Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:01, курсовая работа
Цель исследования:
На основе игровой методики и проведенного тренинга выяснить реальную возможность проявления лидерских качеств в спортивной команде,выявить формальных и неформальных лидеров.
Задачи исследования:
1. Изучить общую характеристику. Рассмотреть феномен лидерства в зарубежной и отечественной психологии.
2. Определить стили и основные концепции лидерства.
3. Выявить особенности проявления лидерства в спорте, и их социально-психологический феномен.
4. Рассмотреть соотношения между формальным и неформальным лидерством.
5. На основе игровой методики и проведенного тренинга изучить представление испытуемого о себе, по данным исследования
выяснить кто является формальным и неформальным лидерам в группе.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально-психологический феномен
лидерства.………………………………………………...………………………..6
1.1.Общая характеристика лидерства………………………………………..6
1.2Лидерство в спортивной команде.………….………………………….12
Вывод по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование проявления лидерских
качеств в спортивной команде…………………………………………………..24
2.1 Диагностика лидерских качеств в спортивной команде………………………………………………………………………..……..24
2.2 Социально психологический тренинглидерства……………………….25
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Остальные респонденты являются неформальными лидерами, так как имеют большое влияние в группе вне зависимости от своей должности.
Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности.
Сталкиваясь с подобным в своей работе, тренер должен учитывать дифференциацию лидерских ролей. Зная признанного эмоционального лидера, тренер в своей деятельности может возлагать на него такие задачи как предупреждение и профилактика межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий.
Заключение
Лидерство как социально-психологический феномен можно рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть в своих руках именно благодаря этим уникальным чертам.
В первой главе раскрыта сущность социально-психологического феномена лидерства, его влияние на формирование межличностных отношений в спортивной команде. Описаны особенности проявления лидерства в спортивных коллективах, выдвижение лидеров и их воздействие на группу, а так же процесс дифференциации лидерских ролей в команде и его характерные особенности. Таким образом, было сделано ряд выводов: в любой группе всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами; в настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства – теория «черт лидерства», «ситуационная теория лидерства», «синтетическая теория лидерства»; выявлены 3 основных стиля лидерства – демократический, автократический и либеральный; в спортивной команде лидер может выполнять различные функции и в связи с этим принято дифференцировать лидерские роли – роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.
Во второй главе описано проведение методик и тренинга на спортивной группе по художественной гимнастике. Все цели и задачи, поставленные нами, выполнены и обоснованы па результатах исследования.
Выявления особенностей и возможностей проявления лидерских качеств в исследованной нами группе и подтверждения нашей гипотезы. Были получены интересные результаты. Оказалось,что в исследуемой нами группе имеются как формальные так и не формальные лидеры. Капитан команды является лидером, и ему удается быть не только формальным лидером, т. е управлять командой, но так же он обладает огромным авторитетом и уважением со стороны группы, но так же в группе есть и не формальные лидеры, которым так же удается найти подходи и заслужить авторитет среди других спортсменок.
Таким образом, лидерство представляет собой функцию общего социального контекста, включая и потребности членов группы, характер стоящей перед ними задачи, источник лидерства и его влиятельность (авторитет).
Список использованных источников и литературы.
1.Бендас Т.В. Методика изучения организованности группы и ее лидеров // Актуальные проблемы социальной психологии: Тезисы научных сообщений Всесоюзного симпозиума по социальной психологии.Ч. IV. — Кострома,2000
2. http://www.referat-web.ru/
3. Емельянов Ю.М. Лидерство и групповая динамика.2007.
4.Бендас Т.В. Гендерная психология: Учеб. пособие. —СПб: Питер, 2005.
5. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство // Руководствои лидерство (опыт социальнопсихологического исследования 2006 г.
6. Швецова Н.А. Феномен харизмы в общественном сознании: Автореферат дис. … канд. философских наук. - Пермь, 2007.
7. Фатиева И., Нижельская О. С чего начинается лидер / Перевод с англ. - М.: Альпина, 2005.
8. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. Учебное пособие. М.: Статут, 2007.
9. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. – БГЭУ Минск, 2006.
10. http://xreferat.ru/84/1636-1-
11.Бендас Т.В. Методика выявления лидеров группы // Вестник практической психологии образования. 2008.
12. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. – БГЭУ Минск, 2006. .
13. Кови С.Р. Лидерство, основанное на принципах. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
14.Бендас Т.В. XII Европейский конгресс по психологии труда и организационной психологии // Психологический журнал, 2006.
15Cловарь / Под.ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.
16. http://onlinetestpad.com/ru-
17. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
Крюгер В. Руководство командой. М.: Омега, 2006.
18. Дайл Д., Канджеми Дж., Ковальски К. Трансформирующее действительность лидерство // Психология. Изд. Высшая Школа Экономики, 2004.
19. Лидерство в команде http://qhhq.ru/raznoe/14-
20. Джамагаров Т.Т,, Румянцева В.И. Лидерство в спорте. М.: ФиС. 2005.
21.Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства: Монография. — Оренбург: ОГУ, 2000.
22. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 2006.
23 КреттиБрайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт», 2007.
24. Спортивная психология
в трудах отечественных
25. Гогунов Е.Н., Мартьянов
Б.И. Психология физического
26. Фатиева И., Нижельская О. С чего начинается лидер / Перевод с англ. - М.: Альпина, 2005.
27. Шапарь, В.Б. Рабочая книга практического психолога. - М.: АСТ, 2007.
28. Емельянова, М. Воспитание
ребенка-лидера.//Воспитание
29. Курочкина, М.И. Деловая игра в воспитании качеств лидера.– 2001.
30. Базарова К.Т. Социально-психологические
факторы развития лидерских
31. Макова, Л.П. Воспитание
толерантности в учебно-
32. Андреева, Г.М. Социальная психология. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс,2006.
33. Методика “Q -сортировка” (В.Стефансон) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.65-69.
Приложение № 1
Методики проведенные в группе гимнасток по выявлению лидеров в команде.
Методика проводилась в игровой форме. Группе предлагалось вместе выполнить несколько заданий. Записывалось, кто в каждом случае становился лидером: кто отдавал команды, высказывал предложения, причем при обязательном соблюдении следующего условия: участники подчинялись этим командам и принимали предложения, высказанные лидером. Учитывалось, что лидеров может быть несколько, они могут конкурировать между собой, поэтому записывайте всех, кто проявлял стремление к лидерству.
Сразу после эксперимента делались пометки, кто был истинным лидером, т. е. организовывал группу, координировал действия участников, оказывал влияние на решение задачи, а кто — лишь проявлял активность, но группой признан не был (называйте его активный участник, чтобы отличать от лидера).
1. Гостиница
Инструкция: «Представьте, что вы поехали всей командой в путешествие. Вам надо поселиться в гостиницу — сесть рядом по «комнатам» так, чтобы все были довольны. Имеются две двухместные, две трехместные, остальные — четырехместные комнаты (их надо заполнить в последнюю очередь). Начали!»
(Рекомендации экспериментатору: секундомер останавливается, когда задание выполнено и при этом никто не заявляет, что его желание не учли. Лидером считается тот, кто отдавал команды, кому куда пересесть, и объявлял, что задание выполнено. Понаблюдайте, обращает ли лидер внимание на мнения других участников.)
2. Встать
Инструкция: «Половина из вас сейчас должна встать. Начали!»
(Рекомендации
3. Кино
Инструкция: «Ваша группа идет в кино. Узнайте, все ли хотят идти, и раздайте билеты так, чтобы все были довольны. Начали!»
(Рекомендации
Если в экспериментальном задании выдвинулось несколько лидеров, для каждого из них отведите отдельную строчку. Успешность лидера (5 графа) оценивайте по 10балльной шкале (1 — минимальная успешность, 10 — максимальная).
Приложение № 2.
Список группы.
1. |
Акопян Н. |
2 |
Гордеева А. |
3. |
Коломийцева М. |
4. |
. Маслова В |
5. |
Новомирская.В А |
6. |
Одерова В. |
7. |
Пакидина Е. |
8. |
Рябкова А. |
9. |
. Сущенко О |
10. |
Суслова Э. |
11. |
Тимофеева И. |
12. |
Уркина Ю. |
Приложение №3
Результаты исследования выявления лидерских качеств по методикам в спортивной команде.
№ |
Задание. |
Затраченное время |
Лидер |
Успешность лидера |
Описание поведения лидера |
Принятие, непринятие группой лидера |
Конкурент ли лидер с другими лидерами |
1. |
Гостиница |
3 мин |
1.Новомирская В
2.Пакидина .Е
3.Войтова А. |
8
4
4.
|
1.Отдавала команды, кому куда пересесть, и обращала внимание на мнения других участников.
2.Активно учувствовала. Подсчитывала сколько человек присутствует.
3.Помогала подсчитывать
и распределять места,так что- |
1.Группа положительно относится,принимая команды
2. Не проявилось отрицательное отношение от группы.
3.Группа шла на контакт,
не проявляя отрицательных |
В данной методике конкуренцию составили Пакидина и Войтова.
Данная испытуемая может конкурировать с третьим участником в выявлении лидера в группе. |
2. |
Встать. |
1.5 мин. |
1.Новомирская.В
2. Пакидена Е.
3.Войтова.А |
7
3
4
|
|
1.Принятие группой
лидера, группа с легкостью шла
на контакт и подчинялась
2. Принятие её активности группой, говорит о лидерских способностях.
3.Группа прислушивалась к просьбам испытуемой. |
По итогам методики можно сказать, что абсолютным лидером является Новомирская
Пакидина и Войтова являются конкурентами в проявлении лидерских качеств над группой. |
3. |
Кино. |
3 мин |
1.Новомирская.В.
2.Пакидина.Е.
3.Войтова А. |
9
3
4 |
1.Узновала все ли хотят
идти, раздавала билеты, учитывая
мнение,находила подход к
2. Помогала раздавать билеты. Влияла на мнение группы методом убеждения.
3.Проявила себя активным участником по отношению к группе. |
1.Полноценное принятие лидера группой.
2.Група положительно отнеслась к методам убеждения испытуемой.
3. Не замечено негативного влияния со стороны группы. |
Вне конкуренции,так как является ярким представителем лидерства.
Обе испытуемые проявили свои лидерские качества в примерно равноценно. |
Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивной команде