условиям) может приводить к обратному результату.
Команда остается без лидера, и сам выдвинутый в лидеры спортсмен попадает в тяжелые условия. Его субъективное «я» (представление о своей внутренней сущности, стремлениях, возможностях) может вступить в конфликт с социальной ролью личности (в данном случае – с ролью лидера).
У него возникает
состояние психического
Другая, не менее сложная ситуация складывается в том случае, когда спортсмен сам стремится занять место лидера, не имея на это объективных оснований.
Часто стремление к лидерству одного из членов группы не принимается ею. У личности возникает внутренний конфликт, обусловленный несоответствием притязаний на ведущую роль в группе и истинным положением в ней этого человека.
В этом случае снять
возникающее у человека
Таким образом, возможны три ситуации выдвижения спортсмена на роль лидера:
1) Спортсмен хочет быть лидером в группе, но группа не принимает его лидерство;
2) Группа выдвигает человека в лидеры, а он сам к лидерству не стремится (в этом случае спортсмен либо молчаливо соглашается с ролью лидера, либо стремится избавиться от нее);
3) Спортсмен стремится быть лидером, и группа поддерживает его.
Очевидно, что последний случай самый оптимальный, свидетельствующий об имеющихся у спортсмена лидерских способностях (организационных, тактических и т. п.).
Итак, при формировании команды тренер должен стремиться найти потенциального лидера. Формируя детскую или подростковую команду, тренер может поинтересоваться, кто главный на улице, во дворе,, кто является «заводилой»,
. Однако лучше всего
потенциальный лидер
Статус лидера команды не пожизненный. Лидерство можно и потерять. Например, в одной команде лидер оказался в «социальной изоляции», когда большинство игроков не отдали ему предпочтения при выборе на игры перед очень важными соревнованиями. Причиной послужило вызывающее поведение этого сильного игрока по отношению к партнерам по команде, выражавшееся в грубых окриках, когда они ошибались, частом игнорировании игроков, отсутствии деловых замечаний и одобрения в их адрес. В результате в команде стали разрушаться наигранные связи, игроки стали терять уверенность в своих действиях.
Конкуренция между лидерами
Как правило, в командах имеется несколько неформальных лидеров. Если лидерство разных спортсменов проявляется в различных сферах (деловой и эмоциональной), то между ними может не возникнуть конкуренции за абсолютное лидерство в команде. При наличии же лидеров в одной сфере между ними возникает борьба за первенство, и тогда они сами не могут успешно выступать в одной команде, команду раскалывают на группки, конкурирующие между собой. Это приводит к спаду в достижениях команды.
В связи с этим разумным и необходимым бывает иногда обновление состава за счет конкурирующих игроков
Соотношения между формальным и неформальным лидерством
Соотношения между двумя видами лидерства — формальным и неформальным — бывают различными: иногда они совпадают, иногда нет. Несовпадение может быть следствием того, что капитан в команде один, а лидеров несколько. Идеальным, конечно, будет случай, когда капитаном становится один из лидеров..
Однако совместить в себе роль капитана и лидера спортсмену бывает трудно в связи с тем, что требования, которые предъявляются к нему, с одной стороны, руководством команды, а с другой — ее членами, разные.
По данным Н.Ф. Федотовой и проведеных ей работах формальные лидеры оценивались начальством более высоко в том случае, если они были хорошими специалистами, умели организовать работу и были требовательны к рабочим. Рабочие же больше ценили формальных лидеров, которые были с ними справедливы, спокойны и сдержанны в общении, доброжелательны. Очевидно, что разные требовании к себе как к лидеру осознает и капитан команды. Идеальным капитаном будет тот, кто сумеет совместить в себе качества, отвечающие требованиям и руководства, и команды.
Часто изменение задач, стоящих перед командой, влечет за собой смену капитана или другого (неформального) лидера, так как опыт прежнего лидера основан на решении иных проблем и выработанные им на их основе методы руководства в новой ситуации могут оказаться малоэффективными. Поэтому капитан команды должен постоянно на деле доказывать свое право быть лидером. Прошлые заслуги часто не принимаются командой во внимание.
Таким образом, успешность руководства командой зависит как от личных качеств капитана, так и от конкретной ситуации.
В спортивных коллективах подростков наблюдается тенденция в формальных ситуациях (то есть в сфере непосредственной спортивной деятельности) сохранять неформального лидера. В этом случае подростки подчиняются ему, а не капитану команды. Однако такой лидер может не соответствовать требованиям, предъявляемым к формальному лидеру.
Вывод по первой главе:
Лидерство представляет собой весьма распространенное явление в совместной деятельности людей. В любой группе, общности, объединяемой едиными интересами, целями, настроениями, решаемыми задачами, в том числе и общей производственной деятельностью, всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами.
Множество работ в психологии было посвящено исследованию стилей лидерства и основным концепциям лидерства.
Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности.
В спортивной команде лидер может выполнять различные функции. В связи с этим принято лидерские роли дифференцировать. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.
Под лидером понимают члена группы, регулирующего межличностные отношения, которые в группе носят неофициальный или неформальный характер. Под руководителем в отличие от лидера понимают человека, который регулирует официальные межличностные отношения. Часто первого называют неофициальным лидером, а второго — официальным.
Между ними не должно проводиться противопоставления, так как руководитель может быть и неофициальным (неформальным) лидером. Но и отождествлять их нельзя, поскольку руководитель, назначенный официально вышестоящими инстанциями, может не признаваться группой или командой, то есть не являться лидером в более узком понимании (
Соотношения между двумя видами лидерства — формальным и неформальным — бывают различными: иногда они совпадают, иногда нет. Несовпадение может быть следствием того, что капитан в команде один, а лидеров несколько. Идеальным, конечно, будет случай, когда капитаном становится один из лидеров.
Итак, при формировании команды тренер должен стремиться найти потенциального лидера. Формируя детскую или подростковую команду.
Глава 2 Экспериментальное исследование проявления лидерских качеств в спортивной группе.
2.1 Диагностика лидерских качеств в спортивной группе.
В связи с целью нашего исследования выяснить реальную возможность проявления лидерских качеств в спортивной команде, выявить формальных и неформальных лидеров.
Были проведены: диагностика лидерских качеств и социально психологический тренинг лидерства в спортивной команде
Объектом исследования: стала группа спортсменок по художественной гимнастике, из 12 человек. Возраст в группе варьируется от 10 до 14 лет. команда тренируются вместе на протяжении 4 лет.
Предметом исследования: являются особенности проявления лидерских качеств и выявление формальных и не формальных лидеров.
Для исследования лидерских качеств были поставлены следующие задачи:
1. Изучить представление испытуемого о себе.
2. На основе игровой методики и проведенного тренинга выяснить кто является формальным и неформальным лидерами в группе
Для проведения экспериментального исследования лидерских качеств в спортивной группе были использованы оригинальные методики, созданные на основе идей: А.С. Залужного — Т.В. Бендас (Приложение № 1.) и тренинг: Лидер. Кто он, каков он? созданный Профессором Томасом Зацем.(Приложение № 4)
2.2 Результаты
исследования лидерских
Проводимые методики в игровой форме и тренинг, позволили нам выявить лидеров, а так же разделить их на формальных и неформальных .
Сутью методик являлось: группе вместе выполнить несколько заданий, а в тренинге- поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера. Тем самым мы смогли выделить из группы троих человек с определенными качествами лидерства. Ими является: капитан команды и двое из состава команды.
Капитан команды как лидер обладает
такими качествами как: берет на себя значительно
большую меру ответственности,.
Остальные респонденты являются неформальными лидерами, так как имеют большое влияние в группе вне зависимости от своей должности, владеют искусством убеждения, благородные, честные, уравновешенные, справедливые, способные разрядить обстановку, создать в коллективе позитивную атмосферу, но все эти замечательные свойства натуры являются не только субъективными, но еще и абстрактными.
На основе проведенной игровой методики и тренинга выяснили кто в группе является лидером, а так же разделили их на формальных и неформальных.
Вывод по второй главе.
В ходе проведенных методик и тренинга мы изучили взаимоотношения в спортивной группе. Было выявлено ряд интересных особенностей.
В исследуемой нами группе выявленно три лидера.Капитан команды
является как формальным так и не формальным, так как она выбранна не только тренером, но группой. Данный лидер имеет авторитет и как специалист, и как человек. Признание капитана лидером команды положительно сказывается на эффективности групповой деятельности.
Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивной команде